Интервью | 28.10.2018
В последние годы агропромышленный комплекс Воронежской области демонстрирует непрерывный рост и стабильно входит в десятку российских регионов-лидеров по производству основных видов сельхозпродукции. По сравнению с северными регионами Центрального федерального округа, не входящими в зону плодородных черноземных почв, Воронежская область, конечно, имеет ряд преимуществ. Однако одних природно-климатических факторов мало.
Для динамичного и последовательного развития сельского хозяйства региона нужны выверенная и системная региональная политика в сфере АПК, включающая в себя четкое выделение векторов и приоритетов развития сельского хозяйства региона, формирование прозрачных и понятных правил и условий работы с инвесторами, а также создание реалистичной системы поддержки малых форм хозяйствования.
О том, каким образом формируется и реализуется отраслевая политика Воронежской области в сфере АПК, мы беседуем с заместителем председателя правительства Воронежской области Виктором Логвиновым.
В Воронежской области сформированы молочный, мясной и свеклосеменоводческий кластеры
– Виктор Иванович, в чем специфика региональной агропромышленной политики в Воронежской области; чем она отличается от госполитики в области АПК в областях Центрального Черноземья?
– Агропромышленный комплекс Воронежской области развивается по целому ряду направлений. При этом регион идет по пути кластерного подхода, поддерживая молочный, мясной и свеклосеменоводческий кластеры.
В развитие молочного скотоводства вовлечено более 200 сельхозпредприятий. Приоритет отдан развитию крупных молочных холдингов, способных реализовывать масштабные инвестиционные проекты по созданию современных высокотехнологичных молочных комплексов. Ежегодно в Воронежской области вводятся в эксплуатацию 2-3 современных молочных комплекса от 1200 до 5000 голов дойного стада.
В соответствии с поручением губернатора Правительством области совместно с инвесторами был разработан план развития отрасли на ближайшие пять лет. По этому плану количество крупных комплексов достигнет тридцати.
Наряду со строительством крупных комплексов в области ведется реконструкция средних ферм от 400 до 750 голов коров, где стоимость 1 скотоместа в 2-3 раза дешевле.
– Мясной кластер уже давно стал визитной карточкой региона. Какие параметры его характеризуют?
– Мясной кластер начал формироваться в 2010 году. В него вошли напрвления от производства генетической и племенной продукции, развития товарных стад, создания современных мощностей по переработке и сбыта продукции.
Общий объем инвестиций в мясное скотоводство превысил 15 млрд. рублей, сформированы более 200 товарных стад с общим поголовьем 150 тысяч голов, создано 2000 новых рабочих мест, в сельскохозяйственный оборот вовлечено дополнительно 200 тыс. га малопродуктивных сельскохозяйственных угодий.
Для стимулирования развития были разработаны дополнительные меры поддержки: на содержание поголовья крупного рогатого скота, на компенсацию части затрат по созданию инфраструктуры. Активно применяется грантовый инструмент в организации небольших мясных стад в фермерских хозяйствах (их уже более 100).
– Свеклосеменоводческий кластер тоже объединяет целый ряд направлния?
– Да, это кластер полного цикла: от селекции и семеноводства сахарной свеклы до продажи потребителю готовых семян с высокими товарными характеристиками. Он сформирован в рамках развития селекции и семеноводства сахарной свеклы в регионе на основе государственно-частного партнерства.
Проект реализуется в форме совместной деятельности компанией ООО «СоюзСемСвекла» (в качестве инвестора), учредителем которой выступили ГК «Русагро» и АО «Щелково Агрохим», а также ФГБНУ ВНИИСС им. Мазлумова (обеспечение квалифицированными кадрами, научное сопровождение, лаборатории).
Общая сумма инвестиций АО «Щелково-Агрохим» в проект уже составила более 16 млн рублей. Ожидается, что в ближайшие годы будет создана и внедрена в производство линейка высококонкурентных гибридов сахарной свеклы отечественной селекции и выстроена система их семеноводства, позволяющая удовлетворить потребности рынка семян на 40-50.
Ведется работа по формированию свеклосахарного кластера. Необходимо отметить, что развитие свеклосахарного кластера приведет к значительному развитию свеклосахарной отрасли и Воронежской области в целом. Наличие долгосрочных договоренностей между участниками кластера, а также комплексная государственная поддержка делают свеклосахарное производство высокоэффективным, а прибыльность сельхозпредприятий стабильной, всеми возможными средствами развивается рынок отечественных семян. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры в рамках кластера может способствовать снижению издержек при доставке сырья на заводы, равномерно загрузить производственные мощности, увеличить поступление налогов в бюджет, сохранить рабочие места.
Взаимодействие между участниками кластера налажено в полной мере. К третьей декаде сентября хозяйства разных категорий завезли на сахарные заводы 1033,9 тыс. тонн сырья. Было переработано 952,5 тыс. тонн, выработано сахара 134,6 тыс. тонн. В прошлом году на эту дату было выработано 135,1 тыс. тонн сахара).
С 2009 по 2017 годы в области было успешно реализовано свыше сорока особо значимых инвестиционных проектов в сфере АПК
– Каков объем инвестиций в АПК региона в последние годы?
– В первом полугодии текущего года объем инвестиций в основной капитал АПК составил 24811,0 млн рублей, в т.ч. в сельское хозяйство - 22142,7 млн рублей. За прошедший 2017 год, по данным статистики, этот показатель достиг отметки в 50542,9 млн рублей, в т.ч. сельское хозяйство - 33958,5 млн рублей. Надо отметить, что результат по итогам 2017 года превысил показатели 2016 года, по итогам которого в основной капитал АПК было привлечено 45571,6 млн рублей, в т.ч. сельское хозяйство - 31900,2 млн рублей.
– Какие крупные знаковые инвестпроекты в АПК были реализованы в регионе в последние годы?
– Таких проектов много. С 2009 по 2017 годы в области было успешно реализовано
свыше сорока особо значимых инвестиционных проектов. Только в рамках этих проектов было создано порядка девяти тысяч рабочих мест, фактический объем инвестиций на начло текущего года составил свыше ста миллиардов рублей, а объем уплаченных налогов – порядка 13 миллиардов рублей.
В середине 2016 года ООО «АГРОЭКО-ВОСТОК» ввело в эксплуатацию современный свинокомплекс общей мощностью 28 тыс. тонн свинины в живом весе в год и комбикормовой завод мощностью до 230 тыс. тонн кормов с зернохранилищем на 90 тыс. тонн. Общая стоимость проекта составила 10,8 млрд. рублей. В рамках проекта было создано 383 рабочих места. В конце 2016 года ООО «АГРОЭКО-ВОРОНЕЖ» в Бутурлиновском, Боровском, Поворинском, Новохоперском и Таловском районах Воронежской области реализовали инвестпроекты в сфере свиноводства общей стоимостью в 13,5 млрд. рублей.
В конце 2016 года вблизи села Архангельское Аннинского района ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Молоко Черноземья» ввело в эксплуатацию молочный комплекс на пять тысяч голов дойного стада. Общая мощность производства составила 38,9 тыс. тонн молока в год. Инвестор создал для района 249 новых рабочих мест.
В Кантемировском районе ООО СХП «Новомарковское» в конце 2016 года завершило строительство молочного комплекса на 3000 голов с молодняком КРС общей производительностью 14 тыс. тонн молока в год. Общая стоимость проекта составила 1,5 млрд. рублей.
Инвестор ООО «ЭкоНиваАгро» в 2016 году ввело в эксплуатацию молочный комплекс в селе Высокое Лискинского района на 2800 голов общей мощностью 24 тыс. тонн молока в год. Стоимость проекта составила 2,3 млрд. рублей. В начале текущего года этим же инвестором были построены молочные комплексы на 2800 голов в городе Бобров и селе Коршево Бобровского района. Летом следующего года планируется ввод в эксплуатацию аналогичного молочного комплекса на 2800 голов в селе Дивногорское Лискинского района.
В конце текущего года ООО «Мамоновские фермы» в Верхнемамонском районе запустит в эксплуатацию молочный комплекс на 2200 голов общей мощностью 23 тыс. тонн молока в год. Стоимость инвестпроекта оценивается в 2,1 млрд. рублей.
Департамент АПК принимают все необходимые меры для обеспечения равного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей форм к получению господдержки
– Виктор Иванович, какие в Воронежской области есть меры и формы господдержки сельхозпредприятий?
– Основная форма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций агропромышленного комплекса Воронежской области – это финансовая поддержка в виде субсидий. Предоставляются они как на условиях софинансирования из федерального бюджета, так и исключительно за счет средств регионального бюджета.
Кроме того, сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства могут получить информационно-консультационную поддержку от БУ ВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК».
– Насколько прозрачна система господдержки сельхозпредприятий в
Воронежской области?
Система мер государственной поддержки в Воронежской области разработана в соответствии с концептуальными подходами, определенными Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Эта программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717, с учетом региональной специфики развития агропромышленного комплекса.
Для нас важно обеспечивать прозрачность системы государственной поддержки. В этих целях проводятся публичные консультации в рамках организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 28.05.2014 № 474 «Об утверждении Порядка организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Воронежской области и экспертизы нормативных правовых актов Воронежской области».
Прокуратура Воронежской области рассматривает проекты нормативных правовых актов в соответствии с Регламентом взаимодействия исполнительных органов Воронежской области, утвержденным указом губернатора Воронежской области от 31.12.2008 №218-у.
Прозрачность системы господдержки сельхозпредприятий обеспечивается и за счет проведения правовой (в том числе антикоррупционной) экспертизы проектов нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оказания мер государственной поддержки, в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 05.02.2010 № 64 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Воронежской области».
В целях поддержки прозрачности системы господдержки мы учитываем предложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций агропромышленного комплекса, муниципальных районов Воронежской области и иных заинтересованных лиц и организаций. Эти предложения обсуждаются на совещаниях с привлечением представителей инвесторов АПК региона, территориальных органов федеральных служб и профильных комитетов Воронежской областной Думы и Торгово-промышленной палаты Воронежской области. В ходе обсуждений с заинтересованными сторонами нам удается выявлять наиболее приоритетные направления государственной поддержки.
При департаменте аграрной политики области также действует общественный совет, в состав которого входят представители образовательных учреждений аграрного профиля, организаций, осуществляющие свою деятельность в сфере АПК, Воронежской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов.
– А каким образом выстраивается взаимодействие Правительства Воронежской области и департамента аграрной политики Воронежской области с сельхозпредприятиями региона?
– Департамент аграрной политики Воронежской области принимают все необходимые меры для обеспечения равного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей всех категорий независимо от их организационно-правовых форм к получению государственной поддержки.
Прием документов для предоставления всех видов субсидий осуществляется через
так называемое «единое окно». Департамент регистрирует заявление получателя субсидии в порядке поступления заявлений, рассматривает в течение 10 рабочих дней представленные получателем субсидии документы, принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии и информирует о принятом решении получателя субсидии.
Предоставление субсидий осуществляется в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации по каждому виду субсидий. Для удобства получателей субсидий и для сокращения временных и финансовых затрат, связанных с направлением документов, между департаментом аграрной политики области и автономным учреждением Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заключено Соглашение о взаимодействии.
На сегодняшний день через любой МФЦ региона можно подать заявки и документы на предоставление субсидий из областного бюджета по двум самым востребованным направлениям субсидирования: на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и на на возмещение части затрат за приобретенное поголовье сельскохозяйственных животных гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Информация о направлениях государственной поддержки в текущем финансовом году, утвержденные по каждому виду порядки предоставления субсидий, типовые формы соглашений и другая полезная информация размещены на сайте департамента аграрной политики Воронежской области в разделе Господдержка.
– Спасибо за беседу!
КСТАТИ
К мерам государственной поддержки, предоставляемым на условиях софинансирования, относятся:
- субсидии на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области;
- субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
- субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;
субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка малых форм хозяйствования, поддержка племенного животноводства, поддержка сельскохозяйственного страхования, поддержка элитного семеноводства, садоводства, овцеводства и др.);
субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе.
Из средств регионального бюджета предоставляются субсидии:
на возмещение части затрат на приобретение тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для агропромышленного комплекса, произведенных на территории Воронежской области;
- предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности АПК на возмещение части затрат на приобретение высокотехнологичных машин, оборудования и специализированного транспорта;
- на развитие свеклосахарной отрасли Воронежской области;
- на возмещение части затрат на производство семян;
- личным подсобным хозяйствам на возмещение части затрат на при обретение
поголовья сельскохозяйственных животных;
- на поддержку рыбоводства;
- на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет.
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Калужская область |
|
Московская область |
|
Воронежская область |
|
Белгородская область |
|
Липецкая область |
|
Орловская область |
|
Тульская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Ярославская область |
|
Курская область |
|
Рязанская область |
|
Брянская область |
|
Костромская область |
|
Ивановская область |
|
Тамбовская область |
|
Смоленская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
«Перельман в рекламе»: разговор с Алексеем Ивановым
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.