Аналитика | 29.11.2022
Географические и хронологические рамки исследования. Анализ динамики дорожного строительства и модернизации дорожной инфраструктуры в 2022 г. на территории Российской Федерации.
Объект и предмет анализа. Объектом анализа выступают регионы ЦФО в сфере дорожного строительства и модернизации дорожной инфраструктуры, предметом анализа – процесс дорожного строительства и модернизации дорожной инфраструктуры исследуемых субъектов РФ, на динамику и продуктивные результаты которого влияют исполнительная власть территории (администрации, правительства), включая профильные подразделения этой власти по вопросам дорожной деятельности (министерства, департаменты, управления, комитеты).
Эмпирическая база исследования. При подготовке аналитического исследования в сфере дорожного строительства и модернизации дорожной инфраструктуры в 2022 г. субъектов РФ были привлечены следующие эмпирические данные: 1) сведения Росстата (ЕМИСС, https://www.fedstat.ru/), 2) официальные данные подразделений администраций (правительств) по дорожной деятельности субъектов РФ, полученные по запросу АНО «АРСЭП», 3) мониторинг сайтов подразделений администраций (правительств) по дорожной деятельности субъектов РФ, СМИ и социальных сетей.
Методология. Исследование базируется на ключевых концептах: «государство, управление и государственная политика» (П. Бурдье, Г. Лассуэлл, А. Смит, У.Дж. Байрис, А. Соловьев, Г. Купряшин), «стратегии» и «развитие» (Дж. Малган, М. Портер, А.Д. Урсул, Н.А. Пискулова). Особую важность для исследования представляют и теории изменений (К. Левин, К. Вайс, Д. Коттер), институциональных изменений (Д. Норт, О. Уильмсон, А.Е. Городецкий), позволяющих рассматривать активную роль государственных ведомств для инфраструктурного развития региональных территорий. К примеру, в рамках теории изменений Кэрол Вайс, где отводится особое место программам и политике, акцентировано внимание на том, что каждый институт или ведомство, каждый механизм государственной политики должен определять позитивное изменение в сфере. Не менее важное значение в представленном исследовании отводится концептам стагнации и деградации (А.. Лякин, А. Аганбегян, О. Изряднова и др.), в разрезе которых эксперта АНО «АРСЭП» исследуют уровень развития дорожнойц инфраструктуры регионов РФ, эффективности государственной политики в сфере дорожной деятельности.
Методы исследования: контент- анализ, ивент- анализ, дискурс-анализ, когнитивное картрирование, факторный анализ, сетевой анализ, моделирование.
Основные факторы, влияющие на дорожное строительство и модернизацию дорожной инфраструктуры в 2022 г.
1.Состояние дорожной инфраструктуры на начало 2022 года;
2. Качество регионального финансирования для поддержания автомобильных дорог субъекта РФ, отвечающих нормативным требованиям;
3) Участие региона в федеральных проектах и программах в сфере модернизации дорожной инфраструктуры;
4) Качество финансирования для поддержания муниципальных дорог, отвечающих нормативным требованиям;
5) Приоритетность дорожной отрасли в государственной политике субъектов РФ.
Основная гипотеза. В качестве основной гипотезы аналитического исследования выступает предположение о наличии серьезных межрегиональных различий в проводимой органами исполнительной власти субъектов РФ в ЦФО в сфере дорожной деятельности. Данные различия имеются в четырех аспектах: 1) в ценностном измерении отраслевой политики, 2) инфраструктурно- материальном (базовые инвестиции в отраслевую инфраструктуру, модернизация отрасли средней интенсивности, инвестиции по остаточному принципу, 3) доктринально- стратегическом (эффективная стратегия в сфере дорожной деятельности, плохая стратегия, антистратегия, инкрементализм), 4) в ракурсе приоритетности дорожной деятельности в системе региональных отраслевых политик (доминантная отрасль, отрасль средней приоритетности, отрасль «третьего порядка»).
Значение понятий и категорий. Экономические основания государственной политики в сфере дорожной деятельности: правительства осуществляют модернизацию дорожной инфраструктуры, используя такие инструменты, как проведение государственных закупок (конкурсы, аукционы) для дорожных организаций,, стимулирование инвестиций, отраслевое регулирование.
Разноплановые процессы в сфере дорожной деятельности. Развитие - это тип движения и изменения в обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Характеристики развития: качественное изменение, количественное изменение — экстенсивное развитие как проявление и увеличение уже имевшегося, направленность развития, неравномерность и неустойчивость развития. Стагнация - это застой в развитии, который выражается в снижении темпов роста, к примеру, экономики, её секторов до нулевых или незначительно отличающихся от нулевых. Обычно фаза стагнации предшествует кризису, однако она может носить и затяжной характер. Деградация процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени. Деградация - это морфофизиологический регресс, ведущий к упрощению организации. Понятие деградации распространяется и на дорожную инфраструктуру.
Государственное регулирование заключается в формировании организационных, правовых, финансовых и экономических условий деятельности организаций в сфере дорожного строительства. Типы менеджмента в отрасли: операционный, управленческий, стратегический. Основные функции менеджмента: планирование и развитие, управление бюджетом, управление персоналом, отношения с различными государственными ведомствами.
Эмпирические данные исследования.
АНО «АРСЭП» проведен анализ показателя «Доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, %» (далее – показатель) регионов-лидеров, занявших первые 15 мест по результатам 2022 года.
Анализ проводился в разрезе двух составляющих показателя:
- нормативное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
- нормативное состояние автомобильных дорог местного значения.
Соответствие автомобильных дорог нормативным требованиям определяются ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». При этом оценка значений эксплуатационных параметров осуществляется на основании ОДМ 218.4.039-2018 «Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог», утвержденного распоряжением Федерального дорожного агентства от 4 июля 2018 № 2481-р.
Нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального значения подтверждаются результатами инструментальной диагностики и отражаются в форме статистического учета 1-БКД. Сбор и обобщение официальной статистической информации осуществляет ФКУ «Дороги Росси» Федерального дорожного агентства.
Данные для анализа представлены в таблице № 1 и таблице №2.
Таблица 1. Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, по субъектам РФ
Наименование субъекта |
Года | ||||||||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 | |
Российская Федерация |
44,3 |
37,8 |
37,1 |
36,8 |
36,0 |
36,5 |
37,9 |
37,1 |
38,1 |
41,5 |
43,1 |
42,4 |
44,2 |
45,8 |
48,2 |
Центральный федеральный округ |
40,1 |
35,1 |
32,7 |
32,8 |
34,0 |
37,0 |
35,3 |
36,3 |
37,8 |
44,3 |
46,6 |
45,9 |
48,9 |
51,2 |
53,2 |
Белгородская область |
83,0 |
83,0 |
83,0 |
83,2 |
85,6 |
86,5 |
61,0 |
61,3 |
63,1 |
65,7 |
67,1 |
62,7 |
63,2 |
66,3 |
69,2 |
Брянская область |
35,0 |
35,0 |
35,4 |
34,2 |
34,6 |
36,3 |
37,2 |
43,4 |
45,3 |
47,1 |
53,4 |
53,3 |
53,4 |
54,1 |
54,8 |
Владимирская область |
44,0 |
47,0 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
46,6 |
46,7 |
47,2 |
47,7 |
47,7 |
49,1 |
48,5 |
48,2 |
Воронежская область |
89,0 |
46,2 |
50,0 |
52,1 |
56,5 |
60,4 |
62,6 |
64,7 |
65,8 |
66,9 |
68,0 |
68,7 |
68,9 |
69,0 |
69,1 |
Ивановская область |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
86,0 |
31,0 |
32,0 |
32,8 |
33,6 |
35,2 |
38,8 |
45,9 |
52,4 |
54,8 |
Калужская область |
74,8 |
52,3 |
37,9 |
39,5 |
41,9 |
45,0 |
48,0 |
49,5 |
50,0 |
50,0 |
50,5 |
50,5 |
50,7 |
50,8 |
51,6 |
Костромская область |
28,0 |
17,0 |
12,6 |
13,0 |
14,0 |
13,8 |
14,3 |
14,8 |
15,5 |
17,0 |
20,2 |
19,9 |
22,7 |
33,2 |
38,5 |
Курская область |
25,5 |
27,5 |
29,5 |
31,5 |
33,5 |
35,5 |
37,5 |
38,5 |
38,9 |
43,2 |
49,4 |
32,1 |
52,4 |
52,7 |
53,8 |
Липецкая область |
32,0 |
28,0 |
24,5 |
24,5 |
24,0 |
25,2 |
25,7 |
26,2 |
26,7 |
27,2 |
27,7 |
28,2 |
31,6 |
35,7 |
38,9 |
Московская область |
41,7 |
41,7 |
28,2 |
28,2 |
28,2 |
28,2 |
32,2 |
33,6 |
36,5 |
57,2 |
60,8 |
62,7 |
66,4 |
67,9 |
71,3 |
Орловская область |
41,0 |
43,0 |
44,3 |
44,3 |
44,7 |
48,0 |
48,5 |
49,0 |
49,5 |
49,8 |
49,9 |
47,3 |
50,0 |
50,2 |
50,5 |
Рязанская область |
14,0 |
14,0 |
11,0 |
10,0 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
12,5 |
16,0 |
17,4 |
21,5 |
22,0 |
24,2 |
36,3 |
39,8 |
Смоленская область |
24,0 |
24,0 |
24,0 |
24,0 |
24,0 |
24,0 |
25,4 |
25,3 |
25,8 |
26,8 |
27,9 |
29,3 |
31,1 |
33,5 |
36,5 |
Тамбовская область |
20,0 |
26,8 |
27,2 |
29,9 |
30,0 |
34,7 |
47,2 |
48,1 |
48,9 |
49,7 |
50,5 |
50,5 |
51,0 |
52,7 |
52,7 |
Тверская область |
22,0 |
22,3 |
22,5 |
22,5 |
24,0 |
24,0 |
24,5 |
24,5 |
25,0 |
25,7 |
25,7 |
25,7 |
27,8 |
28,0 |
30,3 |
Тульская область |
26,0 |
26,0 |
31,0 |
32,5 |
33,0 |
30,0 |
32,0 |
33,0 |
39,3 |
42,7 |
45,1 |
45,5 |
47,8 |
48,7 |
49,4 |
Ярославская область |
44,3 |
40,0 |
39,0 |
34,0 |
33,0 |
33,0 |
33,0 |
34,0 |
35,0 |
35,0 |
35,4 |
36,0 |
37,7 |
40,1 |
42,6 |
В 2022 году ситуация выглядела следующим образом. Белгородской области, по словам губернатора Вячеслава Гладкова, удалось отремонтировать 100% объема дорог, который был запланирован на 2022 г. Достичь столь высокого показателя не удалось ни одну региону в Центральном федеральном округе. Безусловно, этому способствовала и работа команды губернатора Гладкова в предыдущем году, когда в нормативном состоянии находилось 69,2% дорог общего пользования регионального или муниципального значения.
В Брянской области ситуация несколько иная. Так, по словам начальника МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ивана Квасова, в нормативное состояние на данный момент приведено 60% дорог. Эксперты делают прогноз, что к 2026 г. будет достигнута цифра в 80% дорог, находящихся в нормативном состоянии.
Во Владимирской области сложилась достаточно непростая ситуация в сяере дорожного строительства. Глава региона Александр Авдеев отметил, что стратегическая задача - довести до нормативного состояния не менее 55 процентов дорог региона, а к 2027 году сделать освещенными сто километров дорог. Также в приоритете - благоустройство небольших населённых пунктов. В планах провести не менее 100 проектов обустройства общественных пространств в сельских территориях Владимирской области. В нынешнем году дорожники уже отчитались о сдаче в эксплуатацию двух дорог. Продолжается реконструкция трассы «Василёво – Курбатово» в Киржачском районе (1,8 км). Здесь появится полноценная автодорога с асфальтобетонным покрытием.
В Воронежской области темпы дорожного строительства ежегодно продолжают расти. Вместе с тем, позитивным образом меняется качество и подход к работам. Губернатор Александр Гусев поблагодарил Федеральное дорожное агентство за поддержку инфраструктурных проектов региона и подтвердил, что в Воронежской области особое внимание уделяется развитию дорожной сети: «Мы еще дополнительно из регионального бюджета ежегодно направляем порядка 2,5 млрд рублей на увеличение затрат на содержание дорог, и у нас есть отдельная программа на развитие сельских дорог. Она, на мой взгляд, очень результативная: на селе жители сразу видят результат. В целом программа у нас финансируется на протяжение последних четырех лет, а еще через четыре года все дороги на селе будут с твердым покрытием». Кроме того, глава региона отметил, что Воронежская область поддерживает подписание меморандума о развитии автомобильных дорог как регионального и межмуниципального, так и местного значения, а все расписанные в документе показатели – достигаемые.
Начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Дмитрий Вавринчук сообщил: «Объемы ремонтов дорог в муниципалитетах в 2022 году сохранят на уровне последних двух лет». В 2021 году в регионе отремонтировали 400,5 км дорог: 22 региональных трассы, 345 дорог и улиц в муниципалитетах. Основной приоритет был отдан ремонту опорной сети дорог между крупными городами и поселениями. В итоге в нормативном состоянии находятся теперь 1051 км или 95,1% самых важных трасс.
Общая протяженность объектов, запланированных к ремонту по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в Калужской области, составит 195 км, из которых 96 км ― участки улично-дорожной сети Калужской агломерации. Один из самых масштабных проектов региона ― продолжение строительства обхода Калуги на участке Анненки – Жерело протяженностью около 22 км. По результатам выполнения работ в 2022 году уровень его технической готовности составляет 60,3%.
В период 2022–2027 годов в Костромской области предусмотрена реализация одного объекта капремонта протяженностью 39,1 пог. м. Речь идёт о путепроводе на 73-м км трассы Р-132, завершить работы на котором планируется в 2024 году. Кроме того, в ближайшую пятилетку будут отремонтированы три объекта (354,4 пог. м) на автомобильной дороге Р-243. Это путепровод через скотопрогон на 173-м км и мосты через р. Восточную Якшангу и через р. Нею – на 348-м и 372-м км соответственно. Что касается региональных дорог, то к 2025 году запланировано приведение в нормативное состояние 751,3 км, в том числе 75,4 км трасс, входящих в опорную сеть.
Общая протяженность автодорог в Орловской области составляет более 16,7 тыс. км, из них 474,9 км - федерального значения, более 3,8 тыс. км - регионального, свыше 12,4 тыс. км - муниципального. При этом длина опорной сети автодорог Орловской области - 1038,6 км. Программой дорожной деятельности региона области к 2025 году запланировано приведение в нормативное состояние 2 277,8 км региональных дорог, в том числе 237,7 км трасс, входящих в опорную сеть. В настоящее время 95% дорог федерального значения в регионе приведены в нормативное состояние.
В 2022 году в Тульской области отремонтировано 282 километра автомобильных дорог. Ремонт дорог в рамках национального проекта проводился с максимальным набором работ. Это ежегодное требование федерального дорожного агентства. Это такие работы, как ремонт тротуаров, замена бордюрного камня, устройство светофорных объектов и обустройство остановочных павильонов и площадок. Реализация нацпроекта находится на контроле губернатора Алексея Дюмина. В рамках нацпроекта при поддержке федерального финансирования в завершены работы по реконструкции Баташевского и Демидовского мостов — эти работы проводились в Туле. Работы по реконструкции Московского путепровода продолжаются — в соответствии завершение работ планируется в 2023 году. По итогам 2022 года в Тульской области нормативам по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» соответствуют 73% дорог городской агломерации и 48% дорог региональной сети.
Планируемая протяженность автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии в Ярославской области, в 2022 г. составила 6265,2 км; в 2023 – 6542 км; в 2024 – 6776,1 км.
Таблица 2. Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, по субъектам РФ
Наименование субъекта |
Года | ||||||||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 | |
Российская Федерация |
64,5 |
60,1 |
56,5 |
55,0 |
55,4 |
58,3 |
56,1 |
56,6 |
55,2 |
53,5 |
53,2 |
52,8 |
52,0 |
52,8 |
53,0 |
Центральный федеральный округ |
66,7 |
64,3 |
61,3 |
54,1 |
52,2 |
55,7 |
52,9 |
54,5 |
54,3 |
51,9 |
51,1 |
49,9 |
49,6 |
50,6 |
51,5 |
Белгородская область |
79,0 |
80,7 |
79,8 |
80,3 |
81,1 |
84,9 |
87,6 |
89,3 |
90,1 |
91,4 |
91,6 |
80,3 |
75,3 |
77,0 |
78,4 |
Брянская область |
90,2 |
88,8 |
54,4 |
34,2 |
34,3 |
41,0 |
34,8 |
35,4 |
37,8 |
38,1 |
39,1 |
40,7 |
41,0 |
42,1 |
42,9 |
Владимирская область |
30,0 |
29,6 |
27,0 |
34,4 |
27,0 |
27,0 |
25,3 |
26,0 |
26,9 |
28,0 |
28,9 |
29,8 |
30,3 |
31,5 |
33,6 |
Воронежская область |
65,6 |
36,1 |
31,5 |
30,4 |
41,2 |
47,8 |
43,1 |
45,7 |
49,7 |
50,1 |
40,2 |
33,6 |
29,3 |
27,4 |
30,7 |
Ивановская область |
43,7 |
56,4 |
65,4 |
74,9 |
78,7 |
77,9 |
80,4 |
77,8 |
76,7 |
72,1 |
66,7 |
57,6 |
56,0 |
56,4 |
57,7 |
Калужская область |
42,8 |
47,2 |
49,0 |
36,1 |
37,9 |
39,2 |
41,0 |
40,7 |
41,5 |
43,2 |
44,3 |
46,2 |
47,8 |
49,7 |
50,9 |
Костромская область |
50,5 |
44,9 |
43,1 |
40,1 |
45,7 |
63,7 |
41,1 |
43,2 |
39,6 |
40,0 |
40,5 |
42,1 |
42,2 |
43,5 |
43,9 |
Курская область |
25,5 |
25,2 |
25,1 |
23,2 |
22,3 |
40,4 |
42,2 |
40,9 |
41,4 |
38,5 |
35,9 |
37,8 |
39,0 |
41,0 |
40,9 |
Липецкая область |
77,6 |
60,2 |
40,8 |
38,8 |
47,8 |
45,6 |
52,7 |
55,3 |
58,7 |
59,5 |
61,1 |
63,7 |
64,9 |
66,8 |
68,9 |
Московская область |
90,3 |
86,3 |
90,2 |
74,9 |
64,5 |
52,1 |
54,4 |
58,1 |
65,2 |
68,3 |
68,9 |
68,0 |
68,7 |
70,0 |
70,6 |
Орловская область |
79,3 |
96,5 |
81,3 |
86,4 |
86,4 |
92,6 |
88,6 |
85,6 |
78,3 |
54,3 |
52,5 |
53,5 |
53,3 |
55,7 |
55,1 |
Рязанская область |
… |
54,8 |
43,0 |
40,7 |
42,4 |
36,3 |
47,3 |
43,1 |
37,7 |
38,0 |
35,1 |
33,5 |
32,3 |
32,8 |
33,2 |
Смоленская область |
77,1 |
79,3 |
56,9 |
59,7 |
61,5 |
74,5 |
58,4 |
67,7 |
53,7 |
43,8 |
44,6 |
40,9 |
39,8 |
39,0 |
40,5 |
Тамбовская область |
… |
… |
44,2 |
43,6 |
48,1 |
45,4 |
33,4 |
34,0 |
34,9 |
35,3 |
37,6 |
37,7 |
38,4 |
39,2 |
37,5 |
Тверская область |
… |
88,3 |
80,1 |
87,5 |
88,5 |
89,5 |
87,2 |
91,2 |
87,6 |
74,2 |
73,6 |
74,5 |
76,1 |
77,5 |
77,5 |
Тульская область |
… |
33,0 |
29,7 |
27,0 |
83,4 |
46,2 |
45,2 |
53,6 |
49,4 |
51,4 |
53,0 |
55,6 |
55,9 |
57,3 |
56,9 |
Ярославская область |
36,7 |
13,1 |
19,8 |
11,7 |
14,2 |
21,3 |
16,6 |
18,3 |
19,2 |
19,9 |
21,0 |
22,8 |
23,8 |
25,4 |
27,1 |
Рейтинг руководителей дорожной отрасли ЦФО по итогам 2022 г.
№ п/п |
Регион |
ФИО и должность руководителя профильного ведомства |
Глава субъекта ЦФО |
1 |
Воронежская область |
Максим ОСЬКИН, руководитель департамента дорожной деятельности |
Александр ГУСЕВ |
2 |
Московская область |
Алексей ГЕРЖИК, министр транспорта и дорожной инфраструктуры |
Андрей ВОРОБЬЕВ |
3 |
Белгородская область |
Сергей ЕВТУШЕНКО, министр автомобильных дорог и транспорта |
Вячеслав ГЛАДКОВ |
4 |
Тульская область |
Родион ДУДНИК, министр транспорта и дорожного хозяйства Тульской области |
Алексей ДЮМИН |
5 |
Курская область |
Сергей СОЛДАТЕНКОВ, руководитель комитета транспортаи автомобильных дорог Курской области |
Роман СТАРОВОЙТ |
6 |
Орловская область |
Алексей СУББОТИН, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и РГСТ Орловской области |
Андрей КЛЫЧКОВ |
7 |
Калужская область |
Владимир ВОЛОЧАЙ, министр транспорта Калужской области |
Владислав ШАПША |
8 |
Ярославская область |
Роман ДУШКО, руководитель департамента дорожного хозяйства Ярославской области |
Михаил ЕВРАЕВ |
9 |
Липецкая область |
Иван МЫЧЕЛКИН, начальник управления дорог и транспорта Липецкой области |
Игорь АРТАМОНОВ |
10 |
Рязанская область |
Вадим РЕШЕТНИК, министр транспорта и автомобильных дорог |
Павел МАЛКОВ |
11 |
Брянская область |
Владислав ГОРОДЯНКО, врио руководителя департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области |
Александр БОГОМАЗ |
12 |
Тамбовская область |
Альберт ЧУРИЛОВ, врио начальника управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области |
Максим ЕГОРОВ |
13 |
Смоленская область |
Дмитрий СУЛИМОВ, начальник департамента Смоленской области по транспорту и дорожной деятельности |
Алексей ОСТРОВСКИЙ |
14 |
Тверская область |
Павел КОНДРАТЬЕВ, и.о. начальника департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта |
Игорь РУДЕ/НЯ |
15 |
Ивановская область |
Дмитрий ВАВРИНЧУК, начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта |
Станислав ВОСКРЕСЕН/СКИЙ |
16 |
Владимирская область |
Михаил КЛИМОВ, начальник управления автомобильных дорог администрации Владимирской области |
Александр АВДЕЕВ |
17 |
Костромская область |
Евгений КАНАНИН, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области |
Сергей СИТНИКОВ |
Автор: Максим Медведев
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Калужская область |
|
Московская область |
|
Воронежская область |
|
Белгородская область |
|
Липецкая область |
|
Орловская область |
|
Тульская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Ярославская область |
|
Курская область |
|
Рязанская область |
|
Брянская область |
|
Костромская область |
|
Ивановская область |
|
Тамбовская область |
|
Смоленская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
«Перельман в рекламе»: разговор с Алексеем Ивановым
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.