Производство | 21.08.2017
Департамент экономического развития Белгородской области планирует за два года создать на территории региона не менее 500 малых промышленных предприятий с занятостью до 10 тысяч человек.
На фото: заместитель губернатора Белгородской области Олег Абрамов
Актуальные причины создания и реализации Программы
Малый и средний бизнес на территории области – динамично развивающийся сектор экономики, формирующий 29,5% валового регионального продукта области. Однако наблюдаются следующие тенденции.
Первое, высокая степень концентрации в городских округах и невысокая предпринимательская активность сельского населения, что влечет за собой недостаточную обеспеченность бюджетов сельских территорий.
По состоянию на 1 июля текущего года из общего количества включенных в единый реестр ФНС России субъектов малого и среднего предпринимательства Белгородской области 58,5% (65,6 тысячи) зарегистрированы в городах Белгород, Губкин и Старый Оскол. На долю муниципальных районов и сельских территорий городских округов приходится 41,5%, а без учета 11 городов области – 29,7%.
Второе, диспропорция в отраслевой структуре субъектов малого предпринимательства.
Наиболее привлекательной для организаций малого бизнеса является сфера торговли. В этой сфере сосредоточено порядка 40% предприятий малого бизнеса с оборотом 290 млрд рублей.
На долю строительства приходится 13,8% субъектов малого бизнеса, оборот организаций данной сферы составил 57,1 млрд рублей.
Доля субъектов, занятых в промышленности, занимает всего 10,6% с оборотом 45,8 млрд рублей.
И н д и в и д у а л ь н ы е предприниматели в малом бизнесе также отдают предпочтение сфере торговли. На долю торговли приходится 43,5% малого индивидуального предпринимательства области с выручкой 150,8 млрд рублей.
Доля индивидуальных предпринимателей, занятых в промышленности, составляет всего 4,7% с выручкой 3,9 млрд рублей.
Третье, уровень инновационной активности крупных и средних предприятий Белгородской области составляет 12,7%. В сфере малого предпринимательства в деятельность, связанную с инновациями, вовлечено 3,5% общего количества субъектов малого предпринимательства.
Правительством региона проведен анализ инфраструктурного потенциала сельских территорий
На территории области зарегистрировано 312 муниципальных образований, из них 19 муниципальных районов и 3 городских округа, 25 городских и 265 сельских поселений. В состав муниципальных образований входят 11 городов (в том числе 6 областного подчинения – Белгород, Алексеевка, Валуйки, Губкин, Старый Оскол, Шебекино), 18 поселков городского типа и 1573 сельских населенных пункта, в том числе 74 – без населения. Потенциальные участники Программы – жители всех 265 сельских поселений.
Администрациями муниципальных районов и городских округов проведен анализ трудового потенциала. Трудовые ресурсы сельских территорий превышают 270 тысяч человек. Кадровый ресурс Программы – более 52 тысяч человек, это, в первую очередь, 19 тысяч безработных и самозанятых, 29 тысяч – работающих в настоящее время за пределами области, а также более 4 тысяч выпускников высших и средних учебных заведений, уроженцев сельских территорий.
На территории 186 сельских поселений расположено 254 инвестиционные площадки. Из них 223 площадки обеспечены электроэнергией, 182 имеют газопроводы, 171 площадка – водоснабжение и 40 – водоотведение. Все площадки обеспечены автомобильными подъездными путями с твердым покрытием. Полностью обеспечены инженерной инфраструктурой и в первую очередь представляют интерес для организации хозяйственной деятельности 35 инвестиционных площадок в 30 сельских поселениях.
В период подготовки Программы проведено 70 стратегических сессий во всех муниципальных районах области (в том числе в 88 сельских поселениях) с участием глав администраций, заместителей глав, отвечающих за экономику и сельское хозяйство, руководителей крупных и средних организаций, предпринимателей, жителей и уроженцев районов. В ходе сессий рассмотрены предпринимательские инициативы, предложенные субъектами бизнеса для реализации в сельских территориях. В результате в муниципальных районах уже инициировано 84 проекта по созданию малых предприятий как традиционных для сельских территорий видов деятельности, так и новых направлений – переработка сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники, производство мебели и другое.
ВТЕМУ
Программа «500/ 10 000» будет опираться на различные формы государственной поддержки
Реализации Программы будут способствовать уже действующие формы государственной поддержки, такие как:
n институциональная поддержка («налоговые каникулы» для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, преференции по ставкам налога на прибыль для организаций – участников региональных инвестиционных проектов и участников специальных инвестиционных контрактов (14%);
n финансовая и гарантийная поддержка (в форме грантов, субсидий, целевых и льготных займов в рамках совместных мероприятий правительства области, Минсельхоза и Минэкономразвития России, Федерального фонда содействия инновациям, а также Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства);
n инфраструктурная и имущественная поддержка (размещение вновь созданных субъектов на льготных условиях в производственных бизнес- инкубаторах, промышленном и технопарках; приоритетный порядок подключения производств к инженерной инфраструктуре в сельской местности);
n образовательные, информационные и консультационные услуги потенциальным и действующим субъектам МСП.
В рамках реализации Программы наряду с действующими мерами поддержки предлагаются принципиально новые:
n предоставление земельных участков в аренду без торгов малым производственным предприятиям для реализации инвестиционных проектов;
n в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной и областной собственности, предлагается предоставление преференций в части стоимости арендной платы на период строительства, но не более 2-х лет и выкупной стоимости после ввода объекта в эксплуатацию;
n приоритеты промышленным предприятиям при оказании целевых форм поддержки по федеральным и региональным программам;
n государственно-частное партнерство при строительстве промышленных технопарков и бизнес-инкубаторов;
n создание на базе Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Навигатора поддержки субъектов МСП.
РАКУРС
В основе Программы «500/ 10 000» – проектный подход
Реализация Программы будет осуществляться в рамках проектного управления. Разработан алгоритм двухуровневой системы управления Программой – на региональном уровне под руководством заместителей губернатора области, курирующих экономическое развитие и агропромышленный комплекс области, в рамках муниципальных проектных офисов – под руководством глав администраций муниципальных районов (городских округов). Пошаговый механизм реализации областной и муниципальных программ будет отражен в «дорожных картах» по созданию малых предприятий в сельских территориях.
Предпринимательские инициативы, в том числе выявленные в ходе проведения стратегических сессий и трансформированные в проекты сельских округов, войдут в состав муниципальных программ (всего их будет 21) и на протяжении всего времени реализации будут сопровождаться на муниципальном уровне по принципу «одного окна».
Рабочей группой по реализации Программы, сформированной из представителей органов исполнительной и муниципальной власти с привлечением экспертов, ежеквартально будет рассматриваться ход реализации проектов.
Правительством области будет осуществляться «упаковка» каждого инициированного проекта, то есть всесторонняя поддержка субъектов предпринимательства в решении проблемных вопросов, возникающих в ходе их реализации.
Понимая, что шаг к самостоятельности, то есть открытию собственного бизнеса, должен быть хорошо подготовлен, предлагаем проводить на базе Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства «Неделю учредителя». Это – консультирование по вопросам финансирования, аренды, налогов, страхования, маркетинга, франчайзинга, электронного бизнеса начинающих предпринимателей представителями действующих стабильных предприятий области с участием банков и торгово-промышленной палаты области.
ТРЕНДЫ
Программа «500/10 000» предполагает корректировку стратегических документов области
В настоящее время с учетом запланированных мероприятий по реализации «Программы 500/10 000» инициировано внесение изменений:
n в стратегии социально- экономического развития муниципальных районов и городских округов области, а также в планы мероприятий по их реализации в рамках проекта «Совершенствование системы стратегического планирования в муниципальных районах и городских округах Белгородской области»;
n в муниципальные программы по развитию малого и среднего предпринимательства.
В результате реализации Программы к концу 2020 года в сельской местности:
n будет создано не менее 500 малых предприятий в сфере производства и оказания услуг;
n на 10 тысяч увеличится численность занятых в малом бизнесе с уровнем заработной платы не ниже рекомендуемого правительством области;
n выработка на одного работника производственной сферы составит более 2,7 млн рублей в год, в сфере услуг – 0,7 млн рублей в год;
n дополнительные налоговые платежи в консолидированный бюджет области составят более полумиллиарда рублей в год.
Промежуточные результаты реализации Программы будут рассматриваться в рамках рабочей группы ежеквартально, а также в течение всего периода реализации Программы в ходе проведения муниципальных стратегических сессий.
Рассмотрение ежегодных итогов реализации Программы продолжится в рамках работы Белгородского форума «Малый и средний бизнес Белгородчины», а самая результативная работа хозяйствующих субъектов и администраций муниципальных районов (городских округов) будет отмечена в новых номинациях областного конкурса «Предприниматель года»: «За лучший проект Программы 500/10 000» и «Эффективную организацию работы по поддержке и стимулированию предпринимательской инициативы в рамках Программы 500/10 000».
Популяризация Программы будет обеспечена информационным сопровождением в региональных и местных средствах массовой информации: в печатных и интернет-изданиях, на радио и телевидении.
В ходе реализации Программы будет сформирована система выявления, оценки и тиражирования лучших практик по созданию малых производственных предприятий в сельских территориях.
Ежегодные результаты работы администраций муниципальных образований по реализации Программы будут включены в рейтинговую оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
КСТАТИ
Сформированы научные подходы к реализации программы
Основными способами реализации Программы станут:
n стимулирование создания средними и крупными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями новых малых предприятий производственных видов деятельности;
n внедрение механизма субконтрактации, то есть такого вида производственной кооперации, который использует разделение труда между сборочным предприятием и предприятиями, производящими комплектующие;
n деурбанизация – перенос производственных предприятий из городов, особенно производств, расположенных в центральных, непромышленных зонах, в сельскую местность;
n создание производственных промышленных площадок по типу промышленных парков, технопарков и бизнес- инкубаторов;
n организация малых инновационных предприятий, инициированных вузами совместно с индустриальными партнерами.
Автор: Олег Абрамов
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Воронежская область |
|
Тульская область |
|
Белгородская область |
|
Московская область |
|
Курская область |
|
Орловская область |
|
Тамбовская область |
|
Рязанская область |
|
Калужская область |
|
Брянская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Липецкая область |
|
Смоленская область |
|
Ярославская область |
|
Ивановская область |
|
Костромская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий ТИМОФЕЕВ первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам« |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.