Социосфера | 31.07.2012
АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» провело масштабное социологическое исследование с целью выявления комплекса установок ценностно-мировоззренческого характера, социального и политического в среде молодых людей Воронежа и Воронежской области. Инициатором проведения исследования выступил Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Отрадно, что инициатива проведения серьезного исследования исходила от департамента, в чьей непосредственной зоне ответственности находится реализация государственной молодежной политики. Исследование проводилось методом массового опроса жителей городского округа город Воронеж, Бобровского, Рамонского и Панинского районов в возрасте от 14 до 30 лет. Случайная выборка, рассчитанная на основе половозрастных характеристик населения Воронежской области, составила 603 респондента. Результаты проведенного исследования позволили сделать мировоззренческо-ценностный срез общественного мнения среди молодежи и подтвердить в определенном смысле особость современного поколения молодых людей, которое западные исследователи ласково нарекли «поколение Y» и «поколение Z», подразумевая под ним родившихся начиная с ранних восьмидесятых и начиная с ранних девяностых соответственно. И если первые встретили расцвет цифровых технологий уже в сознательном возрасте, то вторые росли и воспитывались параллельно с развитием сферы коммуникаций и цифровой индустрии. Попробуем на основе результатов исследования проследить, насколько серьезное влияние этот фактор оказал на молодежь Воронежа и Воронежской области, а также определить ключевые особенности мировоззренческо-ценностных ориентиров, политических предпочтений и оценок собственного социального положения данной социальной категории.
1. Скорее удовлетворены собственным социальным положением и во главу угла ставят семейные ценности
Собственное социальное положение воронежской молодежью оценивается достаточно высоко. В целом процент удовлетворенности составляет 60,67%. Однако поводов для оптимизма убавляет немалый процент тех, кто скорее не удовлетворен своим социальным положением и многое хотел бы изменить (30,50%). Заметим, однако, что данный показатель можно расценивать и с другой точки зрения, поскольку неудовлетворенность может стать катализатором процесса личностного роста и интеграции в реализацию социальных молодежных проектов.
Матрица мировоззренческих ориентиров обнаружила довольно логичную расстановку приоритетов, выдвигая на первый план семью (42,00%), затем добро и справедливость (18,00%) и в равной степени независимость и здоровье (по 10,83%).
2. Количество готовых и неготовых принимать участие в уличных демонстрациях, митингах и шествиях практически равноценно
Как показало исследование, мнение молодежи о собственной готовности принять участие в митингах и шествиях разделилось практически поровну: 37,33% не готовы участвовать, 35,17% – готовы. 27,5% участников опроса глубоко задумались над ответом. В зависимости от пола, юноши на 4,67% чаще девушек выражали неготовность участвовать в митингах, демонстрациях и шествиях. Согласно возрастному распределению, свою готовность участвовать в уличных акциях молодые люди все активнее выражают с переходом в последующую возрастную группу: от 32,50% среди самых юных до 37,21% среди самых взрослых.
Неготовность участвовать в уличных акциях, соответственно, снижается по мере взросления респондентов. В зависимости от образования, наиболее многочисленной группой на уличных мероприятиях может оказаться группа со средним специальным образованием (39,47%). Неготовность принимать участие в уличной активности в большей степени выражали школьники (43,96%). Матрица ответов респондентов указывает на тенденцию по материальному положению, согласно которой готовность молодежи участвовать в уличных мероприятиях несколько снижается по мере повышения достатка участников опроса: с 41,38% до 38,32%. Максимальное число тех, кто выразил неготовность митинговать, пришлось на молодежь с удовлетворительным финансовым положением (38,32%).
Что касается мотивов участия молодежи в митингах и шествиях, то наибольшее недовольство молодежи могут вызвать как непомерно высокие тарифы на услуги ЖКХ, так и защита идеалов свободы и демократии (по 15,33%). Последний показатель свидетельствует о достаточно высоком уровне либерализации современной молодежи, однако весьма высок и процент молодежи, готовой митинговать против несправедливого распределения материальных благ (14,33%), что предусматривает под собой ориентацию на социалистические ценности. Некоторые эксперты утверждают, что современное поколение молодежи воспитано на так называемых «красных мифах», т.е. рассказах бабушек и дедушек о преимуществах социалистического прошлого и того времени, «когда трава была зеленее». В целом по данному вопросу высокий показатель затруднившихся ответить (34,33%), что указывает на немалое количество молодежи, которая прежде не задумывалась над идеями, ради которых можно выйти на уличные акции.
3. Более 60% молодых людей не доводилось принимать участие
в митингах и шествиях
Согласно данным исследования, сложившееся представление о чрезмерной радикализации молодежи завышено. Так, большая половина участников опроса (62,83%) не принимала участие в митингах. Соответственно каждый третий респондент участвовал в уличных акциях (33,50%). Оставшиеся респонденты затруднились ответить на вопрос (3,67%). Воронежская молодежь продемонстрировала незначительное отличие в ответах относительно общего распределения: 61% молодых воронежцев не участвовал в уличных акциях. Распределение ответов в зависимости от пола зафиксировало, что юноши активнее участвовали в уличных акциях (на 3,66%). Возрастная матрица ответов указывает на то, что наиболее активными участниками уличных акций оказались молодые люди в возрасте 20-24 лет, наименее активными – в возрасте 15-19 лет (64,38% не участвовали). Ответы участников опроса в соответствии с образовательным распределением указывают на то, что самые частые участники митингов и шествий – молодые люди с незаконченным высшим образованием (35,59%).
4. Более 60% молодежи интересуется жизнью своего региона
Результаты проведенного исследования свидетельствуют об относительно высоком уровне заинтересованности молодежи в жизни региона. Так, 47% молодежи признается, что ей интересны значимые изменения в регионе, и лишь 16,17% внимательно знакомятся со всеми ключевыми событиями и тенденциями в Воронежской области. Впрочем, число тех, кого совершенно не интересует жизнь региона, тоже весьма существенно: 23,33%. 13,5% опрошенной молодежи затруднились с ответом. Возрастное распределение ответов респондентов указывает на то, что ситуация и изменения в регионе больше всего интересуют молодежь в возрасте от 20 до 24 лет (18,22% весьма интересуются, 48% – в целом). Незаинтересованность молодежи региональными событиями в возрастном распределении колеблется в пределах одного процента. Наибольшие затруднения вопрос вызвал у школьников (16,88%).
5. Каждый второй респондент в целом доволен усилиями в сфере реализации молодежной политики, но только 15% состоят в молодежных общественных организациях
Оценки молодежью реализации государственной молодежной политики достаточно высоки: показатель удовлетворенности составляет 49,5%, т.е. каждый второй респондент в целом доволен усилиями в сфере реализации молодежной политики. Впрочем, при достаточно высокой оценке молодежной политики заявленное членство респондентов в молодежных и детских организациях достаточно скромное: 84,5% молодежи Воронежа и Воронежской области признались, что не состоят ни в одной из общественных молодежных организаций.
Достаточно большое количество молодых людей, участвовавших в исследовании, слышало о работе и проектах каких-либо молодежных общественных организаций в Воронежской области (38,67%), а 14,5% опрошенных могли даже вспомнить названия этих организаций и/или их проекты. К сожалению, достаточно высок процент тех, кому не доводилось слышать о работе молодежных общественных организаций (27,33%). В этом аспекте, разумеется, проявляется фактор индиффирентного отношения молодых людей к работе некоммерческого сектора, однако не стоит сбрасывать со счетов и недоработку самих общественных молодежных организаций в плане информационной активности.
6. За информацией о мероприятиях – в социальную сеть «ВКонтакте»
Вопрос о предпочтительных каналах коммуникации для получения информации об интересующих молодежь мероприятиях дал довольно четкое руководство к действию для размещения объявлений о предстоящих акциях. Практически в равной степени наиболее популярными оказались социальная сеть «ВКонтакте» (28,33%) и места работы и учебы (27,33%). Значительно менее популярными являются варианты обсуждения информации на форумах (5,00%), на улицах и во дворах (4,83%), в кафе (3,67%). Сеть «Одноклассники» для 2,50% молодежи стала местом обсуждения интересующих вопросов, спортивные секции – для 1,83% молодежи, а FaceBook – только для 0,67%. 9,33% молодых людей имеют отличное от предложенных вариантов мнение.
Согласно гендерной матрице распределения ответов, для девушек более чем для юношей свойственно обсуждение текущих вопросов дома (больше на 2,66%) и совершенно не свойственно обсуждение чего бы то ни было в блогосфере. Юноши на 4,33% чаще склонны проговаривать интересующие вопросы на платформе сети «ВКонтакте». В остальном мнения молодых людей в зависимости от пола отличаются незначительно. В зависимости от возрастного распределения, ответы респондентов расположились таким образом, что максимальное число любителей обсуждать важные вопросы дома пришлось на 20-24-летних (33,78%). Платформа «ВКонтакте» оказалась наиболее популярной для молодежи в возрасте от 15 до 19 лет (22,50%). Сеть «FaceBook» совершенно не нашла поддержки среди опрошенных в возрасте от 20 до 29 лет. примечательно, что количество тех, кто предпочитает обсуждать волнующие их вопросы на учебе или на работе, увеличивается по мере увеличения возраста респондентов: от 22,50% до 26,05%.
Данные опроса в соответствии с распределением ответов по образовательному признаку респондентов указывают на то, что дома вопросы обсуждают преимущественно лица со средним специальным образованием (32,89%), «ВКонтакте» – в большей степени со средним образованием (20,00%), в «Одноклассниках» – главным образом выпускники ссузов (3,95%). «FaceBook» совершенно непопулярна среди лиц со средним и средним специальным образованием. Для молодежи весьма важно присутствие на форумах (7,89%, что составляет максимум). Каждый четвертый школьник (25,27%) предпочитает обсуждать интересующие вопросы на месте учебы. Кафе как место для обсуждения текущих вопросов наиболее приемлемо для выпускников ссузов (5,26%). В остальном распределение ответов по данному признаку разнится незначительно.
7. Потребность в собственном жилье у молодежи высока, а возможность его приобретения – крайне низкая
Проблемный блок исследования обнаруживает трудно разрешимое социальноепротиворечие: потребность у молодежи в собственном жилье высока, а возможность его приобретения – крайне низкая. Так, 58,42% воронежской молодежи нуждаются в собственном жилье, и только 15,82% могут позволить себе взять кредит или ипотеку.
8. Беспроцентная ссуда – оптимальный вариант приобретения жилья для молодежи
Впрочем, молодежь дает ответ, какой способ разрешения пресловутого квартирного вопроса был бы для нее оптимален – это беспроцентная ссуда. По крайней мере, так считают 21,30% респондентов. Вторым действенным способом поддержки молодые люди считают специальные программы для молодых семей (15,82%). Востребованными оказались бы и программы для молодых специалистов (14%).
9. Трое из четырех молодых людей хотели бы открыть
собственный бизнес
Четко обозначился ориентир молодых людей на открытие собственного дела (в общей сложности – 73,84%). Принимая во внимание и различную степень серьезности намерений молодых людей создать свой бизнес, и разный уровень компетенций для реализации этих намерений, в целом логично предположить, что комплексный подход к стимулированию, выявлению и поддержке бизнес-идей и проектов молодежи может принести определенные результаты и в развитии инновационной сферы региона, и в целом в активизации человеческого фактора социально-экономического развития территории. В данном случае в сфере молодежной политики представляется немаловажным укрепление направления работы с молодежью в части бизнес-просвещения, бизнес-тренингов и конкурсных мероприятий в сфере бизнес-идей и бизнес-проектов.
10. Бизнес нужен для достижения финансовой независимости
Главным мотивом открытия собственного бизнеса для молодых людей стало достижение финансовой независимости (35,71%). Следует отметить, что в российских реалиях данный мотив содержит определенную долю иллюзии, поскольку ряд экспертов из числа бизнес-тренеров и представителей бизнес-сообщества предостерегают молодых предприимчивых людей о том, что этот мотив в большинстве случаев может быть удовлетворен другими доступными способами (например, работой в крупной компании).
Ориентация молодежи на достижение финансовой независимости во многом маркирует ценности консьюмеризма, которые зачастую активно подвергаются критике, причем по большей части старшим поколением – поколением, встречавшим информационно-технологические изыски в сознательном или даже взрослом возрасте. В любом случае, какие бы ценностно-мировоззренческие разночтения не существовали, с молодежью как особой социальной категорией требуется серьезная работа, выстроенная с учетом мнения и потребностей самой молодежи.
Что Вы считаете наиболее главным в своей жизни?
Можете ли Вы позволить себе взять кредит или ипотеку?
Что было бы главным мотивом открытия собственного дела?
Автор: Елена Селиванова
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Воронежская область |
|
Тульская область |
|
Белгородская область |
|
Московская область |
|
Курская область |
|
Орловская область |
|
Тамбовская область |
|
Рязанская область |
|
Калужская область |
|
Брянская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Липецкая область |
|
Смоленская область |
|
Ярославская область |
|
Ивановская область |
|
Костромская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий МИШАНКОВ Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.