Аналитика | 27.11.2017
На протяжении долгого времени редакция регионального делового издания «Экономика и жизнь – Черноземье» знакомит читателей с материалами, посвященными состоянию кадрового потенциала в России. На эту проблему представлялись взгляды экономистов, политологов, специалистов в области муниципального управления. И материал ниже станет логичным продолжением цикла. С позицией автора можно не соглашаться, но не принимать во внимание ее нельзя.
Трансформация системы образования
Чтобы перейти на шестой технологический уклад и остаться в числе развития стран, Россия должна в кратчайшее время в условиях обострения геополитического противостояния совершить рывок от экономики сырьевого придатка к экономике опережающего развития.
При присутствующей кадровой политике уничтожения научно-технического потенциала страны такой переход, тем более рывок не возможен принципиально.
Научно-технический потенциал является основой геополитического потенциала страны, необходимым условием ее развития, безопасности и суверенности и зависит от творческого потенциала народа, системы образования и науки и количества научно-технических работников.
В современных условиях усложнения и возрастания количества прикладных задач требуется увеличение численности ученых (научно-технических работников).
В развитых и развивающихся странах, особенно во время экономических кризисов, увеличивается число научно-технических работников. В России же за последние 25 лет численность ученых уменьшилась почти в три раза (с 1 900 000 человек до ~700 000 человек в 2015 году) и продолжает падать.
В Китае в настоящее время численность ученых превысило 1 900 000 человек и продолжает расти. В США за это время число научных работников выросло с 700 000 человек до 1 600 000 человек в основном за счет России (около 900 000 выходцев из России работает на постоянной основе).
В СССР была создана уникальная система научных и научно-технических (научно-исследовательских) институтов, центров, проектных институтов и КБ, позволяющая выполнять весь комплекс научных исследований (от фундаментальных до опытно-конструкторских).
Фундаментальные исследования выполнялись институтами и центрами АН СССР (сейчас РАН); научно-исследовательские работы (НИР) – отраслевыми научно-исследовательскими институтами (НИИ) совместно с институтами АН (РАН); научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – отраслевыми НИИ и КБ и другими проектными организациями; опытно-конструкторские работы (ОКР) – КБ и другими проектными организациями.
Натурные испытания опытных и серийных образцов – на испытательных комплексах КБ, полигонах, аэродромах, космодромах и других исследовательских центрах.
Ученые принимали непосредственное участие в системе образования, преподавая в вузах.
Преподаватели вузов участвовали в научных, научно-технических и технологических исследованиях по договорам с институтами АН (РАН), отраслевыми НИИ и КБ.
Образование было бесплатным и доступным всем слоям населения, аспиранты получали достойную зарплату.
Благодаря высочайшему уровню образования и науки СССР победил в Великой Отечественной войне, первым вышел в космос, в послевоенное время был достигнут паритет с Западом. Созданный в СССР научно-технический задел до сих пор используется в России при создании современных видов вооружений, Россия до сих пор входит в число развитых стран. Советские школьники постоянно побеждали в международных олимпиадах по математике.
В результате реформы, проводимой по западным лекалам, выпускниками и педагогами Высшей школы экономики (ВШЭ) и другими оппонентами России система образования страны пришла в упадок.
За последние 15 лет российские школьники побеждали на международных олимпиадах по математике только один раз, в последнее время стали занимать места во втором десятке. 12 раз побеждали школьники Китая. В 2016 году победили школьники из США и это не случайно, поскольку президент США Б. Обама заявил, что эффективность системы образования будет оцениваться по результатам участия в международных олимпиадах по математике.
Оптимизация образования – шаг в прошлое?
Согласно программы, оптимизации системы образования, до 2020 года запланировано сокращение числа бюджетных вузов на 40%, а их филиалов на 80%. Недавно представитель ВШЭ в интервью ТВ «Россия 1» завила, что будет создано около 30 опорных вузов и только в них и федеральных университетах сохранятся бюджетные места, общее количество которых (по планам оптимизаторов) тоже будет сокращено в 2017 году. Это означает одно, что остальные около 600 государственных вузов превратятся в коммерческие либо будут ликвидированы.
Высшее образование становится платным и элитарным, недоступным для большинства населения страны, поскольку половина его уже за чертой бедности.
К этому следует добавить, что только обязательные платежи за учебу в аспирантуре достигли 400 тыс. руб.
С начала 2017 года в вузах проходит массовое сокращение ставок преподавателей, а значит и самих преподавателей (с целью выполнения майских указов Президента РФ в части повышения зарплаты оставшимся преподавателям).
Если в СССР на образование выделялось около 11% ВВП, а в США – 3%, то сейчас в России запланировано в 2017 году – 3,5% ВВП. В США сейчас тратится на образование более 10% ВВП.
Система образования России стала генерировать необратимый процесс деградации уровня знаний выпускников. Система пошла в разнос: незнайки стали готовить еще более худших незнаек.
Чтобы остановить деградацию, наладить процесс получения достойных знаний, возродить лидирующие позиции отечественного образования, необходимо вернуть системе образования России статус госслужбы, укрепить Министерство образования и науки профессионалами, вернуть в школу учителей-ветеранов и в вузы ученых, обеспечить достойное финансирование.
В науке ситуация еще хуже, чем в образовании. Разгром РАН практически завершен. Академия наук превращается в клуб по интересам. Институты и другие научные центры РАН перешли в подчинение ФАНО, возглавляемое некто Котюковым, не могущим дать определение, что такое наука. В итоге уничтожаются уникальные научно-технические школы, обеспечивающие доселе обороноспособность и безопасность России, по сути, ликвидируется фундамент научно-технического потенциала страны – академическая наука. Ведь несерьезно думать, что высшая школа экономики, Сколтех, МГУ, ЛГУ и еще несколько остальных вузов и научных центров способны выполнять весь комплекс академических исследований, не говоря о необходимом для развитой страны (претендующей на великую) объеме прикладных исследований
Куда ведут страну «эффективные менеджеры»?
Отраслевые научно-исследовательские институты и центры влачат жалкое существование. Не лучше обстоят дела в бывших отраслевых конструкторских бюро (КБ) и других проектных коллективах. Под руководством «эффективных» менеджеров уничтожаются научно-технические школы, создавшие уникальную технику и передовые технологии.
Особую тревогу вызывает образование руководителей ОПК: экономисты, финансисты, лингвисты и даже психологи есть в руководящем составе отрасли. Нет, правда, ни инженеров, ни технологов, ни конструкторов.
Этот далеко неполный перечень показывает, кто руководит научно-технической политикой в области промышленности и ОПК, перспективными разработками авиационной и космической техники. Поэтому за последние 25 лет не разработан ни один отечественный пассажирский самолет, остановлены разработки перспективных авиационных двигателей (в тоже время Центральный институт авиационного моторостроения – ЦИАМ в начале 2017 года возглавил иностранный гражданин).
Как правило, эти «эффективные» менеджеры до назначения занимались финансовыми операциями и торговлей, причем в основном в ущерб интересам страны.
Если продукция советского авиапрома составляла половину мирового рынка, то сейчас эту нишу заняли США и Европа. Тогда разработкой авиационной техники занимались выдающиеся авиаконструкторы, ученые с мировым именем А. Туполев, А. Микоян, С. Ильюшин, Г. Новожилов, П. Сухой, А. Яковлев, В. Мясищев, Н. Кузнецов, А. Микулин и др. А торговали авиационной техникой в интересах страны настоящие специалисты в области внешней торговли. А сейчас одни «эффективные» менеджеры, торгующие в основном интересами страны.
Продолжает деградировать наша гордость – космическая отрасль, «эффективные» менеджеры уверенно ведут ее к катастрофе. И. Комаров, разваливший «Автоваз», разваливает и космонавтику. В первую очередь уничтожаются уникальные научно-технические школы: РКК НПО «Энергия» (наследие Королева), АО КБ «Энергомаш» им. В.П. Глушко, АО КБХА, КБ «Химмаш» им. А.М. Исаева. В 2015 году распоряжением Комарова КБХА и КБ «Энергомаш» объединены в НПО «Энергомаш», генеральным директором которого назначен Арбузов, производственник, никогда не занимавшийся разработкой ракетных двигателей.
В августе 2015 года вместо генерального конструктора АО КБХА В.С. Рачука назначен исполнительным директором некто Камышев, не знающий до назначения, что такое ракетный двигатель. Уволенного в июле 2015 года под надуманным предлогом Рачука Камышев отказался назначать своим советником. Под предлогом оптимизации проведено сокращение около 300 специалистов, из них 11 докторов и кандидатов наук, главных специалистов по разработке основных агрегатов и узлов ЖРД.
В одном из интервью в начале 2016 года Камышев заявил, что ракетное двигателестроение для него новое направление, но без новых вызовов постановки новых задач не бывает и развития, что накопленный им опыт может принести пользу КБХА, что в своей работе он будет ориентироваться на те цели и задачи, которые ставит руководство во главе с И. Комаровым…
Комментарии излишни.
В истории бывали случаи, когда люди даже с гуманитарным образованием становились организаторами производства, конструкторами, пройдя все ступени профессионального роста, начиная с разнорабочего. Но никогда не было случая, когда сразу становились руководителями, тем более проектных предприятий.
Автор: Алексей Коротеев
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.5) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Воронежская область |
|
Тульская область |
|
Белгородская область |
|
Московская область |
|
Курская область |
|
Орловская область |
|
Тамбовская область |
|
Рязанская область |
|
Калужская область |
|
Брянская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Липецкая область |
|
Смоленская область |
|
Ярославская область |
|
Ивановская область |
|
Костромская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий ТИМОФЕЕВ первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам« |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.