Региональное деловое издание
 

Анонс: Отжимал» ли Алексей Гордеев, являясь губернатором Воронежской области в 2009-2017 годах, бизнес у местных предпринимателей и понравившуюся ему воронежскую собственность?

Социосфера | 05.08.2022

Евгений БАЖАНОВ, руководитель департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области: «В регионе формируется взвешенная тарифная политика в сфере ЖКХ»

Евгений БАЖАНОВ, руководитель департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области: «В регионе формируется взвешенная тарифная политика в сфере ЖКХ»

«Вот, тарифы опять растут! А за то мы так платим много? Мусор что ли лучше вывозить стали? Транспорт чаще ездит? Кошмар полный!» Эти и другие фразы вы или слышали, или сами не раз произносили в течение года. Но так ли все просто и понятно в сфере регулирования тарифов? Точно ли тарифы растут на самом деле? А что такое вообще этот загадочный «тариф? На эти и другие острые вопросы честно и без прикрас ответил руководитель департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области Евгений БАЖАНОВ.

Разговор получился непростым, поскольку в нем мы постарались затронуть самые насущные для жителей вопросы, связанные с оплатой услуг ЖКХ, ТКО и, конечно, пассажирские перевозки.

Что понять проще – тарифы или высшую математику?

- Евгений Владимирович, разговор о тарифах хотелось бы начать с того, что департамент, которым Вы руководите, всегда находится под пристальным вниманием горожан. Даже если они сами об этом не до конца догадываются. Как минимум потому, что несколько раз в год происходит повышение тарифов на услуги ЖКХ. Как, в таком случае, жителю области самому найти об обоснованности на те или иные виды услуг?

- Если говорить про информацию, которая попадает в СМИ, то мы всегда даем развернутые комментарии по тем или иным информационным поводам. Конечно, когда к нам за ними обращаются. Зачастую, первичная информация от СМИ может носить характер «информационного вброса» - кто-то что-то где-то услышал, до конца не разобрался, но опубликовать информацию уже успел. Хотя на самом деле, услышанное может быть лишь одной из многочисленных версий развития событий, и не всегда самой реалистичной. Сам процесс тарифного регулирования на федеральном уровне закреплен таким образом, что он является максимально прозрачным. Мы публикуем все проекты наших решений о принятии тарифов на сайте правительства Воронежской области. После принятия того или иного документа, сотрудники департамента выкладывают развернутую информацию о том, что входит в тот или иной тариф, что входит в расходы по каждой организации.

Если говорить о величине тарифа в сфере ЖКХ, то информацию об этом можно найти в три клика. Буквально, это не преувеличение сейчас. Набрать в поисковике «Тарифы Воронежской области», найти наш сайт. В свободной строке поиска вбить «тарифы», выбрать сферу (отопление, газоснабжение, электроэнергия, ТКО и т.д.). После этого появляется искомая информация со всеми необходимыми поясняющими документами. Никакой тайны из составляющих тарифов мы не делаем. Наоборот, в наших же интересах донести до жителей всю исчерпывающую информацию о тарифах.

В комментариях в соцсетях люди часто пишут, что не понимают, из чего тарифы складываются, или даже в принципе не знают их величину. Мы спрашиваем у них, а что они сделали для того чтобы ознакомиться с информацией. Открывали ли сайт департамента, делали ли те самые три клика. Зачастую, ответ всегда один, и он отрицательный. Люди могут не утруждать себя поиском этой информации. Как в этом случае донести информацию до населения? Остается только к каждому жителю региона приезжать и объяснять, что, как и почему. Но этот сценарий, как Вы понимаете, маловыполнимый.

- Получается, что вся информация есть, но нужно иметь желание, чтобы с ней ознакомиться?

- Верно. Но бывают и позитивные ситуации. К нам могут обращаться люди, которые изучили всю информацию на сайте, но не поняли какой-то конкретный механизм или показатель. В этом случае, мы пытаемся дать расшифровку написанного, объяснить те или иные цифры, чтобы человек не вышел без ответа на вопрос. Такие обращения от граждан для нас тоже сигнал – может быть, что-то написано недостаточно понятно и требует дополнительной расшифровки.

Но надо признать, что для многих жителей сфера тарифного регулирования – очень сложная. Там очень много формул, экономических терминов. Поэтому при первом соприкосновении с темой может возникнуть ошибочная позиция, что гражданина хотят обмануть, взять лишнее, хотя на самом деле это не так. Когда идем в школу, то начинаем с азов, а не с интегралов и матриц. С тарифами та же ситуация – пока ты не поймешь азы формирования, все формулы будут казаться лишним поводом обмануть или «нагреть руки». Стоит открыть любой нормативный акт, утверждающий те или иные нормативы, сразу можно обнаружить там сложные, многоуровневые формулы, расчет и понимание которых требуют значительного времени.

­- В чем же тогда заключается суть работы департамента?

- Она не только в том, чтобы собрать с организаций все документы и установить итоговые цифры, но и тщательным образом проверить, совпадают ли эти данные с реальностью. Или, например, приходит компания с предложениями по закупке материалов для модернизации инфраструктуры. А мы эти документы не утверждаем, потому что они – по завышенной стоимости. Например, нам предоставили счет с мартовскими ценами на металлические трубы, а сейчас, в августе, они уже значительно снижены. Естественно, такие документы и траты мы согласовать не можем.

Решить вместе «мусорную проблему»

- Не так давно произошло очередное повышение цен на вывоз ТКО. Могли бы Вы объяснить, из чего складывается величина тарифа, и почему они постоянно растут? Могут ли жители повлиять на итоговые цифры в квитанциях?

- Начнем с того, что цена складывается из двух показателей – тарифа и объема вывозимого мусора. Тариф – величина относительно постоянная, она утверждается либо один раз, либо два раза в год. Повысится он может раз в год, понизиться (а он может понизиться, уверяю Вас) – чаще. А вот объем вывозимого мусора может как уменьшаться, так и расти. Особенно он непостоянен в тех районах, где учет ведется не по нормативу, а в зависимости от количества контейнеров, которые вывозятся с мусорной площадки. Как это происходит в Воронеже? УК или ТСЖ ежемесячно подписывают с региональным оператором по вывозу ТКО акт, в котором говорится, сколько мусора вывезено от дома. Далее мусор пропорционально делится на жильцов и выставляется квитанция. Мы сталкиваемся с тем, что на первых порах люди не понимали, как формируются тарифы. Но менялись не тарифы, а объем мусора.

Сфера ТКО – молодая сфера с точки зрения государственного внимания к ней. До 2019 года ей уделялось минимальное внимание. С тех пор многое поменялось. Например, чтобы мусор вывозился не в ближайший лес, а на специализированные полигоны, там перерабатывался, выделялись полезные фракции и пр. После этого введено и государственное регулирование тарифов в этой сфере.

При этом тарифы, принятые у нас в шести кластерах с 1 января 2022 г. оказались ниже, чем были до этого последние три года. Мы тщательно проанализировали документы организаций, и их расчеты на предмет экономической обоснованности заявленных затрат, а также итоги деятельности за истекший период, в результате чего было принято решение не о повышении, а о снижении тарифов. Если мы говорим про изменение тарифов с 1 июля, то в четырех кластерах тарифы по ТКО повысились на 1-2%, а в других кластерах тарифы остались на прежнем уровне.

Динамика предельных тарифов региональных операторов на территории Воронежской области

в сфере обращения ТКО на 2019 – 2022 годы

руб. / м3

Муниципальный район

Наименование организации

с 01.01.2019

с 01.07.2020

с 01.07.2021

с 01.01.2022

с 01.07.2022

Рост (+) / снижение (-) с 01.01.2022 к уровню 2021 года, %

1

2

3

7

11

14

15

17

Воронежский межмуниципальный кластер
(городской округ город Воронеж, городской округ город Нововоронеж, Каширский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Репьевский, Семилукский, Хохольский муниципальные районы)

АО "Экотехнологии"

570,35

567,51

567,51

565,82

566,69

-0,3

Воронежский межмуниципальный кластер
(Льготные тарифы для населения)

475,29

503,81

523,96

523,96

544,92

0,00

Бутурлиновский межмуниципальный кластер
(Бутурлиновский, Павловский, Таловский муниципальные районы)

ООО "Вега"

504,72

522,70

512,24

520,24

-2,00

Панинский межмуниципальный кластер (Аннинский, Верхнехавский, Панинский, Эртильский муниципальные районы)

ООО "Вега"

566,39

566,39

509,72

511,72

-10

Лискинский межмуниципальный кластер (Бобровский Каменский, Лискинский, Острогожский муниципальные районы)

ГУП ВО "Облкоммунсервис"

569,85

569,85

555,00

561,42

-2,6

Богучарский межмуниципальный кластер (Богучарский, Верхнемамонский, Кантемировский муниципальные районы)

ГУП ВО "Облкоммунсервис"

558,26

570,69

556,00

563,16

-2,6

Борисоглебский межмуниципальный кластер (Борисоглебский городской округ, Грибановский, Новохоперский, Поворинский, Терновский муниципальные районы)

ГУП ВО "Облкоммунсервис"

569,15

574,67

549,00

557,71

-4,5

Калачеевский межмуниципальный кластер (Воробьевский, Калачеевский, Петропавловский муниципальные районы)

ГУП ВО "Облкоммунсервис"

555,81

565,26

565,26

576,07

0,00

Россошанский межмуниципальный кластер
(Ольховатский, Подгоренский, Россошанский муниципальные районы)

ГУП ВО "Облкоммунсервис"

568,43

569,91

549,00

553,85

-3,7

- А что же с влиянием жителей на тарифы?

- Rогда мы видим, что поступают обращения от граждан, что мусор не вывозится, образовывается свалка, мы понимаем, что региональный оператор не вывез мусор и, соответственно, не понес расходы. Эту информацию мы учитываем, принимаем во внимание при изучении документов от организаций, задействованных в перевозке ТКО. Делаются выводы о целесообразности существующих тарифов и необходимости их снижения. Таким образом, жители, хоть и косвенно, влияют на формирование тарифов в регионе.

Кроме того, при департаменте существуют Общественный совет, в котором нет ни одного человека от нашего ведомства. Там только инициативные граждане, которые были предложены Общественной палатой. Туда вошли люди разных взглядов, профессий. Периодически мы с ними встречаемся, выносим на обсуждение подходы к регулированию тарифов. Нам важно, чтобы наша деятельность находила отклик. Понятное дело, что никому не хочется платить больше, чем он платил до этого. Но даже через этот канал мы пытаемся объяснить все изменения. Уже потом общественники проводят работу с населением. Одним из представителей совет – руководитель крупного ТСЖ, человек проактивный, он защищает своих соседей, а также доносит до них соответствующую информацию. Для нас это важный канал обратной связи с населением.

Вода, вода, кругом вода…

- Июль в Воронеже прошел не самым позитивным образом. В течение месяца произошло несколько крупных аварий на сетях водоснабжения, в результате чего без воды остались многие жители Коминтерновского района. При этом цены на водоснабжение растут, а у населения все больше вопросов к РВК-Воронеж…

- Во-первых, я хочу сказать, что изношенные коммуникации – общероссийская проблема. Долгие годы у нас вообще не проводился ремонт, а он требуется и постоянно. Сегодня, по разным оценкам, от 60 до 70% труб требует не просто ремонта, а полной замены. Поэтому когда идут порывы в трубах, то специалисты в сфере ЖКХ не могут одномоментно прийти к ситуации, когда ни одна труба не рвется. Мы говорим не про новые кварталы – там все коммуникации не требуют ремонта, они новые. А вот в старом жилом фонде проблем много.

Наш департамент устанавливает для РВК-Воронеж параметр аварийности. То есть, у них есть норматив по количеству и продолжительности аварий. Если норматив выдерживается, то ничего плохого для компании не происходит. Но вот если он не выдерживается, то департамент снижает данный параметр. Поэтому РВК-Воронеж кровно заинтересован в том, чтобы аварий не было, или они устранялись в кратчайшие сроки. Компания отчитывается перед нами, мы сверяем эти данные с цифрами от городской администрации, Ростехнадзора, сличаем количество аварий и их продолжительность. К чести компаний, лишь единицы из порывов занимают больше времени, чем заложено по нормативам.

Отмечу дополнительно, что в тариф мы закладываем не только аварийность, но и необходимую модернизацию тех коммунальных сетей, что существуют сейчас. Все поставщики ресурсов выделяют узкие места, где могут произойти аварии, составляют план ремонт, его тип (латание, сложный ремонт, перекладка коммуникаций).

- Как происходит формирование тарифа на воду?

- Организация в плановом порядке приходит к нам и отмечает, что е нужно в текущем году построить, отремонтировать. Это затраты на персонал, электроэнергию, технологические новшесва, очистку воды. Также закладываются затраты на модернизацию объекта. Буквально 10 лет назад воду в городе-миллионнике днем отключали. Только благодаря инвестиционным затратам эта проблема была решена.

Когда организация формирует документы по зарплате, ремонтам, сырью, мы их проверяем. Со многими позициями можем не соглашаться. Например, компания хочет повысить зарплату сотруднику, но мы не можем этого сделать, поскольку тарифная ставка имеет фиксированную величину. Компания получает более низкую сумму. Она делится на объем кубометров поставляемой воды и получаем величину тарифа. Таким образом, департаменту госрегулирования тарифов приходится сдерживать их рост за счет стабилизации зарплаты. Такая работа происходит по каждому тарифу.

- Сколько же времени, в таком случае, уходит на согласование документации по одному конкретному тарифу?

- Все организации подают тарифные заявки до первого мая. А утверждаем мы их в конце осени или зимой. То есть, это занимает порядка восьми месяцев.

Слухи о повышении тарифов на транспорт преувеличены?

- В июле была еще одна горячая тема – пассажирские перевозки. Воронежцы хватались за головы от новостей о возможном повышении тарифов до 35 рулей, потом появилась информация о том, что платить придется 28, и соответствующее решение уже подписано. А как обстоят дела на самом деле?

- Во-первых, никакого повышения тарифов еще не случилось. По одной простой причине – наши подходы к представителям организаций из сферы ЖКХ и перевозок ничем не отличаются. Действительно, в феврале к нам обратились перевозчики с просьбой повысить тарифы. Они поясняли, что нужно больше платить за бензин, запчасти, платить зарплату водителям, проводить санитарную обработку транспорта и т.д. Но, в отличие от организаций ЖКХ, перевозчики не собрали необходимые документы. Поэтому департамент отказал в повышении тарифов. Но у нас по порядку утверждения тарифов такая заявка может быть сформирована и администрацией города. Как орган муниципальной власти, она обязана осуществлять перевозки на территории городского округа. Мэрия сейчас проводит работу по обоснованию тарифов. Как такового повышения тарифов сейчас нет.

Наценки на питание изменятся

- На сайте департамента появилась информация о том, что наценки на питание в учебных заведениях буду снижены с 70% до 55%. Откуда взялись обе эти цифры?

- Как я уже говорил, мы занимаемся не только повышением тарифов, но и их снижением. Причем не только в сфере ЖКХ и перевозок, но и в более экзотических сферах – питание в образовательных учреждениях и на лекарственные препараты.

Что касается детского питания, то последний раз наценки устанавливались буквально жизнь назад – в 2008 году. Почему они были такими? На этот вопрос никто не ответит. Но в этом году мы получили поручение губернатора А. Гусева изучить ситуацию. Совместно с департаментом образования, мы изучили цены, по которым школы получают продукты питания, и пришли к выводу, что наценки на питание в образовательных учреждениях нуждаются в серьезной корректировке. Это сделано, в первую очередь, для улучшения качества поставляемых продуктов.

- Очень сложная, но важная работа. Как же простому горожанину ее изучить и понять? Проводились ли департаментом своеобразные ликбезы для населения?

- Да, у нас уже была попытка проведения таких мероприятий, там мы объясняли населению азы. Но, как я и сказал ранее, далее человеку нужно самому ориентироваться в сложных формулах и параметрах, которые составляют тарифы, а для этого требуется не только время, но и определенные навыки. В любом случае, наше ведомство всегда открыто к обращениям граждан, поскольку обратная связь позволяет сделать более эффективной работу на благо региона и его жителей, то ест, нас с вами.

- Спасибо за столь содержательную беседу. Теперь тема тарифов стала более понятной и объяснимой.

Автор:  Алина Волкова


(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








7 холмов.jpg


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Евгений БАЖАНОВ

руководитель департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области

«В регионе формируется взвешенная тарифная политика в сфере ЖКХ»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2022, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Волкова А.Е. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика