Ученые и экспертные дают характеристики социально-экономического развития Белгородской, Воронежской и Курской областей
Подведены первые результаты масштабного исследовательского проекта «Выравнивание региональных различий посредством тиражирования эффективных практик областей ЦФО: вклад гражданских инициатив и экспертного сообщества». Исследование проводилось Автономной некоммерческой организацией «Агентство региональных социально-экономических проектов» в рамках реализации президентского гранта на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ* . Региональное деловое издание публикует полученные результаты применительно к трем областям Черноземья.
В основе методологии исследования – экспертный опрос
Неравномерность социально-экономического развития российских территорий создает серьезную проблему для обеспечения одинаково высокого уровня качества жизни населения в регионах. В целях унификации региональных политик, создания и упрочнения единого экономического пространства в 2000-м году Указом Президента РФ были образованы федеральные округа, в числе которых был создан Центральный федеральный округ (ЦФО). В него вошли 17 областей Центральной России и один город федерального значения – Москва.
С момента своего образования ЦФО стал одним из наиболее благополучных с точки зрения социально-экономического развития макрорегионов России. Однако в рамках самого Центрального федерального округа последовательно прослеживается межрегиональная контрастность в развитии областей. По большому счету, в Центральном федеральном округе есть 3-4 успешно развивающихся региона, при наличии как регионов с разнонаправленными трендами развития, так и регионов проблемных и стагнирующих. Соответственно, наличие экономических и социальных различий между областями Центрального федерального округа создает большую проблему, поскольку только с определенной долей условности можно говорить о едином социальном пространстве округа, что в свою очередь нарушает конституционные права граждан, с одной стороны, а с другой – подрывает основы социальности российского государства.
Таким образом, особенности региональных политик в рамках одного федерального округа, влияющие на формирование и расширение контрастности социально-политического и экономического развития субъектов РФ, детерминируют исследовательскую проблему по их изучению. В этой связи объектом проводимого исследования становятся региональные политики 17 областей Центрального федерального округа.
В качестве методологической основы проведения исследования избран многоступенчатый опрос экспертов по методике Делфи. Опрос проводился методом телефонного экспертного интервьюирования на основе полуформализованной анкеты. Глубинное интервью с экспертами из регионов позволило, с одной стороны, учесть специфику каждой из территорий, а с другой – соблюсти географический баланс в рассмотрении социально-экономических особенностей развития областей ЦФО.
В качестве респондентов приглашаются минимум по 7 экспертов в каждой из 17 областей ЦФО из числа журналистов, публицистов, экономистов, политологов социологов, руководителей некоммерческих организаций (в общей сложности не менее 119 человек). На начальном этапе на основе мониторинга федеральных и региональных СМИ был сформирован пофамильный список респондентов в количестве 2-3 человек в каждом из регионов с целью выявления лиц, с определенной периодичностью выступающих с публичной оценкой социальных, экономических и политических аспектов развития территорий. Критериями отбора экспертов стало выделение трех признаков: род занятий, стаж работы и уровень квалификации по интересующему нас профилю. Далее самим экспертам, согласно методу «снежного кома», было предложено назвать еще несколько человек, отвечающих заявленным критериям.
Белгородская область: интегрированные агрохолдинги, разветвленная инфраструктура социосферы и положительное сальдо рождаемости
Эксперты в Белгородской области оказались значительно более единодушны по большинству позиций, чем эксперты в других регионах. И это не удивительно. Белгородская область за последние годы стала передовым регионом по многим направлениям, на что, кстати, довольно часто указывали и эксперты из соседних черноземных областей. Вместе с тем в качестве наиболее успешного сегмента экономического развития отмечалось развитие сельского хозяйства.
Основные игроки белгородского агропромышленного комплекса – интегрированные холдинги, имеющие длинную производственную цепочку. При этом она включает в себя не только сельскохозяйственные виды деятельности, но и промышленные, связанные с переработкой и дистрибьюцией. По объему ВРП и добавленной стоимости агрохолдинги далеко не самые привлекательные. Однако, с социальной точки зрения, они обеспечивают значительную долю занятости экономически активного населения и стабилизируют экономику региона в целом.
Система привлечения инвестиций в Белгородской области, по мнению экспертов, весьма эффективна и устойчива. И крупные, и средние бизнесмены не боятся заходить в область и вкладывать средства в развитие ее экономики и социосферы. Что же касается малого бизнеса, то этот сегмент еще не задействует в полной мере свой потенциал. В области существует много программ поддержки малого бизнеса, выделяются гранты и беспроцентные ссуды на развитие, оказывается финансовая помощь. Однако в целом малый бизнес испытывает на себе тяжесть налогового бремени, причем такая ситуация характерна для всех российских регионов.
В отношении социосферы Белгородской области эксперты высказывали, пожалуй, самые позитивные оценки в сравнении с оценками своих коллег из других регионов. Так, в частности, отмечалась благоустройство населенных пунктов, развитие спорта, культуры, строительство бассейнов, дворцов культуры на территории Белгородской области. За последние годы в этих сферах удалось выстроить развитую инфраструктурную сеть.
Самое примечательное, что все эти инфраструктурные объекты не пустуют. Они востребованы населением. Так, в частности во множестве ледовых арен Белгородской области людям уже не хватает светового дня для тренировок, поэтому персонал вынужден работать в ночные смены.
Еще один позитивный аспект развития социосферы – благоприятная тенденция, связанная с положительным сальдо рождаемости. И это результат не только системы здравоохранения, но и функционирования социально- культурной сферы. Отмечается и положительный миграционный поток. Причем по качественному составу это еще экономически активное население из других российских регионов. А вот гастарбайтеров практически нет.
Курская область: АПК, Курская АС и Михайловский ГОК
Эксперты еще одного черноземного региона – Курской области – в оценке позитивных аспектов экономического развития территории сходятся во мнении в том, что наиболее успешным является АПК. При этом отмечается мощный рывок за последние 2-3 года. В регионе не в первый год большие урожаи зерна: порядка 4 млн тонн в год. Производство сахарной свеклы составляет также около 4 млн тонн. Регион полностью обеспечивает сырьем все свои сахарные заводы. Если говорить о животноводстве, то с 2006 года в Курской области был взят ориентир на развитие животноводческих комплексов. Начиная с 2006 года и по настоящее время в 20 районах были реализованы крупные инвестиционные проекты. На сегодняшний день построено 79 производственных площадок (67 мясных и 12 молочных). Значительно выросло производство мяса, свинины и мяса птицы. В прошлом году по производству свинины Курская область заняла 3-е место в ЦФО.
Указывая на такие достижения в сельском хозяйстве, курские эксперты выражали желание того, чтобы пищевая и перерабатывающая промышленность развивалась хотя бы такими же темпами. Очень важно, по мнению экспертов, чтобы появлялись новые предприятия пищевой перерабатывающей промышленности. Важно, чтобы предприятия создавали конечный продукт потребления и добавленная стоимость продуктов оставалась в регионе. Тогда все было бы еще более конкурентоспособно. В таком случае, за наиболее успешным сегментом подтянулась бы пищевая и перерабатывающая промышленность, в результате чего были бы достигнуты многие поставленные задачи: налогооблагаемая база была бы увеличена, трудоустроены люди.
Одним из наиболее проблемных сегментов экономического развития области, по крайней мере в прошедшем году, по мнению экспертов, стало производство электрической энергии, распределение газа и воды. Вызвано это было объективными причинами: в Курской области существует Курская атомная станция, одна из самых крупных станций в центральной части Российской Федерации, мощностью 4 млн киловатт. Она выработала практически весь свой ресурс, поэтому и в прошлом году, и в настоящее время сейчас ведется модернизация нескольких блоков одновременно. В виду безопасности работы предприятия останавливались энергоблоки, в результате чего электрической энергии было произведено на 18% меньше по сравнению с предыдущими годами.
Второй вопрос – это добывающая отрасль. Сейчас наши металлурги на Михайловском ГОКе с большим желанием берут окатыши – это готовое доменное сырье, которое очень выгодно отличается от сырой руды. Это хороший материал, который можно сразу использовать в металлургической промышленности. В силу обстоятельств обжиговая печь также находилась в ремонте. Выполнение плана, по сравнению с 2012 годом, составила 98%. Сейчас строится еще одна доменная печь, и эта проблема будет разрешена уже через несколько лет.
В отношении существующей системы привлечения инвестиций эксперты отметили, что на сегодняшний момент в области создана законодательная база, которая гарантирует инвесторам защиту вложенных в область инвестиций и государственную поддержку, в том числе и кратковременные налоговые льготы, субсидии инвесторам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В регионе недавно было создано Агентство по привлечению инвестиций Курской области, на базе которого в дальнейшем может быть создан промышленный парк. В целом же за последние три года объем инвестиций вырос на 16%.
В отношении малого бизнеса курские эксперты, как и их коллеги из соседних областей, отмечают, что существуют достаточно жесткие налоговые рамки, сдерживающие развитие малого бизнеса. Однако в регионе существуют программы поддержки, функционирует совет по содействию развития малого и среднего бизнеса и предпринимательства, который регулярно рассматривает проблемные вопросы. Примечательно, что в 2013 году около 13% валового регионального продукта занимала доля именно малого и среднего предпринимательства. Соответственно одна из самых важных задач областной власти – это увеличение этого процента.
Анализируя проблемы социосферы, курские эксперты отмечали, что достаточно хорошо идет модернизация здравоохранения, образования, немного меньше, чем хотелось бы, спортивный сектор. Этому есть объективные причины. 10-20 лет назад прежняя областная власть этим не занималась. Сейчас приходится догонять в этом плане соседей. Вместе с тем наблюдается большой прорыв, сдаются новые строительные объекты. Уже построены не один ледовый дворец, спортивно-концертный комплекс. В районах сдано несколько культурно-оздоровительных комплексов, и строительство продолжается.
*При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 №115рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ