Региональное деловое издание
 

Анонс: Руководителям органов исполнительной власти областных центров ЦФО будут выставлены оценки по итогам работы в первом полугодии 2018 года

Социосфера | 06.06.2017

Воронежское облправительство наградило 1 млн рублей инорегионального сочинителя Алексея Иванова за произведение с весьма низкой художественной ценностью

Воронежское облправительство наградило 1 млн рублей инорегионального сочинителя Алексея Иванова за произведение с весьма низкой художественной ценностью

Лауреатом Платоновской премии в Воронежской области за 2017 год стал «глупый» (как назвал его один из российских публицистов) писатель Алексей Иванов, автор романов «Сердце Пармы», «Общага-на-крови», «Географ глобус пропил».

Даже учитывая тот факт, что сам по себе Платоновский фестиваль вызывает к себе множество вопросов со стороны общественности региона, выбор лауреата главной премии показался нам несколько странным. Но чтобы не быть голословными, мы тщательным образом ознакомились с содержанием самой раскрученной, в том числе благодаря одноименному фильму, книгой автора – «Географ глобус пропил».

Полигамные хитросплетения личной жизни главного героя логично вызывают лишь отвращение, брезгливость и отторжение

Что же представляет собой роман «Географ глобус пропил»? Сюжет выглядит достаточно незамысловато: главный герой – Виктор Служкин – выпускник Уральского государственного университета, не имея педагогического образования, устраивается работать географом в одну из средних школ. Естественно, ему на обучение и воспитание отдают три самых непростых девятых класса: 9 «А» (как их называет сам герой романа – «красная профессура»), 9 «Б» («отцы»), 9 «В» («зондеркоманда»). В ходе повествования Служкин, прибегая к весьма вольным, по мнению маститых преподавателей, методам воспитания смог получить уважение каждого класса, в том числе благодаря организации похода по реке. Но вот незадача: между Служкиным, женатым учителем географии, и его ученицей Машей пробегает что-то похожее на влюбленность, увлечение, которому не суждено было перерасти во что-то большее, ведь возлюбленная Служкина – дочь завуча Розы Борисовны, которая изначально была настроена скептически по отношению к педагогу. Роман заканчивается тем, что главный герой пишет заявление об уходе по собственному желанию, а двоечники из 9 «В» приходят к учителю вечером того же дня с бутылкой вина, чтобы поддержать его морально. «Пустыня одиночества» - вот что остается Служкину по воле автора в конце романа.

Немного о личной жизни главного героя. Виктор Сергеевич женат, воспитывает дочь. И на этой ноте хотелось бы и закончить описание подробностей личной жизни героя, но не тут-то было. Помните старую песню группы «ЧиЖ» - «Вечная молодость», в которой каждый из педагогов имел пару-тройку постоянных или не очень контактов с коллегами или вторыми половинками этих самых коллег? Видимо, Алексей Иванов был в высокой степени вдохновлен этой песней, потому что разобраться в хитросплетениях личных отношений героев не так-то просто с первого раза. У Служкина есть две подруги – Саша Рунева и Ветка, с каждой из которых герой Иванова периодически встречается то ли от скуки, то ли от наличия нерастраченных эмоций. И есть у Служкина школьный друг Будкин, который живет в соседнем доме. В Будкина влюблена Саша Рунева – на протяжении практически всего романа она с тоской в голосе рассказывает о том, как сердцеед Будкин не обращает на нее внимания. Но у Руневой, видимо, чтобы легче было горевать по недостижимому Будкину, есть отдушина в лице Колесникова, который, в свою очередь, женат на второй подруге Служкина Ветке.

В галерее женщин Служкина есть еще и Кира Валерьевна: с ней он тоже пытался построить романтические отношения, но сама учительница имела кратковременный роман с Будкиным. А что же жена главного героя с «красивым, а главное редким» именем Надя? В один из не самых прекрасных дней женщина, устав от социальной неустроенности, недовольством мужем сказала Служкину, что прекращает с ним супружеские отношения, и теперь их связывают только заботы о дочери. Последние, кстати, не мешают Наде положить глаз на Будкина, а тому ответить взаимностью на знаки внимания со стороны жены друга. Будкин, к его чести, просит поначалу Служкина повлиять на супругу, но Служкин, будучи, по замыслу автора, человеком интеллигентным, спокойно дает добро на развитие отношений между его другом и его официальной женой. Не будем забывать, что сам Служкин тоже влюблен в свою ученицу Машу – так что у него есть женщины и для души, и для тела. Да уж, любой бразильский сериал позавидовал бы такому хитросплетению судеб, постелей и характеров. Но, почему-то, это хитросплетение вызывает лишь отвращение, некоторую брезгливость и отторжение.

Школьники, распивающие вино с учителем на лестничной площадке – да это же совершенно новый уровень педагогики!

Как мы уже говорили выше, красной линией романа проходит тема социальной неустроенности героев, быт заедает и разъедает характеры.

« - А что - квартира, машина, деньги? - тут же взъелась Надя. - Они всем нужны! Чего в этом такого особенного? 
- Вот и я думаю - чего ж в них такого особенного?... 
- Если тебе ничего не надо - это твои проблемы! - закричала Надя. - Только про меня с Татой ты подумал? 
Служкин предусмотрительно промолчал. 
- Каждая женщина имеет право пожить по-человечески - с квартирой, с машиной, с деньгами! И нет в этом ничего зазорного! Уж лучше бы я за какого богатого вышла - хоть пожила бы в свое удовольствие! А с тобой за эти пять лет я чего видела, кроме работы и коляски? Зря я маму послушала - надо было аборт делать! Всю жизнь ты мне изломал! Чего ты мне дал, кроме своих прибауток и поговорочек? Дай мне сперва квартиру, машину и деньги - а потом я посмотрю, нужно это или нет! А хаять-то все горазды, у кого нет ни хрена!...»

Конечно, поклонники романа сразу скажут – а что, разве не так живет большинство семей в России, не такими же словами попрекают жены своих мужей в глубинке, не такие же требования предъявляют представительницы прекрасного пола к своим половинкам? Да, зачастую так все и происходило, ведь события романа происходят в 1995-м году, когда страна находилась в непростой экономической ситуации. Так что нет ничего удивительного в таком описании, соцреализм в чистом виде. Другой вопрос – какова художественная ценность такого реализма? Кому он нужен в таком формате сейчас – либеральной общественности, которая с удовольствием поддержит самые отвратительные описания российской глубинки? Самим жителям этой глубинки? Маститым литераторам и критикам? Так далеко не все положительно оценили работу и творческий гений автора.

geograf-_260.jpg

Или вот еще один пример того, как Виктор Служкин успешно умеет строить отношения с учениками. Это отрывок из эпизода с празднованием дня рождения главного героя.

«Служкин выбежал в прихожую и увидел в коридоре Деменева, Тютина, Бармина, Овечкина и Чебыкина с гитарой. 
- А мы вас поздравить пришли, - улыбаясь, сказал Чебыкин. 
- Джастен момент! - крикнул Служкин, вернулся в кухню, схватил колесниковскую бутылку, металлические стопки и помчался обратно. Со школьниками он поднялся по лестнице вверх на два марша, и там все расселись на ступеньках. Служкин разлил. 
- Ну, с днем рождения вас, - солидно сказал Бармин и пригубил вино. Все, кроме Овечкина, выпили. 
- Овчину хорошо, - завистливо сказал Тютин, вытирая ладонью рот. - Ему пить нельзя. Он на одной площадке с Розой Борисовной живет, и мамаша его с ней дружит... 
- Чего там сегодня новенького в школе? - спросил Служкин. 
- Сушку довели. Она деньги считала, а мы украли с ее стола стольник. Она целый урок выясняла, кто украл. Так и не нашла. 
- На фиг? Чего на сто рублей купишь? 
- Да просто так, на спор...»

Школьники, распивающие вино с учителем на лестничной площадке – да это же совершенно новый уровень педагогики! Стирание границ между старшим и младшим поколением с помощью алкоголя – какая свежая инновация и какой отличный пример как для работников образования, так и для самих школьников. Опять же, поклонники романа возразят – в «Уроках французского» В. Распутина учительница Лидия Михайловна играла в «пристенок» на деньги с учеником, помогая тому материально, а здесь Виктор Служкин воспитывает молодое поколение через интерес к их будням, ищет точки соприкосновения. Только если в романе В. Распутина герой получил урок на всю жизнь, то будут ли с такой же теплотой отзываться юные герои Иванова о своем учителе хотя бы через год – вопрос риторический.

В галерее современных писателей воронежские чиновники на роль лучшего выбрали воспевателя алкоголиков, маргиналов, но с большими сердцами и «чистыми душами»

Ощущение социального пессимизма, неустроенности и неудовлетворенности от происходящего не покидало автора этих строк от первой и до последней страницы романа. Вечный вопрос: что должно нести искусство – концентрированную радость, гармонию и надежду или демонстрировать жизнь без прикрас, как она есть – решается автором однозначно: только реализм, только беспросветное уныние, только пропитые истины, просторечный язык, максимально погружающий читателя в атмосферу тоски и недовольства.

Но с Ивановым в этом не согласны многие публицисты. К примеру, Егор Холмогоров на странице в соцсетях пишет: «Беда Иванова в том, что он хотел бы быть Алексиевич и по своему личному мировоззрения совершеннейшая демшиза. Но при этом влюблен в свой предмет, Урал, поэтому все время сбивается на, нравится ему или нет, воспевание России и русских. Особенно в документалистике, как "Горнозаводская цивилизация". Самое обидное, что, не будь демшизой, Иванов стал бы великим русским писателем. Но и в великие нерусские писатели его тоже не возьмут, Алексиевич ему не стать, нобелевку не получить, потому что его предмет сам по себе проповедует русскость. А за такое премий теперь не дают».

Холмогоров.jpg

То есть, по мнению Е. Холмогорова, «русскость» Алексея Иванова - это притворство, лицемерие и даже юродство. Искренность это не для произведений автора, «русскость» Алексея Иванова – сплошное уродство. А социальные язвы в обществе национального большинства в постсоветской России, реальные или придуманные, сознательно утрирует своей мрачностью, подает для продажи.

Или вот публицист Дмитрий Ольшанский приходит к выводу, что «глупый писатель – это катастрофа»: «Выступает, например, Алексей Иванов - и сообщает нам следующее:

«Жажда неволи — родовая русская черта, и ничего с ней не поделать. Но проблема не в этом. Есть волшебное число для человечества — 3–5%. Это количество пассионариев в этносе. Количество мутантов в популяции. Количество занятых производством материальных ценностей в благополучном социуме. И так далее. И в России эти же самые 3–5% граждан не желают расставаться со своей свободой". Родовая, стало быть, черта. Такой уж они народец - русские - что неволи жаждут. И еще выпить водкю из горла».

Так кого же в итоге награждает миллионной премией воронежское облправительство? Очередного сомнительного писателя, чей художественный талант используется им для карикатурной гиперболизированной демонстрации пороков российского общества? Автора, объявившего бойкот Пермской области, поскольку там, якобы, не ему выделяли гранты на творческие эксперименты? Тогда, судя по размерам премии, к Воронежской области у Иванова не будет претензий. Вызывает досаду лишь тот факт, что в галерее современных русских писателей на роль лучшего в 2017 году выбрали очередного воспевателя алкоголиков, маргиналов, но с большими сердцами и «чистыми душами». Только так ли уж чисты эти души?..

Автор:  Лидия Дробышева


(Голосов: 4, Рейтинг: 4)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








7 холмов.jpg


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Тамбовская область

+9

Липецкая область

+8

Калужская область

+7

Ярославская область

+7

Белгородская область

+6

Курская область

+5

Воронежская область

+4

Тульская область

+4

Рязанская область

+1

Владимирская область

+1

Ивановская область

+1

Московская область

+2

Брянская область

0

Костромская область

-3

Тверская область

-3

Смоленская область

-5

Орловская область

-7

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Виктор Логвинов

заместитель предсдателя правительства Воронежской области

«Ежегодно в Воронежской области вводятся в эксплуатацию 2-3 современных молочных комплекса от 1200 до 5000 голов дойного стада»








Воронежская область - территория нерациональной бюрократии


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Владислав ЧИСЛОВ

Учредитель газеты "Орелград"

«Он (врио губернатора Орловской области Андрей Клычков - ред.) идет по обычной проторенной дорожке назначенных губернаторов и использует административный ресурс. <…> Создается впечатление, что он делает информационную кампанию для галочки. Даже не для жителей, а больше для отчета перед Москвой».







© 2004-2018, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье". Главный редактор: Волкова Алина Евгеньевна. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87