«Там, где лежит труп, там собираются стервятники»
В качестве единственной возможности вырваться из этих тисков начинает рассматриваться существенная девальвация. Однако за годы жесткой денежной политики российские банки и компании накопили огромный внешний долг – примерно 700 млрд долларов. Поэтому ослабление рубля приведет к столь значительному увеличению долговой нагрузки, что сведет на нет все плюсы девальвации…
«Бухгалтерия кризиса», – гласил заголовок статьи, опубликованной в журнале «Профиль» (36, 2013). «Проект бюджета на 2014 – 2016 годы не решает накопившихся проблем и не создает стимулов для роста», – отмечалось в статье «Белый дом предрекает России трудные времена». Чиновники отказываются от помощи населению и оставляют людей беззащитными перед грядущим экономическим спадом. По сути, страна возвращается в неблагополучие 1990-х годов», – возмущался обозреватель «Аргументов недели» (3 октября 2013) Павел Хицкий.
«Падение уровня доходов среднего класса (а значит, и его жизненного уровня) неизбежно, – предрекал президент компании «НЕОКОН» Михаил Хазин. – Потребление должно достичь новой точки равновесия. По предварительным оценкам, такая точка будет поставлена тогда, когда расходы массового потребления снизятся в среднем на 50% от нынешнего уровня. То есть упадут вдвое».
«Вперед – в девяностые», – гласил заголовок статьи, опубликованной в «Итогах» (7 октября 2013). «Так что же получается – правительство собственными руками углубляет кризис в отечественной экономике?» – поражался Максим Авербух. «Если называть вещи своими именами, то товарищи из Белого дома просто «забили» на свою страну и свой народ, – утверждали «Аргументы недели» (31 октября 2013). – Более 20 лет, гнобя отечественную промышленность, практически похоронив авиа-, авто-, станкостроение, образование, науку и медицину, они в тиши кабинетов молятся газу и нефти… Похоже, что народ им просто мешает».
«Следи за полетом стервятника» – гласил заголовок очередной передовицы Александра Проханова в газете «Завтра» (43, октября, 2013). «Болотную площадь усмирили, и она улетучилась, как пар, – ликовал главный «патриотический» юродивый РФ. – Власть поступила жестко: одних посадила в тюрьму, другим подарила посты депутатов и мэров, третьих выставила глупцами на осмеяние общества. Казалось, для Кремля вновь наступила пора спокойствия и благоденствия. Можно месяцами разносить по стране олимпийский огонь. Ликовать по поводу яйцеклетки Пугачевой. Общипывать, как беспомощную курицу, Российскую Академию наук».
Но эта успокоенность мнимая, начинал заходиться в «патриотической» истерике Проханов. Нарисована веселым художником на фанерной декорации. За этой фанерной ширмой – гул и дрожь! Тектонические платы российской истории! Либеральные политологи! Территориальный распад России! Профессор Сергей Медведев! Гнездо в Вышей школе экономики! «Арктик Санрайз»! Усилия НАТО! Военно-антарктический флот! Господин Белковский! Овощной бунт в Бирюлево! Г-жа Альбац! Израильское теократическое государство! Разломить Россию по Уральскому хребту! Наводнение на Дальнем Востоке! Отток русского населения из Сибири и Приморья!
«Почему все так сразу? – уже откровенно бился в «патриотической» падучей главный «патриот» России. – О чем говорит этот клекот и хор? Перефразируя Новый Завет, скажем: там, где лежит труп, там собираются стервятники. Клекот либеральных стервятников неслучаен…»
Ну, конечно же, ясный пень – совершенно не случаен! Г-н Белковский! Г-жа Альбац! Которые готовы, как и 20 лет назад, вновь расчленить нашу любимую суверенную Родину! Возникает, правда, вопрос: да кто же они такие, эти самые г-н Белковский и г-жа Альбац – пусть даже и невероятно усиленные целым проф. Сергеем Медведевым из гнезда ВШЭ? Кто они такие по сравнению с Мастодонтом, Кинг Конгом и Динозавром российской власти – которая может все? Одних – посадить в тюрьму, других – одарить постами депутатов и мэров, третьих – выставить глупцами на осмеяние общества?
Обратили, кстати, внимание на эту проговорку – «подарить посты»? Это как – «подарить»? Это как – «посты»? А, понятно: «патриоты» уже давно не стесняются признаваться в том, что открыто плюют на закрепленное в Конституции право российских граждан самим избирать такую власть, какая отвечает их интересам. Но почему же, интересно, эта наглая, бесконечно подлая и готовая на все власть пошла вдруг на такие уступки живущим в России людям – допустила до выборов, впервые за несколько лет, нескольких оппозиционеров? Почему же она, вопреки своей подлейшей «патриотической» традиции, просто не засадила в тюрьму политиков, в чем-то неугодных?
А объясняется эта милость, оказанная властью нам, живущим в России людям, достаточно просто. Другой проговоркой Проханова. Обратили внимание на это – «Там, где лежит труп, там собираются стервятники»? И ведь Проханов прав – российская экономика действительно приведена в состояние клинической смерти – и это как минимум. И приведена при этом совершенно искусственным образом.
«Хочу подчеркнуть, что стагнация в РФ своеобразна, она не экономическая, а скорее управленческо-монополистическая, – отметил на проходившей в России конференции глава группы «Креон» Фарез Кильзие.
– Возможности развития внутреннего рынка колоссальны, и трудно представить, как можно было допустить его стагнацию». «Многие российские экономисты тоже считают, что проблема внутренняя, внешних мировых шоков, по сути, нет. Вопрос в адекватности системы стратегического управления», – заметил по этому поводу «Эксперт» (28 октября – 3 ноября 2013 г.).
«В этой [сложившейся] ситуации возникает закономерный, хотя и неприятный для власти, вопрос об ответственности за такое положение вещей, – писал главный редактор журнала «Профиль» (42, 2013) Михаил Логинов. – Тут уже нельзя списать все на неблагополучное стечение обстоятельств, приходится признать существование пороков и в самой нашей экономической модели. Эта модель сложилась в последние 10-12 лет. И характеризуется она усилением власти бюрократии и государственного вмешательства в экономику.
«Россия встала на тупиковый путь развития. А разрыв власти с наукой уже просто пугает»
Фактическая национализация значительной части нефтяной промышленности. Создание госкорпораций. Концентрация значительной части банковских активов в нескольких сверхкрупных госбанках. Список можно продолжать… На уровне государственных финансов «бюрократический» характер нашей экономики выражается в сохранении относительно высокого уровня налогообложения. Причем субъекты хозяйственной деятельности – бизнес – обложены не только легальными налогами, но и теневыми, к которым следует отнести взятки и откаты. Таким образом, у производительных классов ресурсы изымаются, а кому передаются? Правильно, непроизводительным… Но политика «выписывания чеков», «майские указы», раздувание военных расходов не могут быть главной составляющей экономической политики. Мы слишком много внимания уделяем дележке денег и слишком мало – их зарабатыванию.
Как назвать сложившуюся сегодня в стране экономическую модель? – задавал вопрос Логинов, – думаю, что будет совершенно справедливо назвать ее «путиномикой» – по имени главного архитектора. Ему и отвечать».
Что-что, а уж отвечать-то за соделанное российские «патриоты» никогда не испытывали ни малейшего желания. А потому можно не сомневаться – если уж дело реально дойдет до этого, то вопить «патриоты» будут так, что у всех уши заложит: «А при чем здесь мы, «патриоты»? Это все они – Мировая Закулиса! Англичанка, которая гадит! Проклятые хохлы, которые нас предали! Гнусная оппозиция, которая у нас везде, а особенно в СМИ! Народ, который на местах выбирал себе не тех руководителей – при той оголтелой демократии, которую мы ему разрешили! Да и вообще – мы все делаем как в самых продвинутых странах мира! В точности по самым передовым экономическим лекалам, которые только существуют в природе!
Вопрос о тех лекалах, по которым принялась кроить российскую экономику наша «патриотическая» братия – он, конечно же, и в самом деле интересный. А потому давайте его рассмотрим – хотя бы в самом первом приближении.
Где-то в середине нулевых – уже со всей определенностью ставших к тому времени жлобскими – целый ряд ведущих российских экономистов и политиков (главным образом директора расплодившихся у нас всевозможных научных институтов) решил порадовать нас, население, своим видением той невероятно позитивной роли, которую стал играть в мировой экономической науке президент и нацлидер РФ В.В. Путин. В заголовке означенных статей вопрос о всемирно историческом наследии В.В. Путина ставился обычно, сразу же в лоб: «Рузвельт ли Путин?» Ответ на поставленный вопрос был, конечно же, очевиден с самого начала: да, наш Путин – он, конечно же, Рузвельт. А также Дэн Сяо Пин, Людвиг Эрхард, Ли КуанЮ, ну и далее везде.
В чем-то схожий ажиотаж по оценке роли В. В. Путина в истории человечества возник, кстати, и после того, как Россия начала, вроде бы, несколько отходить от последствий кризиса 2008-2009 гг. Ответ на вопрос, по какой причине означенный кризис не добил все-таки российскую экономику, был опять-таки совершенно очевиден: именно по той, что В.В. Путин, в своей бесконечной мудрости, уверенно повел суверенную Россию по «китайскому пути» – то есть пути усиления государственного вмешательства в экономику. То обстоятельство, что в рейтинге эффективности предпринимаемых антикризисных мер правительство В.В. Путина оказалось на 176-м месте в мире из 183-х возможных, было сочтено, ясное дело, крайне маловажным и явно не заслуживающим упоминания.
С тем фактом, что «патриоты-государственники», пришедшие к власти в России, сказали свое, очень веское слово в экономической науке, спорить, конечно же, было бы очень сложно. «Совершенно непонятна финансовая политика правительства, которую, по всеобщему мнению, определяет министр финансов Алексей Кудрин, – писал политолог Алексей Кива («Литературная газета», 11-17 апреля 2007). – Но тот же Стиглиц (нобелевский лауреат по экономике. – В.Б.) считает такую политику – накапливать нефтедоллары, но не пускать их на развитие страны – ошибочной, доказывая это на конкретном примере Южной Кореи: «Если бы единственным фактором душевого дохода в Республике Корея было накопление капитала, то ВНП на душу населения в 1990 году составил бы 2041 доллар (в ценах 1985 года). Реально же он увеличился до 6665 долларов». И если бы Корея следовала политике, проводимой сейчас в России, то так бы и осталась отсталой страной.
Наши ученые говорят практически в один голос: независимо от того, сохраняются высокие цены на энергоносители или нет, Россия встала на тупиковый путь развития, – продолжал Кива. – А разрыв власти с наукой их уже просто пугает».