Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 18.05.2014

«Просуществует ли суверенная Россия до 2017 года?» Часть 8

«Просуществует ли суверенная Россия до 2017 года?» Часть 8

Ясное Слово либерала?

Надо отдать должное Путину: в своем стремлении превратить Россию в страну с самым чудовищным в истории человечества имущественным расслоением, он действовал не менее настойчиво и целеустремленно, чем Франклин Д. Рузвельт, прокладывающий Новый курс для Соединенных Штатов Америки.

С приходом Рузвельта в Белый дом в американскую глубинку хлынул огромный поток заказов на товары и услуги, оплаченные деньгами федерального бюджета. Частный спрос, резко снизившийся в результате кризиса, эффективно заменялся ростом государственных расходов. Общественные работы, пособия по безработице и бедности, субсидии на покупку товаров длительного пользования, программы освоения новых территорий – Рузвельт, вдохновленный идеями Кейнса, целеустремленно перестраивал американскую экономику, используя все рычаги и ресурсы, имеющиеся в распоряжении федеральной власти. Кроме роста расходов, в высшей степени эффективной мерой раскрутки экономики оказалось и снижение налогов – оно увеличивало остающийся распоряжении людей доход и стимулировало их тем самым тратить больше денег. Эффект мультипликатора, предсказанный экономистами, начал работать со все возрастающей мощью.

Будущий нацлидер российских «патриотов» В.В. Путин с самого начала, с самой первой секунды своего прихода к реальной власти взялся за решение задач принципиально иной направленности. А именно – начал реализовывать на практике те великие идеи, которые еще в 90-е годы вынашивал в своем чреве другой небезызвестный питерец – Анатолий Чубайс.

«С большим любопытством я читал стенограмму выступления Чубайса в Совете Федерации, – заходился от восторга в апреле 1997 года обозреватель «Огонька» (17,1997) Леонид Радзиховский. – Его коронная, хорошо отрепетированная фраза – удар по мозгам губернаторов, сигнальная ракета, посланная телекамерам… Сила Чубайса в том, что он – идейный политик. Хитрый, жесткий, умелый интриган в тактике, он в стратегии впадает в «неслыханную простоту». Как положено настоящему кремлевскому мечтателю, он видит перед собой абсолютно простую, идеологическую цель… Несправедливо было бы не обратить внимание на совсем уж необычный для министра «проповеднический» стиль. Чубайс своими словами мог напомнить членам Совета Федерации (ныне они все как один ходят в церковь) известное место Евангелия: «И когда Иисус окончил слова свои, народ дивился учению Его. Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Еще раз повторим: сила Чубайса в том, что он опирается не только на свой бюрократический инстинкт самосохранения, но и на определенное учение. Отсюда – и ощущение «власть имеющего», говорящего Ясное Слово».

Но в чем же заключалось «Ясное Слово» Чубайса, которого Радзиховский, со свойственной ему наглостью, не постеснялся сравнить с самим Назаретянином? А заключалось оно в том, что «при такой системе (о введении которой в России объявил Чубайс. – В.Б.) Минфин становится над всеми министерствами и министрами и определяет, кто из них сколько раз сможет вздохнуть.Роль первого вице-премьера, возглавляющего (или курирующего) Минфин (то есть ЧАБа. – В.Б.), при такой системе достаточно понятна», – ликовал Радзиховский.

«Схема, и правда, немудреная, – продолжал рассуждать обозреватель «Огонька». – Например, ее с успехом используют рэкетиры. Если торговец не может отдать долг из текущего бюджета, «пацаны» «вынужденно вовлекают в оплату задолженности стоимость имущества»… Соединение жестокости «новых русских» и либеральной идеологии – это и есть стиль Чубайса, Ясное Слово либерала – 97».

Именно такую систему, основанную на «Ясном Слове либерала»-рэкетира, и начал внедрять в России Путин – даже еще до своего избрания на должность президента РФ.

«Стало проще разговаривать на языке трансфертов», – туманно пояснял премьер Удмуртии, рассуждая о роли Владимира Владимировича Путина в истории, – снова заходился от восторга уже другой «либерал», Андрей Колесников («Известия»,13 января 2000 года). – С этим региональным лидером – еще одним, посчитавшим необходимым публично заявить о поддержке и.о. президента, – трудно не согласиться: шершавый язык трансфертов делает доступными и ясными самые сложные материи. Этот экономический диалект нередко используется федеральной властью, и Путин уже давно распознал все лингвистическое богатство трансфертного языка. После разговоров об условиях выделения денег из федерального центра любой региональный вождь становится шелковым, начинает судорожно искать хоть какого-нибудь продажного журналиста, чтобы через него сообщить о своей преданности и.о. главы государства».

Зачистка политического пространства

Да, именно такими методами и ковалась она – первая победа Путина на президентских выборах 2000 года. Система невероятной, уму непостижимой подлости, основанной исключительно на холуйстве и личной преданности будущему нацлидеру – «елбасе» начала выстраиваться буквально с самого первого дня прихода Путина к власти. «Процесс признания в любви к Путину и приношения ему присяги приобрел более системный вид, – продолжал юродствовать Колесников. – Региональные лидеры решили поддержать ВВП «пакетом», а не индивидуально и создали инициативную группу по выдвижению Путина в кандидаты в президенты. В нее входит более 190 человек, костяк – начальство российских территорий, самые прагматичные из российских политиков, создававшие, в частности, «Всю Россию» и «Единство». Для порядка группе преданы деятели культуры – Елена Образцова, Михаил Боярский, Юрий Любимов. Наличие в списке Рема Вяхирева и Анатолия Чубайса едва ли может кого-то удивить – на то они и естественные монополии, чтобы поддерживать будущего главу государства… Создание группы региональных руководителей, предложивших свои услуги по сбору подписей, – кульминация процесса «выстраивания» российского политического истеблишмента под Путина. Зачистка политического пространства продолжается».

Полная зачистка политического пространства в России от любой возможной альтернативы Путину (а российских регионов – от денег, соответственно), происходила невероятно успешно. При виде той неуемной энергии, с которой взялся за дело «российский Рузвельт», сразу же вспоминался другой выдающийся персонаж, правда, не российской, а еще советской истории. Полиграф Полиграфович Шариков: «Уж я их душил-душил, душил-душил…» Именно с приходом Путина в политический словарь людей, живущих в российских регионах, вошли такие, наполненные уважением и любовью к «патриотическим» реформаторам понятия, как «федерасты» и «стабилы». Даже такой сверхосторожный политик, как Егор Строев – и тот однажды не выдержал.

«Разве может развиваться государство, когда регионы боятся что-то сказать центру, а центр ненавидит их за то, что они постоянно просят денег», – заявил Строев в интервью «Известиям» (2 ноября 2006).

Блистательная политика финансового удушения регионов, последовательно проводимая «российским Рузвельтом» на протяжении всех лет его славного правления, не могла, ясное дело, не принести свои плоды. И она их, конечно же, принесла!
«Регионы задыхаются без денег», – гласил заголовок статьи, опубликованной 1 ноября 2012 года в «Аргументах недели». Недавно на одном из совещаний в администрации президента был прочитан доклад, посвященный финансово-экономической ситуации в регионах страны, сообщали «АН». В докладе прозвучало, что Минфин оценивает эту ситуацию как тяжелую, причем с явной тенденцией к ухудшению. Регионов, чей долг превышает их годовой бюджет, оказалось уже более 30-ти, а в группе регионов долг превышает уже сумму двух и более региональных бюджетов. Реальных же шагов для исправления ситуации не принимается – в Минфине боятся (!), что президент РФ В. Путин такой работы министерства не поймет (!). Говорят, что он уверен в том, что экономика страны работает исправно (!).

«Периферия беднеет на глазах»

бренделев_мат2.jpg

Российская экономика на 13-м году путинского правления действительно работала более чем исправно – так, что дальше уже некуда.

«В российскую глубинку заглянул замминистра экономического развития Андрей Клепач и ужаснулся: нехватка средств в бюджетах регионов к 2018 году возрастет в 36 раз, – сообщала «Новая газета» (26.11.2012). – Хотя уже и в настоящее время без субсидий, полученных из центра, более половины российских регионов – числом 47! – уже находились бы в преддефолтном состоянии. Правительство же при этом «утверждало, что экономика перегрета, и закручивало кредитные гайки».

По оценке Минэкономразвития, озвученной замглавы ведомства на семинаре руководителей законодательных органов госвласти субъектов РФ, дефицит региональных бюджетов вырастет с нынешних 50 млрдруб до 330 миллиардов в 2015 году, и до 1,8 трлн в 2018-м, сообщил «Профиль» (44,2012). Дефицит в большей степени связан с предвыборными обещаниями Владимира Путина. Наиболее острой ситуации будет в 2013-2014 годах, отметили эксперты. О том, рискнул ли кто-нибудь из чиновников доложить о происходящем Путину, которого ничего не ставит в тупик, который никогда не ошибается и никогда не поддается давлению, российская пресса не сообщила.

Мрачные прогнозы, выданные Минэкономразвития, стали сбываться, увы, намного раньше, чем это могли ожидать самые отъявленные пессимисты. Дефицит в 1,8 трлн рублей в 2018-м? Три ха-ха. А три триллиона рублей уже в 2013-м – этого вы не хотели?

«Российская глубинка вплотную подошла к финансовой катастрофе, – констатировал обозреватель «Аргументов недели» (21 ноября 2013) Константин Гурдин. – Треть регионов – на грани банкротства. Периферия беднеет на глазах, губернаторам поневоле все глубже приходится залезать в долги, которые все менее подъемны. В ноябре 2013 г. общая сумма займов субъектов Федерации превысили 3 трлн рублей. С 2010 года долги регионов выросли в три раза. Они уже вдвое превысили государственный долг РФ!»

Не правда ли, чудненько? Не прошло и года с того момента, как президент суверенной РФ В.В. Путин громогласно объявил о том, что Россия полностью оправилась от последствий экономического кризиса 2008-2009 гг., как эти подлые регионы сделали нашемунацлидеру такую бяку. О которой тот, вполне возможно, даже еще и не знает – ибо чиновники, набранные Путиным для поднимания России с ее очередных колен, более всего боятся как раз того, что он может не понять вот такой их работы… Ну и какой же выход из сложившейся ситуации нашла, как вы думаете, наша единая российская власть?

Недавно Минфин сделал политический ход, продолжал К. Гурдин. Ведомство предложило президенту внести уголовную ответственность для губернаторов. Сажать за доведение региона до банкротства. В Кремле и Белом доме отлично осведомлены, насколько сильно запущены финансовые болячки местных бюджетов. В Мордовии, к примеру, долг превысил 170% собственных доходов региона. Почти такая же тяжелая ситуация – в Белгородской, Рязанской, Костромской и Вологодской областях. Плохи дела в Северной Осетии. По подсчетам экспертов Высшей школы экономики, у трех десятков регионов долг превысил 30% дохода. При этом в 15 регионах он перешел планку 50%.

Вот другие настораживающие цифры. По официальным данным, в 38 субъектах РФ наполнение бюджетов отстает от докризисного уровня. То есть денег собирается меньше, чем в 2008 году. В 35 регионах рост доходов бюджета настолько мал, что отстал от инфляции. Она попросту съела всю прибавку! В целом к началу 2013 года финансовую помощь из центра получали 72 из 83 регионов. Особенно тяжело пришлось Чукотке, Карелии и Красноярскому краю, где сборы в местные бюджеты упали особенно резко. Летом за дотациями обратилась Самарская область, ранее традиционно входившая в число финансовых доноров. При этом самый серьезный удар пришел откуда не ждали. Региональные власти рассчитывали на последнюю соцпомощь из центра. Но Кремль в 2013 году уменьшил помощь по 43 регионам…

Ну, как вам подобное чудо – после 13-ти лет фантастически успешных реформ, проводившихся лично «российским Рузвельтом» – нацлидером суверенной РФ В. В. Путиным, едва ли не 90% российских регионов оказываются у самого края финансовой пропасти. Но, может быть, решение региональных проблем оказалось делом настолько сложным, что с ним не сумел бы справиться и сам «прототип» нашего нацлидера – Франклин Делано Рузвельт? Оказывается – нет. Ничего подобного.

К концу 2013 г. столичный регион сосредоточил четверть богатств страны и пропустил через себя 70% финансовых потоков

бренделев_мат3.jpg

Бассейн реки Теннеси охватывает семь штатов Америки. Во времена рабовладения это был район хлопководства. Беспощадная вырубка лесов, начавшаяся в регионе после гражданской войны, привела край, и без того не слишком процветающий, в полное запустение; от природы остались одни лишь воспоминания, а население было ввергнуто в нищету и убожество. Сразу же после своего прихода в Белый дом Ф. Рузвельт выступил с инициативой: преобразить регион Теннеси, сделав его наглядным примером того, как человек может сохранить и облагородить природу.

В принятом спустя всего лишь два месяца, 18 мая 1933 года, федеральном законе предусматривалось создание Управления гидроресурсов реки Теннеси – правительством корпорации, обладающей гибкостью частного предприятия. Проект получил название «Встроенный стабилизатор». В результате его реализации река вновь стала судоходной, была остановлена эрозия почвы, разрослись молодые леса, улучшились условия для земледелия, резко увеличились доходы фермеров и промышленников. Некогда забытый и запущенный людьми район преобразился самым волшебным образом. Попытки республиканцев приватизировать построенные гидроэнергетические объекты успехом при этом не увенчались. «О проблеме лучше всего сказано в Ветхом Завете: «Не укради», – продиктовал президент стенографистке… Наш российский «Франклин Делано Рузвельт», более известный человечеству под именем В. В. Путина, решал проблемы российских регионов принципиально другими методами (это не говоря уж о том, что по эффективности экологических мероприятий суверенная Россия при Путине оказалась на 132-м месте в мире из 132-х возможных).

«Аховой ситуации с балансом местных доходов и расходов можно найти множество объяснений, – отмечал К. Гурдин. – Но истинный корень проблемы таков. Центру выгодно держать местные администрации в нищете, он сознательно культивирует региональное неравенство.

В России оно расцвело невероятно пышно. Словно где-то работает невидимая центрифуга, стягивающая все богатства страны в одну точку – центр. Чем выше в нем плотность денег, тем сильнее растет финансовый вакуум на периферии. Год от года колесо разгоняется.

Ситуация аномальная: к концу 2013 г. столичный регион сосредоточил четверть богатств страны и пропустил через себя 70% финансовых потоков. На Москву вместе с Московской областью приходится 27% ВВП России. Для сравнения: только у семи из 83-х российских регионов доля в национальном ВВП превышает 2%.

Начиная с 2000 г. знаменитая вертикаль власти строилась не только в политическом, но также в финансовом плане, продолжал Гурдин. Конструкция вышла своеобразная. Богатство любой крупной страны не возникает само собой в центре. Доход собирают по всей территории. А территория – это регионы, они и есть источник богатств. У каждого федеративного государства свое представление о справедливости. Но основная часть доходов остается местным властям. Например, в Швейцарии доля регионов в общем денежном пироге – 90%, в Германии – 70%, в США, Китае и Канаде – 60-65%.

У нас – наоборот: центр забирает 65% общего дохода, на уровне субъектов Федерации остается 25%, муниципалитетам перепадают жалкие 10%. И мало того, что федеральная власть все сильнее перетягивает на себя бюджетное одеяло.

Одновременно с 2000 г. Кремль шаг за шагом спихивает на регионы огромные расходы на социалку. Местные бюджеты заставили оплачивать львиную долю расходов на медицину, образование, культуру и т.д. Результат закономерен: 65 из 83-х субъектов Федерации сводят бюджет с дефицитом. С муниципалитетами еще хуже: на собственные средства живут только 2% (! – В. Б.), тогда как 60% – полностью зависят от дотаций.

Устроить великий денежный передел было несложно: центр забрал себе все доходы от самых прибыльных и наиболее стабильно собираемых налогов. Прежде всего, полностью присвоил природную ренту в виде налога на добычу полезных ископаемых. Заодно не постеснялись отобрать половину акцизов на спирт и водку, 100% налоговых сборов с сигарет, бензина, нефти и газа. Правда, с барского плеча регионам оставили пивные и ювелирные налоги. Также – 60% очень «собираемого» налога на добычу подземных вод. И прочую малоинтересную федералам фискальную мелочь.

Спрашивается: на что жить? Кроме нефтегазовых налогов, которые целиком достаются федеральному центру и составляют 50% дохода казны, остаются два налоговых столпа. Это НДС, сборы от которого также целиком и полностью идут федеральному бюджету (! – В. Б.). И налог на прибыль, частично уходящий в казну регионов. Он и есть основа их дохода.

Одна беда: даже в кризис от НДС не отвертеться. Зато прибыли – почти ни у кого нет. Соответственно доходы регионов сильно просели. В наиболее пострадавших от кризиса областях сборы налога на прибыль сократились в 4-7 раз. Стимулирование регионов центром походит на круговую поруку. Бедных закармливают, и они теряют стимул к работе, богатых – обкладывают налоговым бременем. Обобрав регионы почти до нитки, центр, однако, предусмотрел и пряник.

Это – дотации, субвенции, субсидии и т.д. Проще говоря, собрав деньги в госказну, федеральные чиновники приступают к увлекательному занятию по частичному распределению их обратно в виде так называемой помощи регионам. Вроде бы все ясно – необходимо перекроить бюджет в пользу регионов. Тем более центр по-прежнему гнет давнюю линию по спихиванию со своих плеч финансирования социалки. По этой причине в 2013-2014 гг. местным бюджетам грозит страшнейший дефицит. Им придется искать дополнительно 460-500 млрд рублей – на медицину. Где их взять – не знает никто, регионы и так по уши в долгах.

«Колониальная политика набирает обороты» – гласил заголовок статьи Константина Гурдина.

Ну как, оценили теперь всю невероятную, уму непостижимую подлость предложений Минфина – ввести уголовную ответственность для губернаторов «за доведение региона до банкротства»? «Федеральный бюджет [2013 года] был построен на умеренном, почти пессимистическом сценарии, тогда как расчеты доходов бюджета субъектов Федерации построены на оптимистическом, – признался глава комитета по бюджету ГД РФ Андрей Макаров («Огонек», 23 сентября 2013). – К чему это привело? Отклонения доходов, которые были запланированы, от расходов колоссальные. В регионах повсеместно наблюдается падение прибыли. А мы об этом не предупреждали правительство? Не предупреждали, что регионы фактически лишены возможности планирования и всерьез все больше и больше зависят от федерального бюджета? В 2013 году только 1,34% инвестиционных расходов в регионах направляются по назначению. Разве мы не понимаем, что все остальное тратится на исполнение обязательств, которые сегодня для регионов непосильны?»

Продолжение следует

Автор:  Владимир Бренделев


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Калужская область

+9

Московская область

+8

Воронежская область

+7

Белгородская область

+6

Липецкая область

+3

Орловская область

+4

Тульская область

+3

Тверская область

+2

Владимирская область

+1

Ярославская область

0

Курская область

-1

Рязанская область

-2

Брянская область

-3

Костромская область

-9

Ивановская область

-8

Тамбовская область

-8

Смоленская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Сергей ПОСЛЕДОВ

кандидат на должность главы администрации городского округа г. Воронеж

«Мэр должен иметь стратегическое видение развития экономики города и выстроенную обратную связь с населением»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика