Аналитика | 27.03.2017
Роль институтов развития в экономическом росте и пространственном развитии регионов
Одним из ключевых аспектов исследования экономического роста и пространственного развития российских регионов, который пока не нашел глубокого и системного анализа в отечественной экономической науке, является категория региональных институтов развития. И в этой связи важно увидеть некоторые подходы в объяснении понятия «институт». В теории рационального выбора институты – это системы правил, сконструированные рационально действующими индивидами, стремящимися к максимизации своих материальных интересов.
Теория институтов и институциональных изменений
Применительно к экономике институты развития стоит понимать как специализированные государственные (квазигосударственные) корпорации (компании), деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны. Кроме того, российские ученые О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов и Р.Г. Волков под институтами развития рассматривают определенные механизмы. И прежде всего, в преодолении провалов рынка в сфере инноваций, в устранении институциональных провалов (в формировании отсутствующих, но необходимых сегментов рынка), в развитии экономической (энергетика, транспорт, другие коммуникации) и социальной инфраструктуры, в элиминировании существенных региональных дисбалансов развития.
Известный специалист по проблематике функционирования институтов Д. Норт подчеркивал, что институты – это «правила игры» в обществе, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, полагал Д. Норт, они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия – будь то в политике, социальной сфере или экономике. Следовательно, полагал ученый, институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен.
При детальном анализе деятельности институтов развития, прежде всего на федеральном уровне в РФ, важно реально обратиться к их типологии. При этом даже не столько к типологии с учетом международного опыта (хотя это и значимо), сколько при опоре на обобщения и практики функционирования институтов развития в 2010–2015 гг. В этом ракурсе заслуживает внимание типология институтов развития О.С. Грозовой и Н.Н. Манько. В частности, Н.Н. Манько, типологизируя исследуемые структуры, в качестве критерия классификации выделял субъекты инвестирования. Соответственно он предлагал выделять публичное (государственное, муниципальное) инвестирование, частное инвестирование и государственно-частное партнерство. Уточненную типологию современных институтов развития в РФ представила О.С. Грозова. В частности, она разделяет институты на формальные (финансовые и нефинансовые) и неформальные (институт доверия, институт предпринимательского мышления, институт парнерства и кооперации).
К вопросу об авторской периодизации становления институтов развития в регионах РФ
Анализируя историю становления институтов развития в постсоветской России, стоит выделить в данном процессе четыре периода. При этом важно акцентировать, что в основе периодизации автором временных отрезков в становлении исследуемых структур лежит система мер и механизмов государственного регулирования процессов в создании институциональной среды для реального сектора отечественной экономики. Первый период – 1992–2002 гг., в рамках которого правительственные структуры России делали ставку вовсе не на создание институтов развития. О них шла речь с точки зрения теории, о а практике их применения – лишь в рамках отдаленной перспективы, поскольку в сфере государственного управления экономикой в эти годы стояли вопросы выживания. Кроме того, Правительство РФ в прикладных задачах делало ставку на либерально-монетаристкие рецепты («рынок все отрегулирует»).
Второй период (2003–2008 гг.) выявил, прежде всего в экономике России, востребованность институтов развития на федеральном и региональном уровнях. Одним из знаковых форм институтов развития в это время становятся Особые экономические зоны (ОЭЗ), становление которых начинается в 2005–2006 годах после принятия соответствующего федерального закона (наибольшую эффективность показывают ОЭЗ «Елабуга» в Татарстане и «Казинка» в Липецкой области). Институт ОЭЗ, как другие формы институтов развития (банки развития, инвестиционные и венчурные фонды, финансовые корпорации и др.), с точки зрения формальных государственных и полугосударственных структур становятся регулирующими и стимулирующими конструкциями в процессе социального взаимодействия разных акторов, решающих общие и частные интересы.
Важной причиной появления новых форм институтов развития в России, распространившихся не только на экономическую, но и на социальную и общественно- политическую сферу, стал мировой финансовый кризис 2008 года, оказавший сильное негативное воздействие на Россию (он стал поводом к снижению экономики страны от экспортной нефте- сырьевой зависимости и переходу к кейнсианским рецептам, усилению роли реального сектора, который нуждался и в институтах развития). Вследствие этого новый период в становлении институтов развития стоит обозначить временным отрезком с 2009 по 2013 гг. Для этого периода характерно складывание институциональной инфраструктуры, которая на начало 2013 года образовывала 15 направлений (организаций). Именно они в большей степени были ориентированы «на поддержку малого бизнеса (РосБР, фонды поддержки МСБ), стимулирование экспорта (Росэксимбанк) и жилищного строительства (АИЖК), развитие передовых технологий… Совокупный капитал институтов развития составлял более 1 трлн руб.
Инициируя становление новых институтов развития, которые при всех позитивных намерениях госструктур не всегда имели нужный эффект (пример, деятельность корпорации Роснано, центр «Сколково»), федеральный центр дал толчок массовому становлению региональных институтов развития, в частности, Особых экономических зон регионального уровня. Как отмечает А.Н. Шевцов политика, выражающаяся в виде совокупности разнообразных действий федеральных органов власти по поводу регулирования процессов пространственной организации социально-экономической жизнедеятельности страны и ее территориальных частей, в современной России, несомненно, имеется. Что же касается двух других вопросов – о содержании и о смысле государственной региональной политики, то прошедшие годы реформ так и не принесли убедительных и четких ответов на них, которые впору зачислять в разряд непреходящих для России вопросов.
Институты развития выступают элементом не только федеральной, региональной государственной политики
Экономические санкции стран Запада, введенные против России в 2014 году, со всей силой актуализировали не только важность государственной политики импортозамещения в РФ, но и новую роль институтов развития (четвертый период с 2014 года по настоящее время). В данном ракурсе они становятся в новой системе координат локомотивами создания новых производств (чаще инновационных). Институты развития выступают элементом не только федеральной, региональной государственной политики, но и политики органов МСУ. К примеру, в 2015 году в Липецкой области наравне с ОЭЗ федерального уровня функционировали ОЭЗ регионального уровня нескольких типов (промышленные, агропромышленные, технико – внедренческие и туристско-рекреационные), которые наравне с частными технопарками (трехуровневая система институтов развития) размещались практически на всех муниципальных территориях субъекта РФ.
По такому же пути в тиражировании институтов развития в муниципальных территориях идет и Белгородская область. В 2015 году на территории региона функционировало 6 промышленных и технопарков (с 2009 года действует промышленный парк «Северный», в настоящее время он включает 22 резидента, в том числе промышленные предприятия). Семь проектов по созданию промышленных и технопарков находятся в стадии формирования (г. Белгород, Алексеевский, Белгородский, Шебекинский районы и Старооскольский городской округ), помимо этого определены перспективные площадки для развития в 8 муниципалитетах.
Рассматривая практики и опыт функционирования региональных институтов развития (на примере 17 областей ЦФО), имеет смысл предложить авторскую эмпирическую типологию субъектов РФ по отношению к институтам развития, выделив в этой связи четыре типа областей Центральной России (исключая г. Москву). При этом важно иметь в виду, что наравне с экономическими структурами развития стоит видеть и ростки социально- политических инфраструктур, «обеспечивающие сложение, кооперацию ресурсов региональной власти и ресурсов негосударственных организаций. В общем плане речь идет о том, строится ли политика региона только на знаниях и умениях государственных служащих или она опирается также и на внешние по отношению к институтам государственной службы ресурсы регионального сообщества. Этот сегмент социального партнерства объединяет три принципиально значимых уровня: 1) публичный, 2) экспертный и 3) профессиональный.
Четыре типа областей в Центральной России
Первый тип областей – лидерский, в которых стимулирующий процесс управленческой деятельности посредством институтов развития принес ощутимый эффект региону (критерий типологии – успешность и массовость институтов), выражаемый в создании новых производств или модернизации старых, реализации крупных социальных проектов и в укреплении мер доверия либо началом этого пути, между региональной властью и гражданским обществом. Это Липецкая, Белгородская, Калужская и Воронежская области. В наличии у регионов системность в работе и большинство форм институтов развития. Окончательное оформление региональной институциональной инфраструктуры в экономической, социальной и общественно- политической сферах планируется к 2020 году.
Для Липецкой области мощным инструментом модернизации территории стала Особая экономическая зона «Липецк» (вначале «Казинка»), которая была создана в декабре 2005 года и сейчас наравне с ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане является самой успешной за десятилетие функционирования. Приоритетными направлениями деятельности ОЭЗ является производство энергетического оборудования и систем альтернативной энергетики, машин, оборудования и автокомпонентов, медицинского оборудования. На территории Особой экономической зоны зарегистрировано 44 резидента из 13 стран мира. Объем заявленных инвестиций 150 млрд рублей, освоенных – 31, 6 млрд рублей.
Эффективно и динамично развивается Особая экономическая зона «Калуга», которая имеет два географических участка: в Людиново (комплекс по выращиванию и переработке овощей) и в населенном пункте Боровское (фабрика по производству карандашей и письменных принадлежностей, планируется создание предприятия по производству обоев, ДВП- плит, керамического оборудования). С момента начала ее функционирования в 2013 году в ОЭЗ зарегистрировано шесть резидентов с общим объемом инвестиций более 23 миллиардов рублей… В общей сложности на обоих участках будут созданы 2600 рабочих мест.
Второй тип областей – «догоняющий». К данному типу субъектов РФ, в основе типологии которых лежит критерий тиражирования практик по образцу успешных регионов, стоит отнести Московскую, Ярославскую, Рязанскую и Владимирскую области. В силу определенных объективных и субъективных (сегодняшние главы регионов имеют небольшой по меркам ЦФО стаж в управлении субъектом РФ) причин в данных территориях институты развития находятся лишь в начале своей деятельности, нет проработанного регионального законодательства по поддержке данных структур. К примеру, в Ярославской области только один индустриальный парк Новоселки», два промышленных парка («мастер» и «Гаврилов – Ям»), три инвестиционные площадки. Во Владимирской области два индустриально-логистических парка («Александрова слобода», «Владимир»), два промпарка («Струнино» и «Парацельс»), технопарк «Русклимат», индустриальный парк ОКА», агпропромпарк «Ставровский».
Третий тип областей – дефектный. Критерием данного типа российских регионов является непрозрачность деятельности большинства учрежденных институтов развития, с точки зрения распределения мер государственной поддержки, недостаточность налогового и финансового стимулирования данных структур, формирующих на выходе дефекты институциональных конструкций. При этом не исключаются факты перераспределения региональных бюджетных средств в пользу компаний с низкой эффективностью либо с ее отсутствием. К данному типу областей стоит отнести Ивановскую, Костромскую, Орловскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую и Тульскую области.
Из семи областей этой группы только в Тульской области в апреле 2016 года была создана ОЭЗ на базе индустриального парка «Узловая», где осуществляется создание объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры. Предварительный объем инвестиций на эти цели составит порядка 3,486 миллиарда рублей. В Ивановской области осуществляют свою деятельность три индустриальных парка – в Родниках, Кинешме и Иванове. В Орловской области индустриальный парк «Зеленая роща» в Мценском районе имеет цель перерасти в Особую экономическую зону «Серп и молот». По оценкам руководства субъекта РФ уже от первых семи резидентов область ожидает вложения более 12 млрд рублей. Кстати, в Орловской области действуют два частных индустриальных парка «Орел» и «Ливенский».
В начале марта 2017 года Правительством РФ было подписано постановление о создании четырех новых территорий опережающего развития (ТОРов) в российских моногородах (сейчас на территории России 313 кризисных населенных пунктов, в которых проживает 13 миллионов человек, порядка одного миллиона трудятся на градообразующих предприятиях). Одной из территорий опережающего развития в ЦФО станет город Дорогобуж в Смоленской области (такой статус предоставлен на 10 лет). Резидентам ТОРов предоставляются налоговые льготы, льготные тарифы страховых взносов, облегченный порядок государственного и муниципального контроля. Перечень инвестпроектов превышает сумму 11,8 миллиарда рублей, и к 2020 году на данной территории планируется создать порядка 900 рабочих мест.
Четвертый тип – отстающий. Критерием данного типа российских регионов является либо отсутствие институтов развития в данных субъектах РФ (за исключением «Корпораций «Развитие», которые, скорее, являются фор мой бюрократической отчетности, нежели реально действующим институтом), либо для области характерен начальный этап проведения работ по созданию некоторых форм данных институциональных структур. Это Курская, Брянская области. К примеру, в Брянской области только строится промышленный парк для предоставления субъектам предпринимательства нужных площадей для работы. А в Курской области создание промышленного (индустриального) парка лишь предусмотрено в планах региональных властей на площадях в 102,8 гектара.
Решение Президента РФ В. Путина в июне 2016 года о прекращении создания новых особых экономических зон (ОЭЗ), прекращении работы десяти из них и о передаче оставшихся ОЭЗ субъектам РФ (на 1 января 2016 года в 30 субъектах РФ было 33 особых экономических зоны: 9 промышленнно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовых зоны и 15 туристско-рекреационного типа, не снимает с повестки дня актуальность и важность региональных институтов развития, какими по сути дела и являются ОЭЗ, в экономике современной России. Наоборот, даже несмотря на проблемность функционирования ряда из них, ОЭЗ наравне с территориями опережающего развития (ТОР) и индустриальными парками являются знаковыми структурами модернизации российских регионов. Более того, для них необходимы стратегия работы, единые правила функционирования и планируемый результат функционирования.
Автор: Дмитрий Нечаев
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Калужская область |
|
Московская область |
|
Воронежская область |
|
Белгородская область |
|
Липецкая область |
|
Орловская область |
|
Тульская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Ярославская область |
|
Курская область |
|
Рязанская область |
|
Брянская область |
|
Костромская область |
|
Ивановская область |
|
Тамбовская область |
|
Смоленская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
«Перельман в рекламе»: разговор с Алексеем Ивановым
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.