Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Социосфера | 07.10.2021

Сколько стоит труд российского учителя? На дневную зарплату учитель в России может приобрести 10 Биг Маков, а в Мексике 68

Сколько стоит труд российского учителя?  На дневную зарплату учитель в России может приобрести 10 Биг Маков, а в Мексике 68

В День учителя, который празднуется в нашей стране 5 октября из уст больших и малых начальников прозвучало много слов о значимости этой профессии для государства и нации. Прозвучали пафосные речи о высоком призвании учителя, признания в любви любимым педагогам. Многие из них получили цветы и подарки…

Бюджетник или госслужащий?

В большинстве своём наши учителя действительно заслуживают огромного уважения. На учителе лежит ответственность за будущее поколение, а значит и за будущее страны. Но, с одной стороны, в чётко выстроенной иерархической системе образования государство делегировало учителю полномочия по воспитанию гражданина России, назначило ответственным за реализацию многих направлений госполитики. А с другой — школьный педагог имеет оскорбительный статус бюджетника и до сих пор формально оказывает образовательные услуги.

Наделять его статусом госслужащего никто не торопится. Такие предложения звучали из уст многих кандидатов в депутаты накануне сентябрьских выборов в парламент, а затем опять затихли. Единственное что обещает власть, постепенно уйти от понятия образовательные услуги. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов 30 августа 2021года, открывая новый учебный год назвал среди важных изменений уход от понятия «услуга» в работе учителя. «В соответствии с поручением Президента, сказал министр, — мы уже подготовили необходимые изменения в закон об образовании. Как только будет избрана новая Государственная Дума, мы эти изменения направим в Государственную Думу». Наряду с этим министр назвал как новшество реализацию с этого учебного года программ организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, детских садах, учреждениях среднего профессионального образования. Их задача – максимально вовлечь школьников в позитивную повестку, походы в театры, музеи.

В поддержку организации воспитательной работы заработал масштабный проект «Пушкинская карта». Также в 10 регионах появятся новые ставки советников директора по воспитательной работе, которые прошли обучение в Международном центре «Артек». Кроме того, с нового учебного года будет распространяться в школах России практика поднятия государственного флага. Как видим, всё говорит в пользу того, что нашей школе государство возвращает важную миссию по созиданию новых поколений.

Кстати, Сергей Кравцов в августе также озвучил пять тем

итогового сочинения для учащихся 11-х классов. Пятая тема связана с 200-летием со дня его рождения нашего великого поэта Николая Алексеевича Некрасова. Поэтому тема звучит по названию его поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?».

Какова средняя зарплата?

Можно смело утверждать, что как раз наши учителя не станут героями сочинений на эту тему. Ведь как ни крути, но истинное положение любого гражданина, который получает от государства вознаграждение за свой труд, является его зарплата.

В конце прошлого учебного года Агентство деловой информации Top-RF.ru выяснило, сколько зарабатывают школьные учителя в России и составили рейтинг регионов страны по величине средней зарплаты педагогов.

По данным Росстата по итогам 2020 года, больше всего учителя получают в Чукотском автономном округе (113 350 руб.). Москва в рейтинге регионов по средней зарплате учителей находится на третьей строчке, а Санкт-Петербург только на 11-й. В топ-5 регионов РФ по величине средней заработной платы педагогов вошли также Ямало-Ненецкий автономный округ (99 645 руб.), Сахалинская (90 933 руб.) и Магаданская (85 352 руб.) области. Самая же низкая зарплата, по данным Росстата за 2020 г., у школьных учителей в Ингушетии (23 691 руб.),

В Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области третье место занимает Белгородская область (38 711). А вот Воронежская, не самая бедная область, оказалась на девятом месте (31308).

Заметим, что к этой цифре надо относиться с осторожностью, потому что в её расчете участвует огромная (несколько сот тысяч, а то и больше миллиона) зарплата директора школы и его первых заместителей. На самом же деле вышеуказанную среднюю зарплату получает не так уж и много педагогов. В доказательство привожу пост в соцсетях Валентины Ухановой из города Павловска Воронежская области:

«А знаете ли Вы, — пишет она, — какой оклад у государственного педагога? У начинающего (с высшим образованием) не дотягивает до МРОТ, доплачивают до минимума, т.к. меньше нельзя. У меня, с педагогическим стажем в 42 года, высшим и средним специальным образованием (9 лет учебы!), высшей категорией и двумя — ведомственной и государственной- наградами — оклад 16533 рубля («грязными»). Почти все педагоги имеют 1,5, а то и 2 ставки — и не потому, что денег много хочется, а из-за нехватки кадров, работать некому. Постоянные вакансии, в очередь никто не стоит… ждём молодые кадры, а они не приходят, хотят сразу много…»

Когда автор этих строк, поместил это признание у себя на странице в ФБ на него откликнулся опытный педагог, директор одной из лучших воронежских школ Алексей Фактор: « Это так! Не до жира… но практически каждый педагог классный руководитель : это минимум 7,5 т.р. в Воронежской области. У нас в 102-й школе 10т.р., заведование кабинетом 1т.р., за работу с детским коллективом (организация трудового воспитания)- 1т.р. За индивидуально-групповую работу от 1,5 т.р. Плюс кружковая или клубная работа от 3 т.р. Итого 16.500. Плюс к заявленной в посте цифре… Есть ещё квартальная премия ее получают все, но по-разному в зависимости от эффективности работы. Ко Дню учителя, Новому году, к 8 марта по 5 т.р. И куча разных доплат в соответствии с Положением об оплате труда( см. Сайт школы 102)… средняя ЗП в школе 39 700 р. в месяц… да нужно работать, а где платят просто так?»

Борьба профсоюзов за учителей

Конечно, в областном центре в одной из самых современных школ ситуация намного лучше, чем в целом по региону. Но не будем забывать, что даже нынешнее положение учителя завоёвывалось в битвах. Выступая на педагогическом совещании 25 августа 2021 года, председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова признала, что на смену лихим 90-м с их многомесячными долгами по зарплате и мощным протестным движением пришла относительная стабильность. В то же время она напомнила, что в 2003 году именно учительский Профсоюз добился того, что был принят федеральный закон, восстановивший ответственность государства за положение школы, ее стабильное финансирование. Не случись этого, – за выплату зарплат сейчас отвечали бы не регионы, а скудные муниципальные бюджеты.

Потом Профсоюз отстаивал социальные гарантии и льготы педагогов, установленные в советское время. И то, что сегодня учителя получают досрочную пенсию, компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг – это заслуга Профсоюза. А Воронежскому обкому профсоюза удалось еще отстоять и доплату сельским педагогам в размере 25 проц. от ставки. Во многих других регионах такой доплаты давно уже нет. Кроме того, благодаря Воронежскому обкому, начиная с 2020 года, педагогам компенсируются затраты за наём жилья в частном секторе на селе. Максимальный размер компенсации – 4,5 тыс. руб. в месяц.

Как заявила Бирюкова, по поручению президента России Владимира Путина, Минтруд и Минфин до 20 апреля этого года должны были внести в правительство предложения по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Но, как оказалось, денег выделили столько, что можно было поднять зарплату всего на 10%. Профсоюз же настаивает на том, чтобы правительство установило базовые ставки и оклады педагогов – в качестве федеральных гарантий, – и четкий перечень обязательных компенсационных и стимулирующих выплат.

В результате, 30 июля председатель правительства страны Михаил Мишустин поручил Минтруду и Минпросвещения совместно с заинтересованными органами власти в срок до 15 октября подготовить и внести в в правительство Российской Федерации проект акта о реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образования.

Появится ли в 2021 году этот федеральный документ, Бог весть?

По словам Тамары Бирюковой Общероссийский профсоюз недоволен, что решение вопроса о заработной плате в очередной раз искусственно затягивается. Непонятно, зачем министр Сергей Кравцов устроил общественное обсуждение, касающееся механизмов расчета заработной платы педагога, когда все подходы по этому вопросу уже были выработаны Минпросвещения и Профсоюзом. Ведь из-за проволочек у все большего числа учителей опускаются руки. В последние годы из школ по причине мизерной заработной платы не только уходят лучшие – туда не хотят идти работать даже неоперившиеся выпускники профильных вузов.

На конференции по трудоустройству, прошедшей в воронежском педуниверситете весной этого года, выяснилось, что из 250 посетивших ее выпускников только 25 выразили желание работать в школе. А это всего 10 процентов. По данным, полученным обкомом на конец прошлого учебного года, в области около 2,5 тыс. скрытых вакансий, почти 300 из которых приходится на Воронеж.

«Это лишний раз свидетельствует о том, что поднимать учителям зарплату следует как можно быстрей. Иначе завтра мы получим школьные здания, в которых гуляет ветер. Даже в тех случаях, когда речь идет о новостройках, оборудованных по последнему слову техники» — подчеркнула Тамара Бирюкова.

Статус российского учителя нужно повышать

Кстати, согласно исследованию Общенародного фронта, проведенного летом 2019 года, 51% общеобразовательных школ страны испытывает дефицит учителей-предметников. В каждом из этих учебных заведений не хватает от 1 до 10 специалистов. Средний возраст учителя в России на данный момент значительно выше 40 лет. Молодых специалистов в возрасте до 30 лет в провинциальных школах России почти нет. Они уходят из образования после 1-2 лет работы по специальности. Многие родители уже столкнулись с тем, что их детям некому преподавать математику или английский язык.

Все понимают, что статус российского учителя надо срочно повышать. И дело именно в зарплате. Как заявила недавно член общественного совета при Министерстве просвещения РФ Нина Ерюхина «человек, получающий за работу в регионах не более 15 тысяч рублей, а то и ниже, он не будет пользоваться уважением ни среди учеников, ни среди родителей». «И это не говоря уж о том, что педагогу приходится работать на полторы-две ставки, что изматывает его», — сказала Ерюхина. По её словам, учителя выполняют важнейшую миссию для общества, а о них вспоминают только в День учителя.

В свою очередь создатель Youtubе-канала «Маткульпривет» доктор физико-математических наук, профессор МФТИ Алексей Савватеев считает, что наш учитель будет уважаемым человеком тогда, когда в сельской школе он будет получать не менее 60 тысяч рублей, а в городской не менее 80 тысяч. При этом, по его мнению, сразу решится и вопрос кадрового голода. В школу вернутся самые искусные и опытные педагоги, которые сегодня зарабатывают репетиторством.

Чтобы закончить наше небольшое исследование нам, конечно, не обойтись без сравнения с «развитыми странами». По данным Интернет-ресурса «Мел», дороже всего труд учителей оценивается в Европе. Педагоги в Германии в пересчете на доллары получают в среднем 5 000$ в месяц (при средней зарплате по стране 4 200$). В диапазоне от 3 000 до 5 000$ в месяц зарабатывают преподаватели в других европейских странах (Швейцарии, Дании, Австрии, Швеции, Испании), а также в США, Канаде, Австралии. В Турции учителя в школе получают в среднем 2 150$ (при средней зарплате по стране в 1 200$). В пределах от 1 000 до 3 000$ зарабатывают педагоги в Японии, Южной Корее, Новой Зеландии, Мексике, Бразилии, Эстонии, Латвии, Литве.

индекс.jpg

индекс2.jpg

Но эти цифры не столь показательны, как те которые содержат вышеприведённые таблицы. Из первой мы видим, что на дневную зарплату учитель в России может приобрести 10 Биг Маков, а в Мексике 68. Из второй таблицы можно сделать вывод, что средняя зарплата нашего учителя составляет всего 4% от зарплаты нашего президента, тогда как учитель в Испании получает почти половину (48%) от вознаграждения главы своего государства. Комментарии, как говорится, излишни.

Святослав Иванов

Автор:  Святослав Иванов


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика