Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Региональная власть | 14.06.2020

Почему воронежский губернатор Александр Гусев в управлении областью выглядит убедительнее многих своих предшественников?

Почему воронежский губернатор Александр Гусев в управлении областью выглядит убедительнее многих своих предшественников?

Пять основных причин политической эффективности главы региона на взгляд политолога и регионального эксперта.

11 июня губернатор Воронежской области Александр Гусев выступил с ежегодным отчетом главы региона по итогам 2019 года перед депутатами областной Думы и широкой общественностью. Было названо много цифр, фактов, тенденций, свидетельствующих о поступательном развитии Воронежской области. И это было объективно и правильно. 

Вместе с тем, сами цифровые показатели нуждаются в комплексных обобщениях и выводах, в сравнениях, которые может представить в публичный дискурс только эксперт и политолог. Поэтому, рискну предположить, что власти Воронежской области впервые за много лет работают грамотно и сбалансировано. Без перекосов и непоследовательности. При этом я бы назвал пять причин того, что глава региона Александр Гусев управляет субъектом РФ достаточно профессионально, что не может не гарантировать эффективности и продуктивной результативности.

Причина первая: самодостаточность. Существует некий, поддерживаемый рядом местных экспертов, политический миф о том, что, дескать, Александр Гусев всегда находился в тени Алексея Гордеева. Думаю, что эти эксперты глубоко ошибаются, путая выражение «находится в тени», с с более емкими понятиями в управлении, такими, как субординация, институционализированное уважение одного политического актора к другому. В этой связи логично сказать следующее. Александр Гусев, как управленец, человек самодостаточный. Когда он был интегрирован в существующую областную вертикаль власти, то отвечал за вверенный ему большой участок работы (первый заместитель Гордеева, мэр Воронежа). Когда пришло время, и Гусев стал избранным губернатором, он с еще большей ответственностью взялся за дело и не допустил провалов в управлении отраслями и сферами субъекта РФ. Более того, по ряду принципиальных направлений развития области он нарастил имеющиеся результаты. К примеру, в 2019 году инвестиции в регион, которые составили 298 млрд рублей (104,5% к уровню 2018 года) стали более качественными.

Вторая причина: доктринальный подход в работе Александра Гусева. У нынешнего губернатора такая доктрина есть, и я ее бы обозначил как «созидательное переустройство». Кстати, любой серьезный политический лидер обязательно имеет свою доктрину и четко следует ей. Именно благодаря доктринам они и остаются в памяти. Доктрина губернатора преломляется затем в стратегию созидания и переучреждение институтов. Как пример стратегии стоит привести создание Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Центр» и ТОСЭР «Павловск», целью которых является старт процесса реиндустриализации региона. Переучреждение же институтов предполагает их переформатирование на полезность с кардинальным обновлением состава руководства и актива. Именно в рамках процесса переучреждения институтов идет кардинальная трансформация Воронежской областной Думы, Общественной палаты области и других структур и учреждений.

d2252ba6b05b9074cac49923d46418c9.jpeg

ОЭЗ "Центр"

Причина третья: выверенный политический курс Александра Гусева. Для того чтобы представить себе формирование политического курса, необходимо ввести два понятия: «политическая повестка дня» и «политические потоки». Так вот, повестка дня-это вопросы или проблемы общества, которые становятся актуальными в конкретный отрезок времени. И в этой связи есть два вида поставленных проблем («повесток»): те, которые находятся под контролем власти и решаются органами госуправления, и те, которые вырастают из общества, но пока еще не получили внимания со стороны власти.

И еще на выработку политического курса влияют три политических потока: проблемный поток (острые вопросы населения, которые необходимо решить), экспертный поток (мнения и подходы специалистов в решении этих проблем») и чисто политический поток, формирующийся из выборов, конкуренции политиков. В данном ракурсе, на наш взгляд, Александр Гусев стремится объединить две повестки в одну, не разделяя и не противопоставляя их, а считая их равнозначными. Далее, глава региона достаточно умело работает с тремя политическим потоками, вычленяя главные элементы при формировании политического курса.

Следствием этого политического курса являются правильно выбранные приоритеты в развитии в Воронежской области. Разумеется, все имеющиеся отрасли экономики и вся социальная сфера нуждаются в сбалансированном развитии. Однако на сегодня таких ключевых приоритетов несколько. Это, во-первых, масштабная инвестиционная деятельность, которая уже влияет и повлияет в дальнейшем на преодоление деиндустриализации региона. Во-вторых, это придание мощной динамики в развитии малого бизнеса, который становится основой среднего класса в субъекте РФ.  В-третьих, это повышение доходов населения области, являющихся важным механизмом в преодоления социального неравенства.

И, наконец,  это выстраивание эффективной обратной связи с населением, которая гарантирует социальное согласие в обществе. Таким образом, политический курс Александра Гусева стоит обозначить как курс на формирования «общества качественного благосостояния», с созданием легитимных перераспределительных механизмов за счет государственных усилий. Именно этот политический курс Александра Гусева микширует имеющиеся в региональном сообществе социальные неравенства и смягчает причины для социальных волнений и протестов.

20181129-pavlovsk_0_0.jpg

На фото: ТОСЭР "Павловск".

Причина четвертая: продуктивный политический стиль руководства. На наш взгляд, за 2,5 года сложился и политический стиль Александра Гусева. И здесь стоит учитывать ряд компонентов этого стиля. К примеру, если большинство его предшественников предпочитали полностью закрытый, или умеренно закрытый стиль в работе, то нынешний глава региона ориентируется на открытый стиль. Те, кому нужно попасть на прием к губернатору для решения вопросов развития производств или модернизации социальных учреждений, попадают быстро. Вне зависимости от статуса и должности. А не ждут аудиенции месяцами. Кроме того, для сегодняшнего главы региона политический стиль сопряжен либо с отсутствием конфликтности, либо с очень низким уровнем конфликтности. Гусев не конфликтует с представителями различных секторов общества, не «отжимает» бизнес и не ссорится с яркими персонами. На качество решений влияет и еще две переменные политического стиля: консультации со специалистами и совещательность по тому или иному значимому вопросу. В этой связи, Александра Гусева отличает экстенсивно консультационный стиль, желание глубоко понять проблему (его предшественники в большей мере ориентировались на ограниченные консультации) и предпочтение обсуждения узловых вопросов на продуктивных совещаниях. Все эти компоненты политического стиля доминирующего политического актора работают на Воронежскую область и его жителей.

Пятая причина: профессионализация политики и управления. Вся региональная государственная политика (с отраслевыми политиками) в Воронежской области ранее носила хаотичный, волюнтаристский характер. Это не только мое мнение, но и мое глубокое убеждение. И я готов это доказать. При Александре Гусеве выработка и реализация государственной политики на региональном уровне стала носить более профессиональный характер. И она строго подчиняется общему алгоритму принятия решений: интересы различных слоев и групп, приоритеты, учет рисков и издержек, четко поставленные цели развития, имеющиеся ресурсы, выверенные государственные решения.

Но самое главное: впервые за 25 лет кадровая политика, что свидетельствует о профессионализации управления, стала тяготеть в большей мере к идеалу меритократии. И это не может не радовать экспертное сообщество. Нет явных примеров наличия на различных ступенях властной иерархии области людей толковых и откровенных бездарностей. Последовательно осуществляется зачистка неэффективного офисного планктона, а новые специалисты на направления работы идут через открытые и прозрачные конкурсы. И главное - не помешать этому процессу. В ином случае, регион, ставший на путь движения в группу успешных субъектов РФ, рискует вновь откатиться к проблемным областям России.

Автор:  Дмитрий Нечаев


(Голосов: 3, Рейтинг: 3)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий ТИМОФЕЕВ

первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам«

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика