Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Интервью | 14.10.2019

«Основные усилия сосредоточены на реализации проектов по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью»

«Основные усилия сосредоточены на реализации проектов по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью»

Воронежская область – была и остается одним из лидирующих регионов по производству сельскохозяйственной продукции. Субъект относит­ся к группе регионов-доноров и полностью обеспечивает себя практиче­ски по всем основным показателям, наращивая экспортный потенциал. О том, каковы приоритеты в реализации государственной отраслевой политики в сфере АПК Воронежской области, на какие отрасли делает­ся ставка, какую поддержку получают крупные компании и агрохолдинги и малые формы хозяйствования – в интервью с заместителем председа­теля правительства Воронежской области В.И. Логвиновым.

Шесть приоритетов государственной политики в сфере АПК Воронежской области

– Виктор Иванович, каковы на сегодняшний день приори­теты государственной отрасле­вой политики в сфере АПКВо­ронежской области? Актуален ли кластерный подход к разви­тию этой сферы?

– Ключевые приоритеты госу­дарственной политики в сфере АПК заложены в майском Указе Президента 2018 года, а отдель­ные дополнены в Послании Прези­дента Федеральному Собранию на 2019 год. Таким образом, можно говорить о шести ключевых прио­ритетах: снижение зависимости от зарубежных технологий и матери­алов, используемых в АПК; разви­тие органического производства; экспорт продукции АПК; развитие переработки, в том числе глубо­кой; поддержка малых форм хо­зяйствования и развитие сельских территорий.

– Насколько в региональном АПКсильна зависимость произ­водств от иностранных матери­алов и технологий?

– Воронежская область полно­стью обеспечивает себя по всем ключевым видам продоволь­ствия, однако высокие успехи до­стигнуты на импортной основе. Остается значительной импор­тозависимость по материально- техническим ресурсам, в том чис­ле в области селекции, генетики, средств защиты растений, кор­мовых добавок, технологическо­го оборудования.

Обеспечить продовольствен­ную безопасность без собствен­ной селекции невозможно. Клю­чевым инструментом для реше­ния указанной проблемы являет­ся развитие собственной селек­ции, в том числе за счет участия в федеральной научно-технической программе.

В рамках выполнения феде­ральной программы в стране пла­нируется реализовать 13 подпро­грамм, одна из которых уже реа­лизуется в Воронежской области – это развитие селекции и семено­водства и сахарной свеклы. В ре­зультате конкурсного отбора, про­веденного Мин­сельхозом России, воронежская ком­пания ООО «Союз­СемСвекла» в 2019 году стала участни­ком подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации».

– В последнее время тема употребления органической продукции и, как следствие, развития органического произ­водства, отвоевала себе место в информационной повестке дня. Особенно в социальных сетях. Отрадно, что это один из прио­ритетов в реализации отрасле­вой политики в сфере АПК.

– Задача 2019 года – созда­ние рамочных условий для раз­вития органического производ­ства. Уже сформирована дорож­ная карта, регламентирующая раз­витие «органики» вплоть до 2022 года. Именно она предусматрива­ет комплексное освоение смежных с органикой отраслей: торговля, предпринимательство, пищевая промышленность, а также инте­грацию в социальную сферу.

04ac908ee97ae1bed2b6e0b7328b3290.jpg.jpg

В текущем году утверждено по­становление, регулирующее по­рядок возмещения затрат на сер­тификацию органического про­изводства (100% от затрат) и на приобретение и внесение препа­ратов, разрешенных в органиче­ском сельском хозяйстве (50% от затрат). На эти цели в областном бюджете предварительно заложе­но 10 млн рублей. Однако мы го­товы расширять данное направ­ление и максимально поддержи­вать активных участников данно­го процесса.

– Много ли видов продукции АПКэкспортируется?

– В течение последних несколь­ких лет традиционными направле­ниями продаж на внешнем рынке для Воронежской области явля­ются зерно, масла и жиры, сахар и сахаристые изделия (основные составляющие – сахар и меласса). Основу прироста объемов поста­вок составляют зерновые культу­ры. По итогам 2018 года традици­онные наши экспортные продукты кроме зерновых, это подсолнеч­ное масло, подсолнечный шрот, сахар, кондитерская продукция.

Неплохие перспективы просма­триваются по свиноводческой про­дукции, но здесь вопрос в том, ка­кие рынки Минсельхоз России от­кроет для свинины. И высокий по­тенциал мы видим у молочной про­дукции: в регионе есть два круп­ных игрока: компании «Молвест» и «ЭкоНиваАгро», которые могут по­ставлять продукцию за рубеж.

Выбор этих отраслей обуслов­лен тем, что в них увеличивает­ся производство, особенно свини­ны и молочной продукции. В на­стоящее время «ЭкоНиваАгро» ведет предпроектные работы по строительству завода в Бобров­ском районе с объемом переработ­ки 2 тыс. тонн молока в сутки. На­чало строительства запланировано в 1 квартале 2020 года. «Молвест» завершает реализацию проекта по производству сухого сывороточно­го протеина из молока, который то­же имеет довольно-таки высокий экспортный потенциал. И также вы­сокий потенциал мы видим по экс­порту ультрапастеризованного мо­лока, в частности в Китай.

Кондитерская отрасль пред­ставлена двумя компаниями: Во­ронежской кондитерской фабри­кой и КДВ. У КДВ мощность со­ставляет до 450 тыс. т продукции в год, компания постоянно нара­щивает оборот и уже экспорти­рует продукцию на рынки СНГ. По масличным у нас четыре лидера- переработчика: «Эфко», «Бунге», «Благо» и «Павловскагропродукт». Экспортный потенциал здесь до­вольно высокий, но он ограничен внешними рынками и загрузкой заводов лишь на 50–60% мощ­ности.

В отдельных отраслях имеются хорошие стартовые позиции для конкурентной борьбы. Например, в органике – за счет имиджа боль­шой и относительно чистой стра­ны, в зерновых – за счет большо­го количества земель, в том числе залежных. Важно осознать, в ка­ких секторах сосредоточены наши преимущества, и сделать их осно­вой экспортной стратегии, пока остальные категории не «подтя­нутся».

– В качестве приоритета бы­ла названа переработка произ­водимой продукции. Насколь­ко активно сегодня развива­ется это направление, как оно соотносится с сельским хозяй­ством?

– Последние несколько лет со­отношение инвестиций в сельское хозяйство и развитие переработки составляло 2 к 1. Рекордные тем­пы роста (прироста) в молочной и свиноводческой отрасли в нема­ лой степени стали возможны бла­годаря серьезным вливаниям в эту сферу.

Однако инвестиции в указанные сферы с учетом тенденций в Рос­сии приближают нас к перепроиз­водству (полной само обеспечен­ности) по отдельным сегментам АПК, что, в свою очередь, ведет к значительному давлению на цены производителей.

9130717655.jpg

Поэтому необходимо не просто увеличивать товарную массу, но и усовершенствовать ее качествен­ный состав. На протяжении 2–3 лет правительство области при­зывало компании не только вкла­дывать в производство сырья, но И чаще инвестировать в перера­ботку. С поднятием Президентом страны темы развития несырьево­го экспорта эта задача стала еще актуальнее. Активность инвесто­ров в этом направлении действи­тельно заметно усилилась.

Крупные производители сы­рья (например, группы компа­ний «ЭкоНива» и «АГРОЭКО») бу­дут двигаться в сторону перера­ботки по нескольким причинам. Во-первых, готовый продукт по­вышает капитализацию бизнеса и интерес инвесторов, а это важно для компании и дальнейшего раз­вития. Во-вторых, несмотря на ли­дирующие позиции на рынке, кон­куренция в сырьевой отрасли бу­дет со временем расти, а перера­ботка – это способ уйти в другие сегменты. Наконец, перспективы расширения экспортных поставок – еще одна причина для решения инвестировать в перерабатываю­щие мощности.

Согласно собранным данным, в 2019 году потребность в льготном инвестиционном кредитовании по на­правлению «Перера­ботка сельскохозяй­ственной продукции» составляет 13,6 мил­лиарда рублей.

В 2019 году ожида­ем завершение реа­лизации ряда проектов по стро­ительству перерабатывающих мощностей: должны быть введе­ны в эксплуатацию комбикормо­вые заводы групп компаний «Эко­Нива» и «АГРОЭКО», линия по про­изводству полутвердых сыров на Бобровском сырзаводе, линия по производству масла сливочного группы компаний «ЭкоНива» в Ли­скинском районе.

– Каковы перспективы в сфе­ре глубокой переработки про­дукции?

– С одной стороны, реализация таких проектов – это возможность создания внутри страны продуктов с добавленной стоимостью, зача­стую имеющих неплохой экспорт­ный потенциал, а с другой – раз­витие этого направления поможет снизить зависимость от импорта продукции глубокой переработки зерна, объемы которого остают­ся на очень высоком уровне: в сто­имостном выражении ввоз в стра­ну только топ-10 продуктов (моди­фицированных крахмалов, лизи­на, лимонной кислоты и др.) соста­вил около полумиллиарда долла­ров в год.

Существенный толчок инвести­ционной активности в этой отрас­ли могли бы дать дополнительные меры государственной поддержки (сейчас есть только льготное кре­дитование). Возмещение капи­тальных затрат или расходов на создание инфраструктуры, ком­пенсация тарифов на энергоре­сурсы, логистику (для случаев вы­воза зерна из региона с избытком сырья), субсидии экспортерам – любая из мер поддержки снизит риски инвесторов и повысит ин­терес к глубокой переработке.

В марте 2019 года во взаимо­действии с Агентством по инве­стициям и стратегическим проек­там было сформировано инвести­ционное предложение по данному направлению, однако поиск якор­ного инвестора продолжается.

Отдельным перспективным на­правлением может стать строи­тельство завода по производству биоэтанола (экологичного топли­ва из растительного сырья).

Интерес к проектам производ­ства биоэтанола в качестве аль­тернативы традиционному топли­ву возрождается всякий раз, ког­да дорожает нефть, и сокращает­ся каждый раз, когда она дешеве­ет. Только при высокой стоимо­сти нефтяного сырья себестои­мость производства этанола ста­новится сопоставимой, а то и бо­лее низкой, чем у бензина. Кроме того, главным препятствием для продвижения этанола на внутрен­нем рынке являются высокие став­ки акцизов – для изменения ситуа­ции требуется добиться исключе­ния его из одной группы с этило­вым спиртом.

По оценкам экспертов отрасли, на сегодняшний день российский рынок лимонной кислоты один из самых емких и быстрорастущих рынков в индустрии пищевых до­бавок. При этом мировой спрос на лимонную кислоту растет при­мерно на 3–5 в год, мировой экс­порт в 2017 году составил 1,1 млн тонн, или 1,1 млн долларов. Разви­тие производства лимонной кис­лоты является важным с точки зре­ния реализации политики импор­тозамещения и имеет потенциал выхода на внешние рынки.

Также в России нет крупнотон­нажного промышленного произ­водства глюкозы. Объем импор­та глюкозы и ее сиропов состав­ляет 57,6 тыс. тонн стоимостью 14,6 млн долларов США. Таким образом, развитие производства глюкозы также является одним из перспективных направлений для Российской Федерации как в ча­сти импортозамещения, так и раз­вития экспорта.

– Виктор Иванович, во всех предыдущих примерах фигу­рировали крупные компании и холдинги. Как обстоит вопрос с поддержкой малых форм хо­зяйствования?

– Сейчас значительная доля средств идет крупным компани­ям, хотя именно небольшие пред­приятия могут быть мобильными и гибкими, подстраиваясь под по­требителя.

При этом малые хозяйства мо­гут при должной поддержке эф­фективно выращивать овощи от­крытого и закрытого грунта, яго­ды, сельхозживотных (уток, инде­ек, кроликов). Кроме того, они от­лично подходят для производства органической растениеводческой и животноводческой продукции.

На состоявшемся в феврале 2019 года тридцатом Съезде Ас­социации крестьянских (фермер­ских) хозяйств и сельскохозяй­ственных кооперативов России министр сельского хо­зяйства России Д.Н. Па­трушев так охарактери­зовал значимость фер­мерского движения для страны: «Сегодня рос­сийское фермерство стабильно развивает­ся, демонстрируя ежегодный рост производства, является дви­жущей силой модернизации сель­ских территорий, потребителем новейших аграрных технологий. Фермеры вносят весомый вклад в общероссийское производство сельхозпродукции: по итогам про­шлого года на долю КФХ пришлось 12% всего сельхозпроизводства страны. Более того, по отдельным направлениям фермеры дают фо­ру даже самым крупным сельхоз­предприятиям, демонстрируя впе­чатляющую динамику роста».

Устойчивое развитие обеспече­но, в том числе, комплексом мер поддержки, которую предоставля­ет государство фермерам и сель­хозкооперативам. Органы власти проводят большую работу по по­вышению ее доступности, увели­чению объемов финансирования и совершенствованию доведения средств до аграриев.

– Развитие малых форм хо­зяйствования тесно связано с развитием сельских террито­рий. А это направление нахо­дится на стыке разных сфер и зон ответственности отрас­левых структур регионально­го правительства. Каково уча­стие в этом подведомственных вам структур?

– В текущем году продолжается реализация программы по разви­тию сельских территорий. Структу­ра новой Госпрограммы предусма­тривает реализацию ведомствен­ных проектов и целевых программ по отдельным направлениям, обе­спечивающим комплексное разви­тие сельских территорий.

Так, например, ведомствен­ная целевая программа «Обеспе­чение государственного монито­ринга сельских территорий» пред­полагает среди прочего разработ­ку стандарта качества жизни на се­ле. Проект «Развитие жилищного строительства на сельских терри­ториях и повышение уровня бла­гоустройства домохозяйств» – за­пуск льготной сельской ипотеки по ставке до 3% годовых. Проект «Развитие инженерной и транс­портной инфраструктуры на сель­ских территориях» предусматри­вает, в частности, мероприятия по газификации и водоснабже­нию сельской местности.

Результатом реализации проек­та «Благоустройство сельских тер­риторий» станет создание и обу­стройство детских игровых площа­док, организация освещения, вос­становление природных ландшаф­тов и историко-культурных памят­ников и другая работа, которой до 2025 года будет охвачено более 30 от общего числа сельских терри­торий.

Планируется, что Госпрограм­ма будет реализовываться с при­менением проектного подхода для решения экономических, со­циальных и экологических задач. Отличительной особенностью Госпрограммы является инициатив­ный характер заявляемых проек­тов, что предполагает активное участие населения, предприни­мательского сообщества, а также органов местного самоуправления в определении направлений реа­лизации проектов.

В регионе завершается создание свиноводческого кластера

– На развитие каких отраслей делается ставка при реализа­ции госполитики в сфере АПК? Каковы перспективы развития агропромышленного комплек­са Воронежской области?

– Традиционно помогает улуч­шать показатели темпов развития в АПК животноводство, где прио­ритетами остаются молочное и мясное скотоводство. По моло­ку Воронежская область традици­онно занимает 1-е место в ЦФО, при этом в 2019 году в масшта­бах РФ поднялась с 6-го места на 3-е. Это стало возможно в первую очередь благодаря крупному биз­несу, таким компаниям, как: «Эко­нива», «Молвест» и «Дон-Агро». В 2018 году ими введено семь новых молочных комплексов – на 16 тыс. голов. При этом происходит уве­личение молочной продуктивно­сти – 6,9 тыс. кг на корову в год, рост за год составляет +400 кг. В этом году завершится строитель­ство трех молочных комплексов: двух от «Эконивы» в Бобровском и Лискинском районах и одного от «Молвеста» – в Аннинском. Кроме того, начнется строительство еще двух молочных комплексов.

Производство свинины за год увеличилось в 1,8 раза. По про­изводству свинины и говядины в сельхозорганизациях Воронеж­ская область занимает 3-е и 4-е места в РФ. Совокупно валовое производство мяса скота и птицы на убой в регионе составило 506 тыс. тонн в живом весе, или 3,4% всего мяса в РФ. По этому пока­зателю мы занимаем 13-е место в России и 4-е в ЦФО.

Основные усилия в среднесроч­ной перспективе будут сосредо­точены на реализации проектов, позволяющих обеспечить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

Пищевая и перерабатывающая промышленность региона за год произвела продукции (включая на­питки) на 200 млрд рублей – плюс 5% к 2017 году. До сих пор оста­ется нерешенной проблема за­грузки перерабатывающих мощ­ностей. В молочной отрасли – 75% загрузки, в мясной – 74%, в масло­жировой – 65%. В масложировой отрасли ощущается нехватка сы­рья. Суммарная перерабатываю­щая мощность воронежской «пи­щевки» – это 2,5 млн тонн, а фак­тически перерабатывается лишь 1,5 млн тонн.

IMG_5334.jpg

у нас – всего 1 млн тонн. При этом площади «тяжелой для по­чвы культуры» подсолнечника со­кращаются до научно обоснован­ного показателя в севообороте. Несмотря на нехватку сырья, пе­реработчики продолжают строи­тельство новых перерабатываю­щих предприятий. Так, в Бобров­ском районе началось строитель­ство второго сырного завода не­мецкой фирмы DMK, еще один сырзавод мощностью 60 тонн мо­лока в сутки в этом году достро­ит «Эконива».

Кроме того, «Эконива» завер­шает проектные работы по стро­ительству еще одного сырзавода- гиганта в Бобровском районе. Его мощность составит 625 тыс. тонн молока в год. С вводом этих объ­ектов годовая потребность воро­нежских переработчиков в молоке к 2021 году составит 1,2 млн тонн, что гарантирует сбыт молока всем воронежским производителям.

Кроме того, в регионе завер­шается создание свиноводческо­го кластера, затраты на его реа­лизацию составят 13,5 млрд ру­блей. В апреле в Павловском рай­оне компания «Агроэко» присту­пила к строительству мясопере­рабатывающего комбината годо­вой мощностью 350 тыс. тонн.

Всего до 2021 г. для реализа­ции в сфере АПК заявлено 55 про­ектов с объемом инвестиций свы­ше 120 млрд рублей, в том числе: 22 проекта на общую сумму свы­ше 45 млрд рублей – в сфере пищевой и пе­рерабатывающей про­мышленности и 33 про­екта с объемом инве­стиций более 75 млрд рублей – в сельском хо­зяйстве.

Параллельное вождение и цифровые карты урожайности: ряд предприятий АПК Воронежской области активно используют цифровые инструменты

– Насколько активно пред­приятия сферы АПКиспользуют инновационные технологии?

– В АПК Воронежской области продолжается работа по внедре­нию цифровых технологий в сель­скохозяйственное производство. На данный момент в растение­водстве с применением цифро­вых технологий обрабатывается свыше 1 млн 260 тыс. га пашни. В разной степени на полях Воро­нежской области применяются:

– спутниковый мониторинг транспортных средств;

– определение границ полей с использованием спутниковых си­стем навигации;

– системы параллельного вождения;

– дифференцированное вне­сение удобрений;

– составление цифровых карт урожайности;

– дифференцированное опры­скивание сорняков;

– мониторинг состояния посе­вов с использованием дистанци­онного зондирования (аэро- или спутниковая фотосъемки);

– дифференцированный по­сев;

– дифференцированное оро­шение.

Животноводческие предприя­тия применяют такие цифровые инструменты, как:

– мониторинг состояния здо­ровья стада;

– мониторинг качества продук­ции животноводства;

– идентификация и мониторинг отдельных особей животных с ис­пользованием современных ин­формационных технологий (раци­он кормления, удой, привес, тем­пература тела, активность), удо­влетворение их индивидуальных потребностей;

– роботизация процесса дое­ния;

– электронная база данных производственного процесса.

Кроме того, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации введена в эксплуатацию единая федеральная ин­формационная система о землях сельскохозяй­ственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяй­ства в составе земель иных кате­горий. Воронежская область, на­ряду с другими субъектами Рос­сийской Федерации, активно включилась в работу по данному направлению.

По объему государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК Воронежская область занимает 1-е место в РФ

– Какие меры поддержки предусмотрены для развития средних и крупных предприя­тий региона в сфере АПК?

– Основной формой государ­ственной поддержки сельскохо­зяйственных товаропроизводи­телей и других организаций агро­промышленного комплекса Во­ронежской области является фи­нансовая поддержка в виде пре­доставления субсидий как на условиях софинансирования из федерального бюджета, так и ис­ключительно за счет средств ре­гионального бюджета.

К мерам государственной поддержки, предоставляемым на условиях софинансирования, относятся субсидии:

– на возмещение части про­центной ставки по инвестицион­ным кредитам;

– на оказание содействия до­стижению региональных про­грамм развития АПК (т.н. целевых показателей «единая» субсидия, включающая ряд направлений, таких как закладка и уход за мно­голетними плодовыми и ягодны­ми кустарниковыми насаждени­ями, поддержка племенного КРС молочного и мясного направле­ния, развитие элитного семено­водства, развитие мясного ско­товодства, сельскохозяйствен­ное страхование и др.);

– на возмещение части пря­мых понесенных затрат на созда­ние и (или) модернизацию объ­ектов агропромышленного ком­плекса;

– на повышение продуктивно­сти в молочном скотоводстве;

– на оказание несвязанной поддержки в области растение­водства;

– на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской обла­сти.

Из областного бюджета суб­сидии предоставляются: на воз­мещение части затрат на при­обретение тракторов, сельско­хозяйственных машин и обору­дования для агропромышленно­го комплекса, произведенных на территории Воронежской обла­сти;

– на возмещение части затрат на приобретение высокотехно­логичных машин, оборудования и специализированного транс­порта;

– на поддержку рыбоводства;

– на возмещение части затрат на содержание племенного по­головья молодняка лошадей, со­держащегося в племенном заво­де по разведению лошадей;

– на возмещение части про­центной ставки по инвестици­онным кредитам, полученным в российских кредитных организа­циях на срок до 10 лет;

– на возмещение части затрат по приобретению сельскохозяй­ственных животных;

– на развитие свеклосахарной отрасли.

В 2018 году объем субсидий, доведенный до сельхозтоваро­производителей и организаций АПК области, составил 10,4 млрд рублей. По объему государствен­ной поддержки Воронежская об­ласть занимает 1-е место в РФ.

С учетом дополнительных средств, направленных Воро­нежской области в конце дека­ бря, в 2018 году из федерально­го бюджета область получила 8,5 млрд рублей. По этому показате­лю мы занимаем 2-е место в ЦФО и РФ.

INP_7881.jpg

На обеспечение софинанси­рования из областного бюджета направлено 1,9 млрд рублей (3-е место в Российской Федерации; 1-е в ЦФО).

В 2019 году на поддержку аграриев Воронежской области выделено 7,4 млрд рублей, в том числе 4,9 млрд рублей из феде­рального бюджета и 2,5 млрд ру­блей из областного.

Отметим, что в текущем году начата реализация регионально­го проекта «Создание системы поддержки фермеров и разви­тие сельской кооперации» преду­сматривающего предоставление государственной поддержки по следующим направлениям:

– гранты «Агростартап» на создание и развитие крестьян­ских (фермерских) хозяйств;

– субсидии на создание и раз­витие сельскохозяйственных по­требительских кооперативов.

Из общего лимита бюджетных ассигнований на 1 октября 2019 года до сельскохозяйственных товаропроизводителей и органи­заций АПК доведены средства в размере 4,5 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 3,5 млрд рублей, из областного – 1 млрд рублей, что составляет 60% от плана.

В 2020 года произойдут суще­ственные изменения механизма поддержки по трем видам субси­дий – это единая субсидия, не­связанная поддержка и субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.

Ч т о к а с а е т с я принципа отбора получателей господдержки, то при­ем документов для п р е д о с т а в л е н и я всех видов субси­дий осуществляется департаментом че­рез так называемое « е д и н о е окно». Департамент регистриру­ет заявление получателя субси­дии в порядке поступления заяв­лений, рассматривает в течение 10 рабочих дней представленные получателем субсидии докумен­ты, принимает решение о предо­ставлении субсидии или об отка­зе в предоставлении субсидии и информирует о принятом реше­нии получателя субсидии. Це­ли, условия, порядок предостав­ления субсидий, категории лиц, имеющих право на получение субсидий определены в Поряд­ках предоставления субсидий.

Предоставление субсидий осу­ществляется в порядке очередно­сти регистрации заявлений в жур­нале регистрации по каждому ви­ду субсидий. Также хотелось бы отметить, что для удобства полу­чателей субсидий и в целях сокра­щения временных и финансовых затрат, связанных с направлени­ем документов, между департа­ментом аграрной политики об­ласти и автономным учреждени­ем Воронежской области «Мно­гофункциональный центр пре­доставления государственных и муниципальных услуг» заключено Соглашение о взаимодействии.

– В чем состоит система мер поддержки малых форм хозяй­ствования на селе? По каким принципам отбираются полу­чатели господдержки?

– Государственной програм­мой Воронежской области «Раз­витие сельского хозяйства, про­изводства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродо­вольственного рынка», а также порядками предоставления суб­сидий предусмотрен равный до­ступ к мерам государственной поддержки независимо от того, микро, малое, среднее или круп­ное предприятие претендует на их получение.

Наиболее востребованными среди малых являются субсидии на оказание несвязанной расте­ниеводства, на развитие мясного скотоводства, на возмещение ча­сти затрат по содержанию маточ­ного поголовья овец и коз. Доля крестьянских (фермерских) хо­зяйств в общем количестве по­лучателей по этим мерам под­держки составляет от 65 до 82 процентов.

С 2010 года по настоящее вре­мя на поддержку крестьянских (фермерских) и личных подсоб­ных хозяйств, а также сельскохо­зяйственных потребительских ко­оперативов направлено порядка 5,1 млрд рублей. Что же касает­ся поддержки, направленной ис­ключительно на развитие малых форм хозяйствования, то на эти цели за указанный период израс­ходовано немногим более 1 млрд рублей. Система грантовой под­держки включает:

– субсидии в виде грантов начинающим фермерам на соз­дание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;

– субсидии в виде грантов на развитие семейных животновод­ческих ферм на базе крестьян­ских (фермерских) хозяйств;

– субсидии в виде грантов сельскохозяйственным потреби­тельским кооперативам для раз­вития материально-технической базы.

Отбор претендентов на полу­чение грантов производится на конкурсной основе путем балль­ной оценки. При этом приоритет отдан проектам, направленным на развитие молочного и мясно­го скотоводства, что выражается в большем количестве присваи­ваемых баллов, а также в увели­ченных ставках грантов.

В 2018 году департаментом аграрной политики Воронеж­ской области предоставлены субсидии из областного бюдже­та в виде грантов 55 фермерам и 3 кооперативам на общую сумму 313,27 млн рублей.

Максимальный размер гранта в 2018 году составил:

– на развитие семейных жи­вотноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хо­зяйств – 25 млн рублей;

– на создание и развитие кре­стьянских (фермерских) хозяйств для начинающих фермеров – 3 млн рублей;

– на развитие материально- технической базы потребитель­ским кооперативам – 9 млн ру­блей.

В текущем году размеры гран­тов начинающим фермерам и сельскохозяйственным потре­бительским кооперативам со­хранены на уровне 2018 года. По грантам семейным животновод­ческим фермам максимальный размер снижен на 5 млн рублей в связи с тем, что опыт 2018 года вскрыл значительные сложности в освоении грантов, предостав­ленных в максимальном размере. Зачастую это происходит в свя­зи с недостатком собственных средств у грантополучателей.

Начиная с 2019 года комплекс мер поддержки малых форм хо­зяйствования расширен в связи с началом реализации региональ­ного проекта «Создание систе­мы поддержки фермеров и раз­витие сельской кооперации». Указанный проект предусматри­вает предоставление государ­ственной поддержки по следую­щим направлениям: гранты «Аг­ростартап» на создание и разви­тие крестьянских (фермерских) хозяйств; субсидии на создание и развитие сельскохозяйствен­ных потребительских коопера­тивов.

Для поддержки кооперативно­го движения в области создан ре­гиональный центр компетенции по развитию сельскохозяйствен­ной кооперации

– В соседних с Воронеж­ской областью регионах ак­тивно развивается коопера­торство. Что представляет собой кооперативное движе­ние Воронежской области? В чем его специфика и делает­ся ли на него ставка как на пер­спективную форму активиза­ции самозанятости сельских жителей?

– Сельскохозяйственная по­требительская кооперация Во­ронежской области формирует­ся и развивается в соответствии с действующим законодатель­ством Российской Федерации, которое дает возможность соз­давать эффективные кооперати­вы в различных сферах агропро­мышленного комплекса.

Мощный толчок развитию ко­оперативного движения в сфе­ре потребительской кооперации в сельском хозяйстве дала Госу­дарственная программа разви­тия сельского хозяйства и регу­лирования рынков сельскохо­зяйственной продук­ции, сырья и продоволь­ствия, в которой преду­сматривается ресурс­ное обеспечение про­граммы развития сель­скохозяйственной ко­операции в виде гран­товой поддержки сель­скохозяйственных коо­перативов из федерального бюд­жета на развитие материально- технической базы.

Программа грантовой под­держки позволяет создать до­полнительные условия по фор­мированию кооперативных форм в сельском хозяйстве, особенно для субъектов малого и среднего предпринимательства на селе.

На данный момент на террито­рии Воронежской области насчи­тывается порядка 71 сельскохо­зяйственного потребительского кооператива, из них 14 перера­батывающих, 20 – снабженческо- сбытовых.

За период 2017–2018 годы грантовую поддержку получили 6 сельскохозяйственных потреби­тельских кооперативов. Созда­но 10 постоянных рабочих мест. В 2019 году победителями кон­курсного отбора участников ме­роприятий по государственной поддержке сельскохозяйствен­ных потребительских кооперати­вов стали 2 сельскохозяйствен­ных потребительских кооперати­ва. Планируется создание 3 по­стоянных рабочих мест.

Кроме того, на территории Во­ронежской области создан реги­ональный центр компетенции по развитию сельскохозяйственной кооперации в регионе, им явля­ется бюджетное учреждение Во­ронежской области «Воронеж­ский областной центр информа­ционного обеспечения AГIК».

Все это является основой формирования новой технологи­ческой базы при модернизации сельского хозяйства, что особен­но важно для вывода экономиче­ски слабых производств и малых форм хозяйствования на иннова­ционные пути развития. 


(Нет голосов)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика