Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Интервью | 15.08.2016

«На территории города имеется опыт заключения концессионного соглашения, реализован проект по строительству детсадов, приближенный к проектам МЧП»

 «На территории города имеется опыт заключения концессионного соглашения, реализован проект по строительству детсадов, приближенный к проектам МЧП»

Государственно-частное партнерство, сокращенно ГЧП, и муниципально-частное партнерство (МЧП) относительно новое экономическое и социальное явление в России.

С точки зрения экономической науки ГЧП и МЧП являются некими инструментами реализации региональной и местной экономической политики. Насколько этот инструмент становится эффективным, зависит о проработанности конкретных проектов властями. Однако, ясно одно, что переходя к реализации проектов ГЧП и МЧП, органы регионального государственного и муниципального управления серьезно облегчают нагрузку на свои бюджеты.

О том, что представляет собой явление МЧП, как оно реализуется в городе-миллионнике, в беседе редакции регионального делового издания «Экономика и жизнь-Черноземье» с руководителем управления стратегического планирования и программ развития администрации городского округа город Воронеж Андреем Жаглиным

Создан Координационный совет по муниципально-частному партнерству при администрации городского округа

- Андрей Васильевич, развитие муниципально-частного партнерства в Воронеже делает уже не первые, робкие шаги, а достаточно успешно вписывается в сферу управления и развития города. Скажите, какова законодательная база для МЧП создана в настоящее время?

- Ранее МЧП на территории Воронежской области рамочно регламентировалось областным законом, а органы местного самоуправления на его основе принимали свои положения, которые более детально описывали взаимодействие частного партнера и муниципалитета.

13 июля 2015 года был принят Федеральный закон № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2016 года. Принятие Федерального закона стало отправной точкой в формировании единого правового поля, создании условий для участия бизнеса в инфраструктурных проектах, в том числе с использованием механизма частной инициативы.

В целях выстраивания системы регулирования ГЧП (МЧП) на федеральном уровне сформирована подзаконная база (8 постановлений Правительства РФ и 4 приказа Минэкономразвития РФ), которую условно можно разделить на три блока: порядок подготовки и принятия решений о реализации проектов, порядок и методика оценки эффективности проектов, а также порядок контроля и мониторинга проектов.

В Воронежской области утвержден и реализуется План мероприятий по развитию государственно-частного партнёрства в Воронежской области, предусматривающий актуализацию действующей региональной законодательной базы, а также разработку и принятие подзаконных актов. Так, 1 июня 2016 года областной Думой принят Закон Воронежской области № 65-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере государственно-частного партнерства на территории Воронежской области".

Органами местного самоуправления города, в свою очередь, ведется работа по подготовке и принятию муниципальных правовых актов в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства. Внесены изменения в Устав городского округа город Воронеж в части определения администрации городского округа как уполномоченного органа в сфере МЧП, подготовлены и проходят согласование проекты документов, регламентирующих взаимодействие органов местного самоуправления, структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж при разработке и реализации проектов МЧП.

Кроме того, в России достаточно давно работает Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Концессия – одна из форм ГЧП (МЧП) в широком понимании этого термина.

В Воронеже определен орган, уполномоченный принимать решения о заключении концессионных соглашений (администрация городского округа), а также определен порядок принятия решений о заключении концессионных соглашений.

- Какова концепция развития МЧП в Воронеже?

- Концепция развития МЧП в Воронеже предусматривает на данном этапе разработку нормативно-правовой базы (об этом мы только что говорили), формирование инфраструктуры МЧП и запуск пилотных проектов. В процессе реализации пилотных проектов будем выстраивать систему управления проектами, обучать муниципальных служащих, будем выстраивать систему взаимодействия с потенциальными частными партнерами, финансирующими организациями. Если опыт реализации пилотных проектов будет признан положительным (надеюсь на это), на следующем этапе можно ставить проекты МЧП на поток. В перспективе МЧП может стать реальной альтернативой механизму муниципальных закупок при реализации стратегии развития города.

- Жизненный цикл проектов МЧП в Воронеже – каков он? Какова инфраструктура реализации проектов в сфере МЧП?

- Жизненный цикл проектов МЧП, наверное, везде одинаков. Проект МЧП начинаясь со стадии инициирования, проходит подготовительную стадию (принятие решения о реализации проекта, оценка проекта, проведение конкурса), стадию подписания соглашения, инвестиционную и эксплуатационную стадии и завершается прекращением действия соглашения.

Что касается инфраструктуры, то она, как и нормативно-правовая база, находится в процессе формирования.

На сегодня создан и работает Координационный совет по муниципально-частному партнерству при администрации городского округа город Воронеж. В него вошли депутаты городской Думы, представители администрации городского округа, региональной власти, научного сообщества, общественных организаций.

Также в целях организации взаимодействия инициаторов проектов с органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти и иными участниками отношений МЧП принято решение о создании АНО «Территориальный центр развития муниципально-частного партнерства».

В создании Центра приняли участие Торгово-промышленная палата Воронежской области, Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области, ВРСП «ОПОРА», Союз строителей Воронежской области.

В ближайшее время муниципальным правовым актом определим структурные подразделения администрации, за которыми будут закреплены те или иные полномочия в сфере МЧП, и базовая инфраструктура будет сформирована.

Инициатором проекта может выступить частный партнер

-- Продолжая разговор о реализации проектов МЧП, скажите, каков порядок разработки предложений о реализации подобных инициатив?

- В случае, если инициатором проекта выступает публичный партнер, он обеспечивает разработку предложения о реализации проекта МЧП в соответствии с требованиями, указанными в Законе, и направляет такое предложение на рассмотрение в уполномоченный орган (в нашем случае – администрация городского округа).

Разработку предложения также может выполнить потенциальный частный партнер. Разработанное потенциальным частным партнером предложение направляется публичному партнеру. Тот принимает решение о направлении предложения на рассмотрение в уполномоченный орган или о невозможности реализации проекта по основаниям, указанным в Законе.

Предложение о реализации проекта должно содержать:

1) описание проекта и обоснование его актуальности;

2) цели и задачи реализации проекта, определяемые с учетом целей и задач, которые предусмотрены документами стратегического планирования;

3) сведения о публичном партнере;

4) проект соглашения;

5) срок реализации проекта или порядок определения такого срока;

6) оценку возможности получения сторонами соглашения дохода от реализации проекта;

7) прогнозируемый объем финансирования проекта, в том числе прогнозируемый объем финансирования проекта за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и объем частного финансирования, в том числе необходимый объем собственных средств частного партнера и (или) необходимый объем заемного финансирования, а также планируемый срок погашения кредитов и займов в случае, если предусматривается заемное финансирование;

8) описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;

9) сведения об эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;

10) иные определенные Правительством Российской Федерации сведения.

Форма предложения о реализации проекта устанавливается Правительством Российской Федерации.

- Далеко не все регионы Центрального федерального округа готовы к активному включению МЧП в процессы стратегического планирования и развития муниципальных образований. Объясняется это наличием определенных рисков. В чем, по Вашему мнению, заключаются такие риски? Каковы условия и налоговые аспекты реализации проектов МЧП?

На мой взгляд, основные риски связаны с относительной сложностью МЧП (по сравнению с муниципальными закупками), с одной стороны, и нехваткой подготовленных специалистов в этой сфере, с другой. Многие специалисты говорят об опасности дискредитировать идею ГЧП некачественной реализацией

Присутствуют некоторые нестыковки Закона о ГЧП с другими законодательными актами, например, Бюджетным кодексом. Следовательно, возникает риск претензий стороны проверяющих органов.

Если говорить о налогообложении, то, по мнению экспертов, там присутствует целый ряд спорных вопросов.

- Реализация каких форм МЧП возможна в Воронеже?

В соответствии с 224-ФЗ при принятии решения о реализации проекта МЧП органом местного самоуправления определяется форма МЧП. Форма определяется путем включения в соглашение обязательных элементов и определения их последовательности.

Обязательными элементами соглашения о МЧП являются:

-строительство и/или реконструкция объекта соглашения частным партнером;

- осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;

- осуществление частным партнером эксплуатации и/или технического обслуживания объекта соглашения;

- возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения.

В соглашение также могут быть включены следующие элементы:

-проектирование частным партнером объекта соглашения;

- осуществление частным партнером полного или частичного финансирования эксплуатации и/или технического обслуживания объекта соглашения;

- обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также финансирование его эксплуатации и/или технического обслуживания;

- наличие у частного партнера обязательства по передаче объекта соглашения о МЧП в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока, но не позднее дня прекращения соглашения.

- Экспертное сообщество Воронежа в общем и целом позитивно оценивает результаты МЧП, к примеру, при строительстве дошкольных образовательных учреждений. Какие проекты в данной области ожидают Воронеж и опытом в реализации каких проектов администрация городского округа могла бы поделиться с представителями других регионов?

- На территории города имеется опыт заключения концессионного соглашения: в концессию ООО «РВК-Воронеж» передано водопроводно-канализационное хозяйство города. Как уже сказано, реализован проект строительства детских садов, по сути близкий к МЧП.

В настоящее время утвержден перечень объектов муниципальной собственности, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Это Парк культуры и отдыха «Орленок» (реконструкция), подземный переход на пересечении ул. 20-летия Октября и ул. Кирова (реконструкция), сквер «Советский» (строительство многоуровневого подземного паркинга), Центральный парк культуры и отдыха (реконструкция отдельно стоящего здания).

Прорабатывается вопрос о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории города.

Обсуждаем с потенциальными частными партнерами проекты в сфере образования.

Оценка эффективности проекта МЧП и определение его сравнительного преимущества осуществляется в два этапа

- Андрей Васильевич, каким образом происходит оценка эффективности и сравнительного преимущества проекта МЧП?

- Во исполнение 224-ФЗ Правительством РФ установлен порядок определения оценки эффективности проекта МЧП и определения его сравнительного преимущества (постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1514), а также приказом Минэкономразвития России (от 30.11.2015 № 894) утверждены порядок проведения и методика оценки эффективности проекта МЧП и определения его сравнительного преимущества.

Оценка эффективности проекта и определение его сравнительного преимущества осуществляется в два этапа. На первом этапе оценка осуществляется на основании следующих критериев: финансовая эффективность проекта и социально-экономический эффект от реализации проекта, рассчитанный с учетом целей и задач, определенных в соответствующих документах стратегического планирования. На втором этапе в случае, если проект признан эффективным, по каждому из вышеназванных критериев, определяется сравнительное преимущество проекта в использовании средств бюджетов бюджетной системы РФ. Определение сравнительного преимущества проводится на основании соотношения следующих показателей: чистый дисконтированный расход средств бюджетов бюджетной системы РФ при реализации проекта МЧП и при реализации муниципального контракта; объем принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков при реализации проекта МЧП и при реализации муниципального контракта.

Оценка эффективности проекта МЧП и определения его сравнительного преимущества осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. У нас уполномоченным органом является департамент экономического развития Воронежской области.

- Каким образом проводятся конкурсные процедуры по отбору частных инвесторов для реализации проектов МЧП?

Конкурс на право заключения соглашения МЧП проводится публичным партнером в срок, не превышающим 180 дней после принятия решения о реализации проекта, и состоит из следующих этапов:

- размещение сообщения о проведении конкурса;

- представление заявок на участие в конкурсе;

- проведение предварительного обора участников конкурса (необязательный этап);

- представление конкурсных предложений;

- вскрытие конвертов с конкурсными предложениями;-

- рассмотрение, оценка конкурсных предложений и определение победителей конкурса;

- подписание протокола о результатах проведения конкурса, размещения сообщения о результатах проведения конкурса и уведомление участников.


(Голосов: 1, Рейтинг: 3.02)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика