Интервью | 14.10.2019
Шесть приоритетов государственной политики в сфере АПК Воронежской области
– Виктор Иванович, каковы на сегодняшний день приоритеты государственной отраслевой политики в сфере АПКВоронежской области? Актуален ли кластерный подход к развитию этой сферы?
– Ключевые приоритеты государственной политики в сфере АПК заложены в майском Указе Президента 2018 года, а отдельные дополнены в Послании Президента Федеральному Собранию на 2019 год. Таким образом, можно говорить о шести ключевых приоритетах: снижение зависимости от зарубежных технологий и материалов, используемых в АПК; развитие органического производства; экспорт продукции АПК; развитие переработки, в том числе глубокой; поддержка малых форм хозяйствования и развитие сельских территорий.
– Насколько в региональном АПКсильна зависимость производств от иностранных материалов и технологий?
– Воронежская область полностью обеспечивает себя по всем ключевым видам продовольствия, однако высокие успехи достигнуты на импортной основе. Остается значительной импортозависимость по материально- техническим ресурсам, в том числе в области селекции, генетики, средств защиты растений, кормовых добавок, технологического оборудования.
Обеспечить продовольственную безопасность без собственной селекции невозможно. Ключевым инструментом для решения указанной проблемы является развитие собственной селекции, в том числе за счет участия в федеральной научно-технической программе.
В рамках выполнения федеральной программы в стране планируется реализовать 13 подпрограмм, одна из которых уже реализуется в Воронежской области – это развитие селекции и семеноводства и сахарной свеклы. В результате конкурсного отбора, проведенного Минсельхозом России, воронежская компания ООО «СоюзСемСвекла» в 2019 году стала участником подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации».
– В последнее время тема употребления органической продукции и, как следствие, развития органического производства, отвоевала себе место в информационной повестке дня. Особенно в социальных сетях. Отрадно, что это один из приоритетов в реализации отраслевой политики в сфере АПК.
– Задача 2019 года – создание рамочных условий для развития органического производства. Уже сформирована дорожная карта, регламентирующая развитие «органики» вплоть до 2022 года. Именно она предусматривает комплексное освоение смежных с органикой отраслей: торговля, предпринимательство, пищевая промышленность, а также интеграцию в социальную сферу.
В текущем году утверждено постановление, регулирующее порядок возмещения затрат на сертификацию органического производства (100% от затрат) и на приобретение и внесение препаратов, разрешенных в органическом сельском хозяйстве (50% от затрат). На эти цели в областном бюджете предварительно заложено 10 млн рублей. Однако мы готовы расширять данное направление и максимально поддерживать активных участников данного процесса.
– Много ли видов продукции АПКэкспортируется?
– В течение последних нескольких лет традиционными направлениями продаж на внешнем рынке для Воронежской области являются зерно, масла и жиры, сахар и сахаристые изделия (основные составляющие – сахар и меласса). Основу прироста объемов поставок составляют зерновые культуры. По итогам 2018 года традиционные наши экспортные продукты кроме зерновых, это подсолнечное масло, подсолнечный шрот, сахар, кондитерская продукция.
Неплохие перспективы просматриваются по свиноводческой продукции, но здесь вопрос в том, какие рынки Минсельхоз России откроет для свинины. И высокий потенциал мы видим у молочной продукции: в регионе есть два крупных игрока: компании «Молвест» и «ЭкоНиваАгро», которые могут поставлять продукцию за рубеж.
Выбор этих отраслей обусловлен тем, что в них увеличивается производство, особенно свинины и молочной продукции. В настоящее время «ЭкоНиваАгро» ведет предпроектные работы по строительству завода в Бобровском районе с объемом переработки 2 тыс. тонн молока в сутки. Начало строительства запланировано в 1 квартале 2020 года. «Молвест» завершает реализацию проекта по производству сухого сывороточного протеина из молока, который тоже имеет довольно-таки высокий экспортный потенциал. И также высокий потенциал мы видим по экспорту ультрапастеризованного молока, в частности в Китай.
Кондитерская отрасль представлена двумя компаниями: Воронежской кондитерской фабрикой и КДВ. У КДВ мощность составляет до 450 тыс. т продукции в год, компания постоянно наращивает оборот и уже экспортирует продукцию на рынки СНГ. По масличным у нас четыре лидера- переработчика: «Эфко», «Бунге», «Благо» и «Павловскагропродукт». Экспортный потенциал здесь довольно высокий, но он ограничен внешними рынками и загрузкой заводов лишь на 50–60% мощности.
В отдельных отраслях имеются хорошие стартовые позиции для конкурентной борьбы. Например, в органике – за счет имиджа большой и относительно чистой страны, в зерновых – за счет большого количества земель, в том числе залежных. Важно осознать, в каких секторах сосредоточены наши преимущества, и сделать их основой экспортной стратегии, пока остальные категории не «подтянутся».
– В качестве приоритета была названа переработка производимой продукции. Насколько активно сегодня развивается это направление, как оно соотносится с сельским хозяйством?
– Последние несколько лет соотношение инвестиций в сельское хозяйство и развитие переработки составляло 2 к 1. Рекордные темпы роста (прироста) в молочной и свиноводческой отрасли в нема лой степени стали возможны благодаря серьезным вливаниям в эту сферу.
Однако инвестиции в указанные сферы с учетом тенденций в России приближают нас к перепроизводству (полной само обеспеченности) по отдельным сегментам АПК, что, в свою очередь, ведет к значительному давлению на цены производителей.
Поэтому необходимо не просто увеличивать товарную массу, но и усовершенствовать ее качественный состав. На протяжении 2–3 лет правительство области призывало компании не только вкладывать в производство сырья, но И чаще инвестировать в переработку. С поднятием Президентом страны темы развития несырьевого экспорта эта задача стала еще актуальнее. Активность инвесторов в этом направлении действительно заметно усилилась.
Крупные производители сырья (например, группы компаний «ЭкоНива» и «АГРОЭКО») будут двигаться в сторону переработки по нескольким причинам. Во-первых, готовый продукт повышает капитализацию бизнеса и интерес инвесторов, а это важно для компании и дальнейшего развития. Во-вторых, несмотря на лидирующие позиции на рынке, конкуренция в сырьевой отрасли будет со временем расти, а переработка – это способ уйти в другие сегменты. Наконец, перспективы расширения экспортных поставок – еще одна причина для решения инвестировать в перерабатывающие мощности.
Согласно собранным данным, в 2019 году потребность в льготном инвестиционном кредитовании по направлению «Переработка сельскохозяйственной продукции» составляет 13,6 миллиарда рублей.
В 2019 году ожидаем завершение реализации ряда проектов по строительству перерабатывающих мощностей: должны быть введены в эксплуатацию комбикормовые заводы групп компаний «ЭкоНива» и «АГРОЭКО», линия по производству полутвердых сыров на Бобровском сырзаводе, линия по производству масла сливочного группы компаний «ЭкоНива» в Лискинском районе.
– Каковы перспективы в сфере глубокой переработки продукции?
– С одной стороны, реализация таких проектов – это возможность создания внутри страны продуктов с добавленной стоимостью, зачастую имеющих неплохой экспортный потенциал, а с другой – развитие этого направления поможет снизить зависимость от импорта продукции глубокой переработки зерна, объемы которого остаются на очень высоком уровне: в стоимостном выражении ввоз в страну только топ-10 продуктов (модифицированных крахмалов, лизина, лимонной кислоты и др.) составил около полумиллиарда долларов в год.
Существенный толчок инвестиционной активности в этой отрасли могли бы дать дополнительные меры государственной поддержки (сейчас есть только льготное кредитование). Возмещение капитальных затрат или расходов на создание инфраструктуры, компенсация тарифов на энергоресурсы, логистику (для случаев вывоза зерна из региона с избытком сырья), субсидии экспортерам – любая из мер поддержки снизит риски инвесторов и повысит интерес к глубокой переработке.
В марте 2019 года во взаимодействии с Агентством по инвестициям и стратегическим проектам было сформировано инвестиционное предложение по данному направлению, однако поиск якорного инвестора продолжается.
Отдельным перспективным направлением может стать строительство завода по производству биоэтанола (экологичного топлива из растительного сырья).
Интерес к проектам производства биоэтанола в качестве альтернативы традиционному топливу возрождается всякий раз, когда дорожает нефть, и сокращается каждый раз, когда она дешевеет. Только при высокой стоимости нефтяного сырья себестоимость производства этанола становится сопоставимой, а то и более низкой, чем у бензина. Кроме того, главным препятствием для продвижения этанола на внутреннем рынке являются высокие ставки акцизов – для изменения ситуации требуется добиться исключения его из одной группы с этиловым спиртом.
По оценкам экспертов отрасли, на сегодняшний день российский рынок лимонной кислоты один из самых емких и быстрорастущих рынков в индустрии пищевых добавок. При этом мировой спрос на лимонную кислоту растет примерно на 3–5 в год, мировой экспорт в 2017 году составил 1,1 млн тонн, или 1,1 млн долларов. Развитие производства лимонной кислоты является важным с точки зрения реализации политики импортозамещения и имеет потенциал выхода на внешние рынки.
Также в России нет крупнотоннажного промышленного производства глюкозы. Объем импорта глюкозы и ее сиропов составляет 57,6 тыс. тонн стоимостью 14,6 млн долларов США. Таким образом, развитие производства глюкозы также является одним из перспективных направлений для Российской Федерации как в части импортозамещения, так и развития экспорта.
– Виктор Иванович, во всех предыдущих примерах фигурировали крупные компании и холдинги. Как обстоит вопрос с поддержкой малых форм хозяйствования?
– Сейчас значительная доля средств идет крупным компаниям, хотя именно небольшие предприятия могут быть мобильными и гибкими, подстраиваясь под потребителя.
При этом малые хозяйства могут при должной поддержке эффективно выращивать овощи открытого и закрытого грунта, ягоды, сельхозживотных (уток, индеек, кроликов). Кроме того, они отлично подходят для производства органической растениеводческой и животноводческой продукции.
На состоявшемся в феврале 2019 года тридцатом Съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России министр сельского хозяйства России Д.Н. Патрушев так охарактеризовал значимость фермерского движения для страны: «Сегодня российское фермерство стабильно развивается, демонстрируя ежегодный рост производства, является движущей силой модернизации сельских территорий, потребителем новейших аграрных технологий. Фермеры вносят весомый вклад в общероссийское производство сельхозпродукции: по итогам прошлого года на долю КФХ пришлось 12% всего сельхозпроизводства страны. Более того, по отдельным направлениям фермеры дают фору даже самым крупным сельхозпредприятиям, демонстрируя впечатляющую динамику роста».
Устойчивое развитие обеспечено, в том числе, комплексом мер поддержки, которую предоставляет государство фермерам и сельхозкооперативам. Органы власти проводят большую работу по повышению ее доступности, увеличению объемов финансирования и совершенствованию доведения средств до аграриев.
– Развитие малых форм хозяйствования тесно связано с развитием сельских территорий. А это направление находится на стыке разных сфер и зон ответственности отраслевых структур регионального правительства. Каково участие в этом подведомственных вам структур?
– В текущем году продолжается реализация программы по развитию сельских территорий. Структура новой Госпрограммы предусматривает реализацию ведомственных проектов и целевых программ по отдельным направлениям, обеспечивающим комплексное развитие сельских территорий.
Так, например, ведомственная целевая программа «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» предполагает среди прочего разработку стандарта качества жизни на селе. Проект «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домохозяйств» – запуск льготной сельской ипотеки по ставке до 3% годовых. Проект «Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях» предусматривает, в частности, мероприятия по газификации и водоснабжению сельской местности.
Результатом реализации проекта «Благоустройство сельских территорий» станет создание и обустройство детских игровых площадок, организация освещения, восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников и другая работа, которой до 2025 года будет охвачено более 30 от общего числа сельских территорий.
Планируется, что Госпрограмма будет реализовываться с применением проектного подхода для решения экономических, социальных и экологических задач. Отличительной особенностью Госпрограммы является инициативный характер заявляемых проектов, что предполагает активное участие населения, предпринимательского сообщества, а также органов местного самоуправления в определении направлений реализации проектов.
В регионе завершается создание свиноводческого кластера
– На развитие каких отраслей делается ставка при реализации госполитики в сфере АПК? Каковы перспективы развития агропромышленного комплекса Воронежской области?
– Традиционно помогает улучшать показатели темпов развития в АПК животноводство, где приоритетами остаются молочное и мясное скотоводство. По молоку Воронежская область традиционно занимает 1-е место в ЦФО, при этом в 2019 году в масштабах РФ поднялась с 6-го места на 3-е. Это стало возможно в первую очередь благодаря крупному бизнесу, таким компаниям, как: «Эконива», «Молвест» и «Дон-Агро». В 2018 году ими введено семь новых молочных комплексов – на 16 тыс. голов. При этом происходит увеличение молочной продуктивности – 6,9 тыс. кг на корову в год, рост за год составляет +400 кг. В этом году завершится строительство трех молочных комплексов: двух от «Эконивы» в Бобровском и Лискинском районах и одного от «Молвеста» – в Аннинском. Кроме того, начнется строительство еще двух молочных комплексов.
Производство свинины за год увеличилось в 1,8 раза. По производству свинины и говядины в сельхозорганизациях Воронежская область занимает 3-е и 4-е места в РФ. Совокупно валовое производство мяса скота и птицы на убой в регионе составило 506 тыс. тонн в живом весе, или 3,4% всего мяса в РФ. По этому показателю мы занимаем 13-е место в России и 4-е в ЦФО.
Основные усилия в среднесрочной перспективе будут сосредоточены на реализации проектов, позволяющих обеспечить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
Пищевая и перерабатывающая промышленность региона за год произвела продукции (включая напитки) на 200 млрд рублей – плюс 5% к 2017 году. До сих пор остается нерешенной проблема загрузки перерабатывающих мощностей. В молочной отрасли – 75% загрузки, в мясной – 74%, в масложировой – 65%. В масложировой отрасли ощущается нехватка сырья. Суммарная перерабатывающая мощность воронежской «пищевки» – это 2,5 млн тонн, а фактически перерабатывается лишь 1,5 млн тонн.
у нас – всего 1 млн тонн. При этом площади «тяжелой для почвы культуры» подсолнечника сокращаются до научно обоснованного показателя в севообороте. Несмотря на нехватку сырья, переработчики продолжают строительство новых перерабатывающих предприятий. Так, в Бобровском районе началось строительство второго сырного завода немецкой фирмы DMK, еще один сырзавод мощностью 60 тонн молока в сутки в этом году достроит «Эконива».
Кроме того, «Эконива» завершает проектные работы по строительству еще одного сырзавода- гиганта в Бобровском районе. Его мощность составит 625 тыс. тонн молока в год. С вводом этих объектов годовая потребность воронежских переработчиков в молоке к 2021 году составит 1,2 млн тонн, что гарантирует сбыт молока всем воронежским производителям.
Кроме того, в регионе завершается создание свиноводческого кластера, затраты на его реализацию составят 13,5 млрд рублей. В апреле в Павловском районе компания «Агроэко» приступила к строительству мясоперерабатывающего комбината годовой мощностью 350 тыс. тонн.
Всего до 2021 г. для реализации в сфере АПК заявлено 55 проектов с объемом инвестиций свыше 120 млрд рублей, в том числе: 22 проекта на общую сумму свыше 45 млрд рублей – в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности и 33 проекта с объемом инвестиций более 75 млрд рублей – в сельском хозяйстве.
Параллельное вождение и цифровые карты урожайности: ряд предприятий АПК Воронежской области активно используют цифровые инструменты
– Насколько активно предприятия сферы АПКиспользуют инновационные технологии?
– В АПК Воронежской области продолжается работа по внедрению цифровых технологий в сельскохозяйственное производство. На данный момент в растениеводстве с применением цифровых технологий обрабатывается свыше 1 млн 260 тыс. га пашни. В разной степени на полях Воронежской области применяются:
– спутниковый мониторинг транспортных средств;
– определение границ полей с использованием спутниковых систем навигации;
– системы параллельного вождения;
– дифференцированное внесение удобрений;
– составление цифровых карт урожайности;
– дифференцированное опрыскивание сорняков;
– мониторинг состояния посевов с использованием дистанционного зондирования (аэро- или спутниковая фотосъемки);
– дифференцированный посев;
– дифференцированное орошение.
Животноводческие предприятия применяют такие цифровые инструменты, как:
– мониторинг состояния здоровья стада;
– мониторинг качества продукции животноводства;
– идентификация и мониторинг отдельных особей животных с использованием современных информационных технологий (рацион кормления, удой, привес, температура тела, активность), удовлетворение их индивидуальных потребностей;
– роботизация процесса доения;
– электронная база данных производственного процесса.
Кроме того, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации введена в эксплуатацию единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий. Воронежская область, наряду с другими субъектами Российской Федерации, активно включилась в работу по данному направлению.
По объему государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК Воронежская область занимает 1-е место в РФ
– Какие меры поддержки предусмотрены для развития средних и крупных предприятий региона в сфере АПК?
– Основной формой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций агропромышленного комплекса Воронежской области является финансовая поддержка в виде предоставления субсидий как на условиях софинансирования из федерального бюджета, так и исключительно за счет средств регионального бюджета.
К мерам государственной поддержки, предоставляемым на условиях софинансирования, относятся субсидии:
– на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам;
– на оказание содействия достижению региональных программ развития АПК (т.н. целевых показателей «единая» субсидия, включающая ряд направлений, таких как закладка и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, поддержка племенного КРС молочного и мясного направления, развитие элитного семеноводства, развитие мясного скотоводства, сельскохозяйственное страхование и др.);
– на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса;
– на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;
– на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства;
– на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области.
Из областного бюджета субсидии предоставляются: на возмещение части затрат на приобретение тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для агропромышленного комплекса, произведенных на территории Воронежской области;
– на возмещение части затрат на приобретение высокотехнологичных машин, оборудования и специализированного транспорта;
– на поддержку рыбоводства;
– на возмещение части затрат на содержание племенного поголовья молодняка лошадей, содержащегося в племенном заводе по разведению лошадей;
– на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 10 лет;
– на возмещение части затрат по приобретению сельскохозяйственных животных;
– на развитие свеклосахарной отрасли.
В 2018 году объем субсидий, доведенный до сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК области, составил 10,4 млрд рублей. По объему государственной поддержки Воронежская область занимает 1-е место в РФ.
С учетом дополнительных средств, направленных Воронежской области в конце дека бря, в 2018 году из федерального бюджета область получила 8,5 млрд рублей. По этому показателю мы занимаем 2-е место в ЦФО и РФ.
На обеспечение софинансирования из областного бюджета направлено 1,9 млрд рублей (3-е место в Российской Федерации; 1-е в ЦФО).
В 2019 году на поддержку аграриев Воронежской области выделено 7,4 млрд рублей, в том числе 4,9 млрд рублей из федерального бюджета и 2,5 млрд рублей из областного.
Отметим, что в текущем году начата реализация регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» предусматривающего предоставление государственной поддержки по следующим направлениям:
– гранты «Агростартап» на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;
– субсидии на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Из общего лимита бюджетных ассигнований на 1 октября 2019 года до сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК доведены средства в размере 4,5 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 3,5 млрд рублей, из областного – 1 млрд рублей, что составляет 60% от плана.
В 2020 года произойдут существенные изменения механизма поддержки по трем видам субсидий – это единая субсидия, несвязанная поддержка и субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Ч т о к а с а е т с я принципа отбора получателей господдержки, то прием документов для п р е д о с т а в л е н и я всех видов субсидий осуществляется департаментом через так называемое « е д и н о е окно». Департамент регистрирует заявление получателя субсидии в порядке поступления заявлений, рассматривает в течение 10 рабочих дней представленные получателем субсидии документы, принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии и информирует о принятом решении получателя субсидии. Цели, условия, порядок предоставления субсидий, категории лиц, имеющих право на получение субсидий определены в Порядках предоставления субсидий.
Предоставление субсидий осуществляется в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации по каждому виду субсидий. Также хотелось бы отметить, что для удобства получателей субсидий и в целях сокращения временных и финансовых затрат, связанных с направлением документов, между департаментом аграрной политики области и автономным учреждением Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заключено Соглашение о взаимодействии.
– В чем состоит система мер поддержки малых форм хозяйствования на селе? По каким принципам отбираются получатели господдержки?
– Государственной программой Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка», а также порядками предоставления субсидий предусмотрен равный доступ к мерам государственной поддержки независимо от того, микро, малое, среднее или крупное предприятие претендует на их получение.
Наиболее востребованными среди малых являются субсидии на оказание несвязанной растениеводства, на развитие мясного скотоводства, на возмещение части затрат по содержанию маточного поголовья овец и коз. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем количестве получателей по этим мерам поддержки составляет от 65 до 82 процентов.
С 2010 года по настоящее время на поддержку крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов направлено порядка 5,1 млрд рублей. Что же касается поддержки, направленной исключительно на развитие малых форм хозяйствования, то на эти цели за указанный период израсходовано немногим более 1 млрд рублей. Система грантовой поддержки включает:
– субсидии в виде грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;
– субсидии в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
– субсидии в виде грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Отбор претендентов на получение грантов производится на конкурсной основе путем балльной оценки. При этом приоритет отдан проектам, направленным на развитие молочного и мясного скотоводства, что выражается в большем количестве присваиваемых баллов, а также в увеличенных ставках грантов.
В 2018 году департаментом аграрной политики Воронежской области предоставлены субсидии из областного бюджета в виде грантов 55 фермерам и 3 кооперативам на общую сумму 313,27 млн рублей.
Максимальный размер гранта в 2018 году составил:
– на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств – 25 млн рублей;
– на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для начинающих фермеров – 3 млн рублей;
– на развитие материально- технической базы потребительским кооперативам – 9 млн рублей.
В текущем году размеры грантов начинающим фермерам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам сохранены на уровне 2018 года. По грантам семейным животноводческим фермам максимальный размер снижен на 5 млн рублей в связи с тем, что опыт 2018 года вскрыл значительные сложности в освоении грантов, предоставленных в максимальном размере. Зачастую это происходит в связи с недостатком собственных средств у грантополучателей.
Начиная с 2019 года комплекс мер поддержки малых форм хозяйствования расширен в связи с началом реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Указанный проект предусматривает предоставление государственной поддержки по следующим направлениям: гранты «Агростартап» на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств; субсидии на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Для поддержки кооперативного движения в области создан региональный центр компетенции по развитию сельскохозяйственной кооперации
– В соседних с Воронежской областью регионах активно развивается кооператорство. Что представляет собой кооперативное движение Воронежской области? В чем его специфика и делается ли на него ставка как на перспективную форму активизации самозанятости сельских жителей?
– Сельскохозяйственная потребительская кооперация Воронежской области формируется и развивается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, которое дает возможность создавать эффективные кооперативы в различных сферах агропромышленного комплекса.
Мощный толчок развитию кооперативного движения в сфере потребительской кооперации в сельском хозяйстве дала Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в которой предусматривается ресурсное обеспечение программы развития сельскохозяйственной кооперации в виде грантовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов из федерального бюджета на развитие материально- технической базы.
Программа грантовой поддержки позволяет создать дополнительные условия по формированию кооперативных форм в сельском хозяйстве, особенно для субъектов малого и среднего предпринимательства на селе.
На данный момент на территории Воронежской области насчитывается порядка 71 сельскохозяйственного потребительского кооператива, из них 14 перерабатывающих, 20 – снабженческо- сбытовых.
За период 2017–2018 годы грантовую поддержку получили 6 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Создано 10 постоянных рабочих мест. В 2019 году победителями конкурсного отбора участников мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов стали 2 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Планируется создание 3 постоянных рабочих мест.
Кроме того, на территории Воронежской области создан региональный центр компетенции по развитию сельскохозяйственной кооперации в регионе, им является бюджетное учреждение Воронежской области «Воронежский областной центр информационного обеспечения AГIК».
Все это является основой формирования новой технологической базы при модернизации сельского хозяйства, что особенно важно для вывода экономически слабых производств и малых форм хозяйствования на инновационные пути развития.
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
|
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Воронежская область |
![]() |
Тульская область |
![]() |
Белгородская область |
![]() |
Московская область |
![]() |
Курская область |
![]() |
Орловская область |
![]() |
Тамбовская область |
![]() |
Рязанская область |
![]() |
Калужская область |
![]() |
Брянская область |
![]() |
Тверская область |
![]() |
Владимирская область |
![]() |
Липецкая область |
![]() |
Смоленская область |
![]() |
Ярославская область |
![]() |
Ивановская область |
![]() |
Костромская область |
![]() |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий МИШАНКОВ Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2023, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.