Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 11.06.2017

Десять факторов успеха и четыре стратегических перспективных направления: белгородский глава Е. Савченко показал всем российским чинушам, как надо работать

Десять факторов успеха и четыре стратегических перспективных направления: белгородский глава Е. Савченко показал всем российским чинушам, как надо работать

Десять факторов успеха и четыре стратегических перспективных направления: белгородский глава Е. Савченко показал всем российским чинушам, как надо работать

Евгений Савченко – губернатор Белгородской области, работающий на этом посту с 1993 года, выступил с ежегодным отчетом перед депутатами областной Думы и общественностью

Собственно, это был не столько отчет, сколько объяснения секрета успеха лидерской области в РФ. Ведь мало кто из российских министров может похвастаться последовательным созиданием в своей отрасли («коекакеров» за 25 лет было пруд пруди). Не особенно-то было успешно и абсолютное большинство руководителей субъектов РФ: ни бывшие, ни нынешние. Не оправдала себя модель губернатора-бизнесмена (Дудка и Груздев – Тульская область, Зеленин – Тверская область, Мень – Ивановская область). Ничем хорошим не показали себя ни прошлые генерал губернаторы (Громов – Московская, Кулаков – Воронежская, Маслов – Смоленская области), ни нынешние губернаторы-партийцы от КПРФ и ЛДПР (Потомский – Орловская, Островский – Смоленская области). Более того отчет Е. Савченко это некое изложение масштабной программы работы органов власти и управления Белгородской области на перспективу (в сентябре 2017 года в это регионе состоятся выборы главы региона и Е. Савченко планирует в них участвовать). И это программа реалистическая, продуманная и просчитанная. И, кстати, далеко не в каждом субъекте РФ есть такая. Даже несмотря на наличие федерального законодательства о стратегическом планировании.

Мы не допустили обнищания народа, а наоборот, создали относительно достойные условия для работы и жизни белгородцев

Численность населения в 1990-м году была почти 1 млн 400 тыс. человек. За прошедшие годы она увеличилась на 155 тысяч. И на 1 января текущего года население нашей области составило 1 млн 553 тыс. человек. Следующий показатель – индекс промышленного производства – относительно 1990 года увеличился в 3,2 раза. Индекс сельского хозяйства за эти годы увеличился практически в три раза.

Ввод жилья. В 1990-м году область ввела 717 тыс. квадратных метров, за прошлый год 1 млн 350 тыс. квадратных метров – практически в два раза больше. В том числе, ввод индивидуального жилья – раньше вообще практически не поощрялось индивидуальное жилищное строительство, не только в нашей области, а и в целом в стране – в прошлом году показатель увеличился в 20 раз по отношению к 1990-му году.

Важные социальные показатели. Детская смертность: в 1990-м году она составила на 1 тыс. родившихся 14,7, за прошлый год – 6, снизилась в 2,5 раза. Потребление алкоголя. Известно, что в 90-е годы вся страна потребляла не менее 11 литров на человека в год. В 1996-м году на 1 белгородца пришлось потребление спирта 8,26 литров, в 2016 году – 5,33 литра. Снижение в полтора раза.

По численности населения в 1990-м году мы занимали 39 место среди регионов РФ, за прошлый год мы поднялись на 10 пунктов – 29 место. По объёму валового регионального продукта, экономика. В 90-е годы мы занимали 36 место, в прошлом году – 27, выросли на 9 пунктов. Объём валового регионального продукта на душу населения – важнейший экономический показатель. В 1998-м году мы занимали 36 место, за прошлый год – 17 место, рост на 19 пунктов.

Объём сельскохозяйственного производства в сельхозпредприятиях. В 1998-м году – 15 место, за прошлый год на 2-м месте после Краснодарского края, рост 13 пунктов. Оборот малых предприятий – важный показатель, демонстрирующий, как развивается у нас малый бизнес. В 1990-е годы мы были на 49 месте, сейчас на 19. Рост на 30 пунктов.

По показателю нахождения населения за чертой бедности белгородцы занимали в 1990-е годы 18-20 место, за прошлый год мы на 2 месте, то есть фактически у нас населения за чертой бедности меньше всего относительно практически всех регионов Российской Федерации. Величина прожиточного минимума. В 1990-е годы мы были на 24 месте, за прошлый год на 2, рост 22 пункта. Среднедушевые денежные доходы в месяц. В 90-е годы мы были 47-е, сейчас, за прошлый год на 21 месте среди регионов РФ.

Факторы успеха: как белгородским властям удалось стать на путь социальной стабильности и опережающего экономического роста?

Первый фактор. В 90-е годы, когда в стране полным ходом шла экономическая трансформация, приведшая к развалу экономики и обнищанию людей, перед властью региона стояла задача: каким образом, с одной стороны, поддержать уровень жизни людей. В этой связи было инициировано два проекта: во-первых, это поддержка индивидуального жилищного строительства, а во-вторых, принято решение о газификации области методом народной стройки. Белгородская область в считанные годы, первая в стране, завершила газификацию и 2/3 сельских жителей получили "голубое топливо".

Очень удачным, особенно в условиях не денежных, а бартерных отношений в 90-е годы, показал себя и проект поддержки строительства собственного дома. а эти годы в области построено более 14,5 млн кв. метров усадебного жилья, что позволило почти 500 тысячам человек, или каждому третьему белгородцу, улучшить имеющиеся жилищные условия или сменить квартиру на собственный дом, и это огромное наше социальное достижение. Уже в нулевые годы нам удалось перейти на новый для России градостроительный формат – агломерации. И этот наш опыт никому до сих пор не удалось повторить.

Второй фактор. Драматическая ситуация в 90-е годы сложилась в сельском хозяйстве. Мы первые в стране смело пошли на коренное реформирование сельского хозяйства путём организации крупных вертикально-интегрированных структур. Наше сельское хозяйство одно из самых передовых в России, а по объёму производства в расчёте на 1 га пашни нам нет равных. Инициирован и действует в настоящее время проект по поддержке сельских предпринимателей "Семейные фермы Белогорья", который объединяет сегодня свыше 5 тыс. семейных предприятий. Безусловно, в основу успеха в сельском хозяйстве встало и наше неординарное решение о скупке сельскохозяйственных земель в областную собственность. Мы скупили практически половину. Таким образом мы доказали, что вовсе не частная собственность на землю ведёт к процветанию села, а скорее наоборот.

Третий фактор. Все эти годы правительство области выстраивало благоприятный инвестиционный климат. И наши усилия не пропали даром: недостатка в инвестициях область никогда не испытывала, а в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Белгородская область за прошлый год заняла второе место. Наше кредо – экономическая свобода для предпринимателей при максимальной поддержке органов власти – и дальше будет определять основной вектор экономического развития области.

Четвёртый фактор. Мы понимали, что область не может быть успешной без интеллектуальной, научной элиты, современных вузов и прежде всего университетов. Именно поэтому было принято решение более 20 лет назад об организации фонда развития БелГУ. При поддержке всей области на месте педагогического института был создан мощный государственный университет, который вскоре вошёл в университетскую элиту страны и приобрёл статус национального исследовательского университета.

Пятое. Экономика области не может развиваться устойчиво без хорошо налаженной системы воспроизводства квалифицированных кадров рабочих профессий. Именно поэтому первой в России наша область реализовала проект по созданию белгородской модели профессионального образования, суть которой заключается в глубокой интеграции интересов работодателей, ссузов и самих учащихся. И мы добились главного: учёба в наших техникумах, училищах стала для молодёжи привлекательной и престижной, а предприятия области получают хорошо подготовленные кадры.

Шестой фактор. Ничто так не влияет на формирование настроения и сознания граждан как состояние жизненной среды обитания. Понимая это, был инициирован проект "Зелёная столица", который успешно реализуется и в настоящее время. У этого проекта много подпроектов: это и ландшафтное обустройство общедоступных мест, и сплошное облесение, и закладка новых парков и рекреационных зон. В области были разработаны Концепция бассейнового природопользования и Программа биологизации земледелия. Первые годы их реализации дали обнадёживающий результат: впервые за последние несколько столетий приостановлена деградация главного нашего богатства – чернозёма. Это чрезвычайно важный для настоящего и будущих поколений жителей области результат.

Седьмой фактор. Особый подход на Белгородчине выработан и в дорожном строительстве. Так, в нулевые годы была реализована программа обустройства дорожным покрытием всех улиц во всех населённых пунктах области. Дороги с твёрдым покрытием благодаря этой программе получили десятки тысяч домовладений. Их протяжённость составила 9175 километров. Этот проект получил горячую поддержку жителей области, и по-настоящему оценить его значимость может только тот, кто жил в условиях сельского бездорожья.

Восьмой фактор. В годы радикальных перемен, которые мы пережили, как никогда важно было сохранить духовно-нравственный код общества и не растерять культурные ценности народа. Построены заново и отремонтированы сотни учреждений культуры – клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки, музеи, театры, филармония, появились новые и заново возродились сотни творческих коллективов. Духовно-исторической и культурной меккой национального значения стал музей-заповедник "Прохоровское поле". Восстановлены и построены заново за это время сотни храмов, и мы благодарны РПЦ за продуктивное соработничество в духовном возрождении области.

Девятый фактор. Наряду с развитием культуры в области всегда огромное внимание уделялось образованию, здравоохранению, социальной защите, поддержке пожилых людей, инвалидов, детей, а также поддержке физической культуры и спорта, включая спорт высоких достижений. Светлана Хоркина, Фёдор Емельяненко, волейбольный клуб "Белогорье" стали гордостью всех жителей области.

Десятый фактор. Новаторский подход был продемонстрирован и в организации управления во всех органах власти. Мы первыми в стране совершили исторический переход от старого, ситуативного управления на новую проектную управленческую модель. Она в сочетании с переходом на электронный формат оказания государственных услуг жителям области через МФЦ по принципу «одно окно» не только кратно повышает эффективность государственного и муниципального управления, но и выстраивает новый клиентоориентированный тип отношений между властью и гражданами.

Инновационная экономика и логистика, высокие жизненные и социальные стандарты, строительство солидарного общества

Первое стратегическое направление звучит так: "Белгородчина – территория инновационной экономики". Цифровые технологии. В этой связи каждое предприятие нашей области должно иметь план цифровой модернизации, а, в свою очередь, мы будем всячески стимулировать развитие IT-компаний, которые будут этим заниматься. Более того, грядёт новая информационная революция, которая неизбежно изменит мир – глобальный, корпоративный, личный мир. Это блокчейн – когда все операции, транзакции регистрируются в сети, и сама сеть подтверждает их достоверность. Первые кандидаты на применение блокчейна – телекоммуникационная, финансовая, банковская сферы, потом промышленность, сельское хозяйство.

Перспективным инновационным направлением является широкое применение роботов. Очень рассчитываем, что скоро при поддержке крупного бизнеса у нас появятся предприятия по проектированию, изготовлению роботов и их широкому применению в промышленности, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве, государственном управлении. Соответствующая программа будет в ближайшее время подготовлена.

Не должны мы быть в роли догоняющих и в применении 3Д-технологий, которые в буквальном смысле начинают колонизировать сферу материального производства, строительство, медицину – с фантастическими для них последствиями. Понимая это, два года назад мы начали обучение детей 3Д-технологиям: в 2/3 школ уже имеются 3Д-принтеры. Следующим этапом должна стать полноценная подготовка специалистов по аддитивным технологиям в техникумах и вузах нашей области. А главное, мы рассчитываем на массовое появление самостоятельных инжиниринговых компаний или их подразделений по внедрению данной технологии в экономике и социальной сфере нашей области.

Широкое применение биотехнологий для повышения конкурентоспособности нашего передового сельского хозяйства, ибо крайне заинтересованы, чтобы оно и завтра было передовым и конкурентноспособным. Прорывное направление связано с созданием транспортных телекоммуникационных систем на основе малых беспилотных летательных аппаратов, так называемых дронов. В области сегодня уже реализуются проекты по производству беспилотников, а также использованию их в сельском хозяйстве, в землеустройстве и других сферах.

Инновационная экономика требует инновационной логистики, особенно в реализации продовольственных товаров, что актуально, конечно, для нас. В этой связи мы всячески будем поощрять предприятия, которые станут интеграторами по заготовке, хранению, предпродажной доработке и реализации продовольственных товаров в торговые сети преимущественно за пределы области. Будущее за интернет-торговлей. Не будем забывать, что перед агропродовольственным комплексом области стоит задача довести объём продаж продовольственных товаров до 1 трлн рублей.

Несколько свежих идей по некоторым организационным аспектам развития нашей экономики. Хорошо себя зарекомендовал такой формат организации промышленного производства, как технопарки. И мы его будем всячески поддерживать и развивать. Однако механизм управления технопарками, и особенно их бюджетами, далёк от совершенства. Предлагаю его сделать прозрачным и публичным с максимальной поддержкой со стороны Правительства области, но в достаточной степени эти проекты поддерживаются и на федеральном уровне. Мы будем стимулировать создание средними и крупными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями небольших промышленных производств на несколько десятков рабочих мест непосредственно в сельской местности. Такой проект сейчас разрабатывается и называется он 500/10 тысяч, где 500 означает число предприятий, а 10 тыс. – численность занятых в них.

Второе стратегическое направление называется так: "Белгородская область – территория высоких жизненных стандартов". Важная составляющая – это жилищная политика. Сегодня в области 47 млн кв. метров жилья, это чуть более 30 кв. метров на одного жителя, из них индивидуального 29 млн кв. метров, или 62%, многоэтажного жилья – 18 млн кв. метров, или 38%. Хотя четверть века назад соотношение было 50х50. За эти годы введено у нас почти 12 млн кв. метров индивидуального жилья, а многоэтажного всего около 5 млн. Ставим задачу на ближайшие 5-7 лет выйти по области на соотношение 2/3 – индивидуального и 1/3 – многоэтажного жилья.

Дорожное строительство и благоустройство. Пять лет назад мы ставили задачу уже в текущем году завершить реконструкцию магистральных дорог области протяжённостью свыше 500 км, то есть соединить все районные центры Белгородской области хорошими магистральными дорогами, при этом существенно увеличив пропускную способность, несущую нагрузку, а самое главное, безопасность. Стоимость программы оценивалась в 38 млрд рублей. Однако из-за бюджетных ограничений по независящим от нас причинам завершить эту программу планируется на 2 года позже. В ближайшие годы нам необходимо завершить полное благоустройство жилой квартальной застройки внутридворовых территорий в городах и районных центрах, крупных посёлках, как это уже давно сделано в Губкине.

Решение экологических проблем. Приоритетной задачей на ближайшую пятилетку станет дальнейшее повышение экологической устойчивости нашего региона. Ибо только в экологически здоровой обстановке можно производить здоровые продукты питания, пить чистую воду, дышать свежим воздухом, в конце концов – наслаждаться красотой природы. В этой связи будут продолжены в области уже реализуемые проекты: биологизация земледелия, замена продуктов химического синтеза, применяемых в сельском хозяйстве, органическими, то есть минеральные удобрения, пестициды, антибиотики будут постепенно вытесняться органическими удобрениями, биогербицидами, пробиотиками и другими продуктами органического синтеза.

Третье стратегическое направление: "Белгородская область – территория высоких социальных стандартов". Фундаментом и залогом народосбережения выступает качественное здравоохранение. Более года назад стартовал на Белгородчине проект "Управление здоровьем". Возврат к семейной медицине и семейному врачу, предупредить, а не лечить болезнь – в этом суть этого проекта. И это должны сделать почти одна тысяча семейных врачей – самых опытных, квалифицированных, преданных своему делу специалистов, для которых будут созданы все условия для работы, и чей добросовестный труд будет хорошо оплачиваться. Уже в текущем году этот проект в полном формате заработает в сельской местности, а в будущем – в районных центрах и городах.

Четвёртое стратегическое направление для приложения наших усилий: "Белгородская область – территория строительства солидарного общества". В этой связи мы обязаны утверждать принцип социальной справедливости во всех сферах нашей жизни и прежде всего в правильном распределении полученного совокупного дохода между государством в виде налогов, собственниками предприятий, которые распоряжаются прибылью, и наёмными работниками, которые получают доход в виде заработной платы. Важной составляющей солидарного общества является ощущение не только справедливости, но и безопасности – физической безопасности.

«Выделение кверху лучших людей". Мы и дальше, исходя из этой формулы, будем всячески расчищать дорогу вверх талантливым, умным, патриотичным молодым людям. В этой связи в текущем году у нас появится областной кадровый портал "Заяви о себе". Первостепенной задачей исполнительной власти вижу выявление, отбор, поддержку и продвижение полезных инициатив белгородцев. Благо, неравнодушных, активных граждан, не злопыхателей, а созидающих добро, у нас становится всё больше. Грантовая поддержка полезных гражданских инициатив будет не только со стороны власти, но и рассчитываем на помощь предпринимательского сообщества, различных благотворительных фондов.

Автор:  Сергей Пашков


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика