27 февраля на экономическом факультете Воронежского государственного университета состоялась научно-практическая конференция на тему «Будущее суверенной России. Перспективы развития грядущего экономического кризиса», инициаторами проведения которой выступили региональное деловое издание «Экономика и жизнь – Черноземье», Ассоциация альтернативных СМИ, Общероссийский народный фронт и партия «Альянс зеленых и социал-демократы». В конференции приняли участие как известные политики, так и представители предпринимательских кругов Воронежа. Главная дискуссия развернулась вокруг доклада, с которым выступил к.ф.-м.н. Владимир Бренделев, работавший в свое время в должности советника губернатора Воронежской области по экономике, а затем на протяжении 14 лет бывший заместителем председателя Научно-технического совета при двух председателях Воронежской облдумы и мэре г. Воронежа.
Региональное деловое издание публикует первую часть доклада В.Н. Бренделева.
Экономического кризиса, подобного нынешнему российскому, в истории человечества определенно не было. ВВП России, как известно, рос десять лет назад при цене на нефть $ 30 за баррель, 8 лет назад при цене $ 50, 6 лет назад при цене $ 70, а теперь вдруг «припал», при цене свыше $100 и именно в момент начавшегося роста мировой экономики.
Самое же интересное: кризис подкрался к России после того, как она, после 13 лет интенсивного вставания с натруженных и мозолистых колен получила за счет продажи своих невосполнимых природных ресурсов совершенно фантастические деньги на развитие – более $ 3 триллионов. В 90-е годы правящие либералы говорили, вообще-то, о $ 900 млрд инвестиций, достаточных для того, чтобы построить в России преуспевающую экономику западного типа. И эта цифра выглядела вполне реальной.
Китай, к примеру, получил за все годы реформы порядка $ 1 трлн инвестиций, и этого хватило для того, чтобы КНР из нищей и отсталой страны превратилась в развитую державу, претендующую на статус 2-й сверхдержавы мира. Украинские власти, в начальный период всем известных событий, желали получить от ЕС фантастическую сумму – $150 млрд, мотивируя это тем, что страны Восточной Европы – с населением около 50 млн человек, сравнимым с населением Украины – получили после начала рыночных реформ $ 162 млрд, что позволяет им с уверенностью смотреть в будущее. Суверенная Россия же получила сумму в 20 раз большую – и даже не в форме инвестиций, а в виде прямого подарка от щедрот мирового рынка. И вот – кризис.
Главной причиной надвигающегося кризиса стала, конечно же, феноменальная ненасытность правящей в России «элиты». К началу 2008 года, согласно «расчетам» профильных ведомств и работающих на власть «экспертов», для модернизации страны требовалось уже не жалких $ 0,9 трлн, а сумма на порядок (!) большая – более $ 8,5 трлн. При этом речь шла уже не о построении какой-то там процветающей экономики, а всего лишь о «простой модернизации цивилизационного багажа страны – безо всяких революционных изысков и рывков», как выразилась газета «Завтра» (16, 2008). «И это (8,5 трлн долларов!) – без учета расходов на аграрный сектор, без науки и образования, без модернизации авиапрома и космоса, морского транспорта и портов, без спортивной инфраструктуры, без вложений в культуру, без учета возможных войн и катаклизмов, без структурных реформ в управлении страной – не говоря уже о всевозможных нанотехнологиях, био-и генной инженерии, информационных и телекоммуникационных проектах, о разработке революционных видов топлива и источников энергии, о новых видах вооружений, о хай-теке в области материаловедения или экологии и т.д.», – писала газета, именующая себя «Органом Государства Российского».
Средства Фонда национального благосостояния и Резервного фонда (более $ 130 млрд – 6,5 федеральных бюджетов времен Ельцина) «Завтра» назвала «жалким крохами» – «все равно, мол, не помогут». Никакое «постепенное развитие», никакой «умеренный прогресс» Россию не спасут, – утверждала «патриотическая» газета. – Еще более губительные мечты о «спокойной размеренной жизни». Для элементарного выживания – чтобы вода из крана текла и поезда по рельсам бегали – стране требуется полное переформатирование жизни. Нужно взвить Россию на дыбы, как это сделали Петр и Сталин, перековать заново и пустить во весь опор вперед, к спасению».
Другой причиной абсолютно неизбежной – при таких-то «элитных» аппетитах – экономической катастрофы является и совершенно пещерная, другого слова не подберешь, дремучесть российских финансовых властей, для которых полным откровением являются даже вопросы, отработанные экономической наукой где-нибудь пару веков назад. Для оценки разницы в уровне интеллекта между российской и китайской, к примеру, элитой, достаточно привести всего лишь пару цифр.
В 2004 году монетизация (объем денежной массы М2) в КНР составил 185% ВВП. В России же уровень монетизации экономики составил 16% ВВП. При этом инфляция в Китае была в несколько раз ниже, чем в России.
Уровень деградации российского общества и в особенности российской «элиты» достиг сегодня такого предела, что обычной реакцией на информацию подобного рода является либо глубокомысленное: «Ну нельзя же и в самом деле запускать печатный станок инфляции», либо вообще нечто близкое к истерике: «Так нам, что же, предлагают печатать ничем не обеспеченные деньги?!». Но вот, к примеру, подзаголовок статьи экономического обозревателя журнала «Коммерсант – Власть» Сергея Минаева, опубликованной не далее как в январе с.г.: «В западных странах наблюдается необъяснимое явление: печатный станок работает на полную мощность, а цены на потребительском рынке растут все медленнее и вообще готовятся падать».
«Необъяснимое явление», столь поразившее экономического обозревателя, наблюдается, вообще-то, уже на протяжении всех 24 лет проводимых в России «рыночных реформ». Печатный «станок инфляции» в западных странах все время работает на полную мощность, вот только инфляция там постоянно оказывается в несколько раз ниже российской, хотя именно в России пресловутый печатный станок работает в крайне ответственном режиме и ни в коем случае не печатает «лишние», «ничем не обеспеченные» и «не заработанные экономикой» деньги.
«Парадокс», столь изумивший экономического обозревателя серьезного издания, объясняется на самом-то деле достаточно просто. Еще в 1971 году – да, именно так: 43 года назад! – США отказались от своего обязательства обеспечивать ограниченную свободную обратимость доллара в золото (для внешних операций), принятое им в рамках Бреттон-Вудской системы. А в 1974 году в рамках МВФ было принято решение о полной отмене даже формально фиксированных золотых паритетов валют. С этого времени все национальные валюты, таким образом, были отпущены в «свободное плавание».
С 1974 года, таким образом, любая страна имела ничем не ограниченное право эмитировать любые объемы своей национальной валюты. Существовало, правда, одно-единственное ограничение – но чисто биологического характера. Для того, чтобы страна могла в полной мере использовать имеющийся у нее человеческий и экономический потенциал, ей необходимо было иметь адекватные государственные институты. И не все страны мира, увы, смогли справиться с решением этой не слишком уж сложной, вообще-то, задачей.
Для стран, управляемых умственно неполноценными «элитами», человечество было вынужденно придумать систему currency board – внешнего валютного управления. При такой системе возможности государства эмитировать свою национальную валюту ограничивались величиной имеющихся у него золотовалютных резервов (ЗВР). В человеческих странах мира ЗВР служили исключительно для обеспечения возможностей проводить внешнеторговые операции. В станах с резко пониженным уровнем интеллекта элит ЗВР, помимо этого, должны были служить гарантией того, что финансовые власти не наделают слишком больших глупостей в своей кредитно-финансовой политике – каждый неполноценный тугрик, эмитированный таким государством, должен был быть подкреплен долларом, имеющимся у него в резервах. Позорная, унизительная, колониальная система currency board резко ограничивала, естественно, возможности развития экономики. В XX веке, впрочем, число стран, принявших систему currency board, можно было перечислить по пальцам.
XXI век в значительной степени сумел изменить прежние, человеческие представления об уровне интеллекта тех существ, которые могли прийти к власти в той или иной стране мира. ЗВР России, благодаря фантастически выросшим ценам на экспортируемое ею сырье и энергоресурсы, росли как на дрожжах – к лету 2006 года объем российских ЗВР превысил ЗВР стран G7 (за исключением Японии), только не по отдельности, а вместе взятых. Уровень интеллекта российских финансовых властей, однако, не позволил использовать даже те возможности, которые предоставлялись умственно неполноценным странам, согласившимся на введение системы внешнего валютного управления. «Чтобы оценить упускаемые возможности в сфере денежной политики, представим, что Россия отказалась от Центрального банка и своей национальной валюты, перейдя на использование долларов и евро во внутреннем обороте, – писал в начале 2007 года Сергей Глазьев, в то время – депутат Госдумы и руководитель Национального института развития («Эксперт», 22-28 января 2007 года). – В таком случае денег у нас оказалось бы в четверо больше, инфляция стала бы в три раза меньше, а кредиты – вдвое дешевле и доступнее».
«Впечатляющие данные привел президент: наши золотовалютные резервы достигли 303,7 млрд долларов. Стабилизационный фонд – 88 млрд долларов. Поздравляю – мы впереди планеты всей, – иронизировал бывший зампред Счетной палаты России Юрий Болдырев («Литературная газета», 7-13 февраля 2007 г.). – Не по научно-техническому развитию. И не по уровню жизни…Но по соотношению между изъятым из экономики и объемом экономик. И по соотношению резервов к госрасходам: отправлено денег за рубеж уже вдвое больше, чем весь федеральный бюджет страны. Всех заткнули за пояс…».
Сергей Глазьев сделал интересное сопоставление. На каждый доллар, работающий в экономике США, в финансовые резервы отправлялось 4 цента. Россия же за каждый доллар, работающий в отечественной экономике, направляла за океан в резервы… 4 доллара. Разница в 100 раз очень точно характеризовала соотношение между уровнем интеллекта американской элиты и тех «государственников», которые «управляли» Россией. Летом 2005 года журнал «Эксперт» провел масштабное исследование «Средний бизнес России», результаты которого оказались в высшей степени примечательными. Ученые, проводившие исследования, пришли к выводу, что из 8000 компаний среднего бизнеса 6000 являются вполне конкурентоспособные. Но! При существующих в России нормативах финансового рынка, при той кредитно-финансовой политике, которую проводили российские власти, развиваться из этих 6000 могло только… 500. С учетом 400 крупнейших компаний России получалось, что из 6400 конкурентоспособных компаний развиваться в России сможет только 900. «Сжав экономику, – констатировал «Эксперт» (5-11 сентября 2005 г.), – мы, с точки зрения занятости, сможем обеспечить работой максимум 15 миллионов человек».
Продолжение следует