Редакция регионального делового издания продолжает публикацию доклада экономиста, кандидата физико-математических наук В.Н. Бренделева, с которым он выступил на научно-практической конференции, прошедшей на экономическом факультете Воронежского госуниверситета.
Есть ли у России шансы на то, чтобы перейти к проведению иной экономической политики?
Результаты проведения подобной финансовой политики «Эксперт» подвел в другом масштабном исследовании, проводимом в конце 2012 года. Выяснилось, что по общему объему добавленной стоимости обрабатывающей промышленности – то есть по объему реальной продукции, созданной человеческим трудом, а не тупо выкаченной из недр, – Россия, с ее $71,4 млрд в год, скатилась до уровня Индонезии ($70,3 млрд) и Таиланда ($71,3 млрд). Бывшая 2-я сверхдержава мира производила реальной продукции намного меньше Мексики (109,4), вдвое меньше Тайваня (142,1) и втрое – Южной Кореи (223,9). С Японией ($1018,3 млрд) – и Китаем (1097,4) Россию было сравнивать даже неловко. Что же касается США, которые российский агитпроп постоянно именовал и именует «главным мировым паразитом», то те, как оказалось, производят реальную добавленную стоимость на сумму
$1710,3 – что в 24 раза больше жалких
$71,4 млрд, производимых Россией.
Перспективы российской экономики, в свете вышеизложенного, выглядят весьма печальными. Особенно с учетом того обстоятельства, что США, вместо того, чтобы подобно суверенной России, постоянно вставать с очередных колен, взяли и совершили сланцевую революцию всего лишь за один 2009 год, обогнав на 30% по добыче газа «Газпром» (745,3 млрд м3 против 582,9). За три года цена на газ в США упала на 80%, и он стал стоить дешевле, чем в России. Со всеми очевидными последствиями для страны, превращенной в полный сырьевой придаток.
Так есть ли у суверенной России шансы на то, чтобы перейти к проведению принципиально иной экономической политики? Рецепт подобного перехода представляется, на первый взгляд, достаточно очевидным. Первый шаг – это нормализация денежного обращения. Человеческие страны мира, как известно, порядка 80% бюджетных расходов финансируют за счет эмиссии – почему бы России не пойти по тому же пути? Ну а дальше – все хорошо известно. Государственные закупки, осуществляемые за счет эмиссии, увеличивают совокупный общественный спрос, а всякое увеличение автономного спроса (благодаря действию мультимиллионера Кейнса) ведет к кратному увеличению конечного спроса. Именно таким образом выходили из Великой депрессии США, когда из федерального центра в штаты, зажатые в тиски жесткой монетарной политики, пошел огромный поток денег, разгоняющий американскую экономику. Опыт реформ Франклина Делано Рузвельта, создавшего американский средний класс и превратившего Америку в первую сверхдержаву мира – разве он не может быть использован в России?
Очень похоже, что уже не может. Российский опыт последних лет свидетельствует, увы, о том, что значительное – и даже кратное – увеличение госфинансирования какой-либо отрасли чаще всего приводит к тому, что ситуация с ней начинает только ухудшаться. Ответ на вопрос, почему происходит подобное, получить не столь уж и сложно. Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев провел интересное исследование, результаты которого говорят сами за себя.
За нулевые годы курс доллара в России практически не поменялся: в 2010 году он оказался тем же самым, что и в 2000-м. При этом, однако: в 2000 году в России в вузах учились 5,1 млн студентов, причем 3,8 млн из них – на бюджетных местах, в 2010 году – 7,4 млн и 2,9 млн бюджетников. Но на развитие высшего образования тогда выделили 24 млрд рублей, в 2010 году – 560 млрд (курс доллара не менялся!).
В 2000 году в России построили 3,9 тыс. км шоссейных дорог, а в 2010-м – 1,6 тыс. км. Зато затраты в первом случае составили 37 млрд руб., а во втором – 442 млрд руб.
В далеком уже 1993 году вице-президент А. Руцкой шантажировал Кремль компроматом о злоупотреблениях по так называемому делу «Мабетекса», а управделами П. Бородина впоследствии даже задержали швейцарские власти. Масштабная реставрация объектов Кремля, Белого дома и нынешнего здания Госдумы стоила тогда $340 млн. В 2010 году за вдвое большую сумму – 20 млрд руб. – правительство Москвы обещает всего лишь запустить «водное метро» от Нагатинской дамбы до Киевского вокзала.
В 1995 году на залоговых аукционах бюджет получил $ 550 млн, что позволило закрыть многие накопившие в стране проблемы и обеспечить успех Б. Ельцина на выборах 1996 года. Сегодня этой суммы хватит только на закрытие проблем одного только Дагестана, да и то только на 4,5 месяца.
Суммы, которые тратят власти непонятно на что, с трудом поддаются осмыслению, поражался Иноземцев. В ближайшие годы на развитие республик Северное Кавказа планируется выделить 5,5 трлн руб. – по $ 26,2 тыс. на каждого тамошнего жителя или по трехлетней средней зарплате рядового россиянина.
Инвестиционная программа РЖД на 2011 год – 374 млрд руб. Сколько строится у нас в среднем в год железных дорог? Около 60 км.
Инвестиционная программа «Газпрома» на 2010 год – 1,2 трлн руб. Газа при этом будет добыто на 2,6 % меньше, чем в 2000 году.
440 млрд рублей, которые выделяются на дорожное строительство ежегодно, – это 10 млрд евро, которых в Европе хватит на постройку 1500 км шестиполосных трасс. Но где у нас хотя бы одна дорога от Москвы до Питера?
И так – по всем направлениям.
В 2001 году, если кто помнит, В. Путин собирался догнать по уровню ВВП на душу населения Португалию. Ее мы так и не догнали – если говорить о стране в целом. Зато российская бюрократия давно догнала и перегнала не только Португалию.
В 2011 году по статье «Общегосударственные расходы» в федеральном бюджете выделено 844,6 млрд рублей, или 29,2 млрд долларов. В бюджет Соединенных Штатов на те же цели направляется $31,2 млрд. А так как население США более чем в два раза превышает наше, это значит, что каждый россиянин платит на содержание столь любимых и близких нашему сердцу бюрократов… в два раза больше, чем обычный американец.
«Современная Россия – настоящая черная дыра для бюджетных денег», – заключил Иноземцев.
Кто является главным выгодоприобретателем от проведения подобной политики? Согласно расчетам, проведенным академиком – секретарем РАН Дмитрием Львовым,
92% доходов от продажи природных богатств России владели 100 семей олигархов, на долю остального 140-миллионного населения России приходилось всего лишь 8%. Эти самые 100 семей, однако, определенно не смогли бы существовать в полном социальном вакууме, а потому на протяжении всех нулевых для обеспечения их интересов последовательно создавали мощнейший класс-паразит, под интересы которого, в свою очередь, отстраивалась и вся деятельность российского суверенного так называемого «государства».
По данным Генпрокуратуры объем коррупционного рынка в России составляет $240 млрд
О том, что российская бюрократия за годы реформ обрела классовое сознание и превратилась в особую социальную группу, стоящую над обществом, говорилось и писалось множество раз. Даже по данным Генпрокуратуры, объем коррупционного рынка в России составляет $240 млрд – 20 федеральных бюджетов эпохи Б. Ельцина (по данным фонда Индем – $310 млрд) На интересы класса-паразита работает, однако, не только российский коррупционный рынок, но и сам государственный бюджет РФ.
Журнал «Эксперт» (4-10 сентября 2006) провел сравнение структуры проекта российского бюджета – 2007 с федеральным бюджетом США 2005 года. Процент расходов на сельское хозяйство в США почти в 10 раз превышал российский уровень, на здравоохранение – в 8 раз, на социальные программы – более чем втрое. Фантастическое преимущество в пользу России имело место только в финансировании госбезопасности и правоохранительных органов – здесь наблюдался более чем 4-кратный перевес в пользу «государственников». «То, что у кого-то поворачивается язык назвать такой бюджет социальным, демонстрирует лишь одно: большинство политиков полагают, что в связи с падением уровня образования в России не осталось людей, умеющих считать», – сухо констатировал «Эксперт». Министр регионального развития РФ В. Яковлев в 2006 году отметил, что из 20 млн мужчин трудоспособного возраста 1 млн отбывает заключение, 4 млн работают в системе МВД, МЧС и ФСБ, 4 млн являются хроническими алкоголиками и 1 млн наркоманами.
Число охранников в России превышает 1,5 млн человек (из них 700 тыс. – лицензированные охранники, сотрудники ЧОПов), что в 5 раз превышает число охранников ГУЛАГа. По сравнению со временами Союза число полицейских на душу населения увеличилось более чем в 3,6 раза, и это не считая того, что из МВД выделилась Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по контролю за наркотиками. Вообще же полицейских в России на душу населения в 4 раза больше, чем в США. Численность сотрудников ФСО, СВР, ФСБ составляет 140 тыс. человек – в 2,5 раза больше, чем в Министерстве госбезопасности в 1953 году – а это не считая пограничников. Немалый интерес представляет и тот уровень запросов, который сложился у силовиков. По данным соцопроса, проведенного в 2009 году, в самый разгар скандала, начавшегося после бойни, устроенной майором милиции Евсюковым, полицейские, за обещание попробовать не воровать, запросили себе зарплату 150 тыс. руб. в месяц (в 9 раз превышающую среднероссийскую) плюс полный соцпакет.
Запросы российского класса-паразита ненасытностью одних лишь силовиков-«патриотов», ясное дело, не ограничиваются. За 1996-2006 годы численность людей, занятых в российской экономике, сократилась на 14%. За это же время численность занятых в электроэнергетике выросла на 65%, в трубопроводном транспорте – удвоилась, в газовой промышленности – утроилась. Доля в общем фонде зарплаты при этом у электроэнергетиков возросла в 2,2 раза, у работников трубопроводного транспорта – в 6 раз, у газовиков – в 10 раз.
Уже в 2001 году уровень внутренних тарифов на услуги энергетиков в России был завышен по всем позициям, за исключением газа. В 2013 году, по расчетам зам. директора Института проблем естественных монополий Булата Нигматуллина при расчете по ППС – паритету покупательной способности – стоимость электроэнергии в России оказалось на четверть выше, чем в энергодефицитной Европе и в 2,5 раза выше, чем в США. Внутренняя стоимость газа сравнялась со среднеевропейской и в 2,2 раза превысила его стоимость в США.
Цены на услуги ЖКХ при этом оказалась на 60% выше, чем в Европе, и в разы выше американских. Вообще же, по расчетам депутата ГД Оксаны Дмитриевой, за последние 20 лет цены на услуги ЖКХ росли темпами, в 27 раз превышающими инфляцию.
Следует констатировать, таким образом, что в России за нулевые годы (вовсе не случайно называемые «жлобскими») был создан мощнейший класс-паразит, «патриотический» класс-дегенерат, полностью подчинивший своим интересом все институты российского типа «государства». Об уровне запросов данного класса можно судить уже по тем доходам, которые имеют – официально! – его лидеры. Так, глава «Газпрома» А. Миллер получает более 2,5 млн руб. в день, глава РЖД В. Якунин – около 5 млн, глава «Роснефти» И. Сечин – более 5 млн, нынешний губернатор Самарской области В. Артяков, в период его работы на АвтоВАЗе, получал 5 млн 555 тыс. руб. в день. Все более мелкие паразиты, работающие в данной системе, в своих потребностях равняются, естественно, на своих лидеров-«государственников».
Суверенная Россия при этом, заметим, не просто превращена в сырьевой придаток – она превращена в придаток совершенно особого, никогда не встречавшегося ранее в истории человечества типа. Так, к примеру, в Венесуэле цена бензина составляет 5 центов за литр, в разоренной войной Ливии – 14 центов, в Саудовской Аравии – 14 центов. Подоходный налог, уплачиваемый гражданами стран Персидского залива, столь ничтожен, что он учитывается в статистике вместе с налогом на прибыль (в Саудовской Аравии, к примеру – 0,63%). В России же проводится политика диаметрально противоположная. Целью этой политики провозглашается, вообще-то, «избавление от нефтяной зависимости». Вот только решается эта благородная задача методами более чем интересными – последовательным перенесением налогового бремени с сырьевого сектора и класса паразитов непосредственно на людей, живущих и работающих в России.
«В стоимости производимого в России валового продукта 75% занимают природные ресурсы»
Главным источником бюджетных поступлений в РФ является таможня, дающая 57% бюджетных доходов.
В структуре налоговых поступлений доля НДС составляет около 40%, доля НДФЛ – 26%. Но вот что интересно. По данным ФНС России, в 2010 году НДС на товары, работы, услуги, реализованные на территории России, составил 2 трлн 527,0 млрд рублей. При этом 1 трлн 121,7 млрд рублей начисленной суммы НДС – то есть 44,4% всего собранного за год НДС – пошло на возврат экспортерам!
Согласно ст. 72 Конституции РФ российские недра и ее природные ресурсы принадлежат России и ее многонациональному народу. Согласно ст. 9 Конституции «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Это означает, что доходы от продажи природных ресурсов должны прямиком поступать в федеральный бюджет и использоваться для насущных потребностей страны. Вместо этого они возвращаются компрадорам – Налоговый кодекс РФ открыто работает на карман сырьевиков. Вся стимулирующая мощь НДС направлена на движение сырьевых товаров на внешний рынок.
Схема разграбления природных богатств России работает следующим образом. В нулевые годы при фантастических ценах на сырье и энергоносители их гнали за рубеж. Налоги экспортеры должны были платить в рублях. В результате они ввозили в страну доллары, меняя их на рубли, которыми платили налоги. А Минфин, руководимый Кудриным, выводит эти деньги из экономики, помещая их в суверенные фонды. Более того: на границе экспортерам возвращали еще НДС (сверхкоррупционная операция, о чем убедительно свидетельствовало «дело Магницкого»). Фактически получалось, что сырье и энергоносители вывозились из России бесплатно. Однако и это еще не все!
НДС в России поступает в бюджет в основном не от отечественных товаров, а от импорта. Но импортные товары покупают живущие в России люди. То есть это они де-факто оплачивают как НДС, так и акцизы на импортированные товары. Своего рода налог на потребление, очень немаленький – люди его выплачивают, как бы даже не зная об этом, но покупая товары по завышенным ценам. И этот налог по полной программе взымается с миллионов не слишком состоятельных россиян. Плоская шкала налогообложения является, как известно, предметом особой гордости Путина («Нам весь мир завидует»!). При ее введении, правда, налоговая нагрузка на малообеспеченных увеличилась (с 12% до 13%), а не богатых резко снизилось. При этом шкала социальных взносов вообще является регрессивной. Так, в 2013 году максимальный налог, с которого уплачивались взносы в России, составлял 568 тыс. руб. в год. Т.е. обладатели многомиллионных (в день!) зарплат платили в пенсионный фонд такие же взносы, как и те люди, которые получают зарплату 47,3 тыс. рублей в месяц.
В результате, согласно подсчетам, россиянин, получающий зарплату 10 тыс. рублей в месяц, отдает из нее государству, в виде прямых и косвенных налогов, 6500 рублей. Что же касается средней зарплаты, то русские с нее отдают государству около 55% своего дохода.
«В стоимости производимого в России валового продукта 75% занимают природные ресурсы, – отмечал в конце 2006 года академик Дмитрий Львов. – За счет труда создается только 5% национального богатства. Но эти проценты дают нам 2/3 всех собираемых налогов. Тогда как нефть, газ, лес, металл и т.д. дают лишь 13% налоговых поступлений».
Российский класс- паразит, созданный в нашей стране за жлобские нулевые, блистательно справился, таким образом, со всеми стоящими перед ними задачами. 100-200 семей, присваивающие более 90% доходов продажи в за рубеж российских невосполнимых природных ресурсов, получили все возможности для того, чтобы вывозить нажитые непосильным трудом рабов на галерах богатства за рубеж, практически ничего не оставляя «этой стране» и «этому народу». Но при этом, к тому же, обязанность содержать государство-паразит, государство- упырь было возложено на тех русских, которые продолжали трудиться в России.
Аппетиты класса-паразита, доминирующего в России растут
В результате политики, на протяжении жлобских нулевых и в начале 10-х проводимой в России «государственниками», производить что-либо человеческим трудом в нашей стране становится невозможно в принципе. Предприниматель и политик Константин Бабкин, к примеру, после встречи с Путиным, который предложил ему перенести производство тракторов из Канады в Россию, представил расчеты, из которых следовало, что предприятие, работающее в Канаде и имеющее чистую прибыль $16,4 млн в год, в России будет иметь чистый убыток $21,6 млн.
Аппетиты класса-паразита, доминирующего в России растут тем временем постоянно. За последние пять лет, к примеру, в 20 раз (!) возросли размеры отчислений в социальные фонды для индивидуальных предпринимателей. В результате эффективная ставка соцпакета для ИП оказалась в 35 раз (!) выше таковой для «Газпрома». За 2013 год в результате более полумиллиона ИП прекратили свое существование.
Экономисты и публицисты множество раз отмечали, что для того, чтобы описать происходящее в России, необходимо будет переписать все учебники по макроэкономике. Это действительно так. Возьмем, к примеру, доказанную несколько десятилетий назад теорему сбалансированности бюджета, которая гласит, что одновременное увеличение госрасходов и налогов на одну и туже величину все-таки оказывает стимулирующее воздействие на конечный спрос (хотя и на меньшую величину, чем показывает простой мультипликатор).
В случае работы государства-упыря эффект наблюдается прямо противоположный. Дело в том, что одновременно с
мультипликатором Кейнса, в этом случае, включается мощный механизм паразитизма, который по аналогии можно назвать
дегенератором Кудрина. Численная величина дегенератора может быть определена по коэффициенту
предельной склонности к паразитизму (аналог предельной склонности к потреблению в теории Кейнса). Величина данного коэффициента зависит, очевидным образом, от средней величины отката (в суверенной России величина отката находится уже в диапазоне 60-95%), который, в свою очередь, зависит от коэффициента завышения цен при проведении госзакупок (
мультипликатор вырождения, среднее значение которого в России приближается к пяти, а в отдельных случаях лежит в диапазоне от 20 до 40 и даже до 220).
В учебники по
экономике вырождения, которые наверняка будут написаны уже в самом ближайшем будущем, войдут и такие экономико-паразитические термины, как
глушитель (симметричный термин к
акселератору в теории Кейнса). При этом, в отличие от акселератора, который, заведя мотор роста, резко сбрасывает свои обороты, глушитель с течением времени их только набирает (классический пример: строительство платных автодорог в России, олимпиада в Сочи, строительство Северного и Южного потоков). Определенным аналогом
парадокса бережливости в теории Кейнса будет, очевидно, синдром бюджетобесия – экономической политики, особенно ярко проявившейся в первый президентский срок В. Путина.
Новый понятийный аппарат, используемый в исследованиях экономики вырождения, позволяет, очевидным образом, дать и ответ на вопрос, почему российская экономика была введена в состояние кризиса при исключительно благоприятных, вроде бы, внешних условиях. Причина кризиса заключается в том, что после того, как в экономике вырождения достигается некий предельный уровень паразитизма, мощности мультипликатора Кейнса уже не хватает для того, чтобы компенсировать паразитический эффект, определяемый дегенератором Кудрина (будем пока называть его так, хотя, возможно, фамилия Кудрина в названии дегенератора будет заменена на фамилию какого- либо другого, не менее выдающегося представителя российской «государственной элиты»). После того, как мощность мультипликатора полностью перекрывается дегенератором, выход из экономического кризиса становится уже невозможен в принципе.
Это, впрочем, подтверждает и сам А. Кудрин, признавшийся как-то в том, что экономический рост в России, в рамках созданной «государственниками» модели паразитизма, возможен только при росте цены на нефть на 20-30% в год.