Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 25.08.2023

Российская система контроля-надзора движется в сторону профилактического подхода

Российская система контроля-надзора движется в сторону профилактического подхода

Об этом заявил Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов, представляя пятый ежегодный «Индекс административного давления-2023».

Как отмечается в пояснительной записке к индексу, его результаты означают серьёзный прорыв в области контрольно-надзорной деятельности (КНД). В России она вышла на принципиально другой, качественный уровень законодательного регулирования и правоприменительной практики, что позволило снизить уровень административного давления на бизнес.

В 2022 году количество проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей значительно снизилось (на 70%), а исследуемые показатели контрольно-надзорных органов практически повсеместно улучшились. Число профилактических мероприятий (предостережения, профилактические визиты), существенно превышает число проведенных контрольно-надзорных мероприятий.

Новое законодательство о контрольно-надзорной деятельности свело к минимуму количество контрольно-надзорных мероприятий, не подлежащих согласованию с органами прокуратуры. Последовательно продлеваемый мораторий на проверки в 2022-2023 годах распространился и на другие контрольно-надзорные мероприятия.

Одновременно с принятием постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 снизилась и проблема подмены проверочных мероприятий административными расследованиями в связи с установлением запрета на возбуждение дела об административных правонарушениям без проведения контрольно-надзорного мероприятия.

Размер штрафов, наложенных контрольно-надзорными органами (КНО), по наиболее «массовым» статьям не увеличился, а количество штрафов снизилось на 31 % и составило 763 302 руб. (на 344 689 руб. меньше, чем в 2021 году).

Общий размер административных штрафов, наложенных по делам об административных правонарушениях в сфере экономики, по данным Росстата России, в 2022 году составил 53,97 млрд руб. (на 23,6 млрд руб. больше, чем в 2021 году). Однако увеличение штрафов произошло за счет увеличения штрафов по статьям 14.31 (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), 16.1 (незаконное перемещение через таможенную границу) и ст. 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения и др.) с1,8до 37,8 млрд руб. Штрафы по остальным статьям снизились на12 млрд руб.

Два ключевых ведомства по сумме штрафов - ФАС России и ФТС России (штрафы по «таможенной» статье 16.1) выросли с189 млн руб. до 8,5 млрд руб.

По-прежнему сохраняется неравенство в ответственности бизнеса и сотрудников КНД за правонарушения. Так, по нарушениям юридических лиц по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судами, предупреждения составили только 14 % от всех наказаний (по ИП - 31%).

В то же время привлекаемые судами за нарушения в сфере КНД должностные лица в 2023 году в 91 % случаев наказывались предупреждением, а не штрафом.

Ответственность контролеров за нарушения законодательства о контроле и надзоре носит не системный характер. Пятый год подавляющее большинство нарушений должностных лиц при проведении проверок завершаются предупреждением. Предупреждение предусмотрено, например, за проведение не согласованной прокуратурой и/или не включенной в план плановой проверки, проведение проверки без оснований.

При составлении Индекса, по словам Бориса Титова в этот раз существенно повысилась эффективность и самого исследования. При этом, включение показателей Индекса в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, подготавливаемый Агентством стратегических инициатив, дополнительно мотивирует территориальные подразделения контрольно-надзорных органов совершенствовать подходы к контролю и профилактике субъектов предпринимательской деятельности.

Индекс — это не просто аналитический инструмент, но и инструмент для субъектов Российской Федерации, чтобы корректировать правоприменение и деятельность контрольных и надзорных органов на территории субъекта Российской Федерации. Показатели Индекса используются при подготовке национального рейтинга состояния инвестиционного климата Агентством стратегических инициатив.

Для составления индекса ведется оценка по 85 субъектам Российской Федерации. В нашей публикации мы указали пятёрку лидеров и регионы ЦФО. Индекс основан на данных территориальных органов и центральных аппаратов федеральных контрольно-надзорных органов, Минэкономразвития России, Росстата, данных судебной статистики Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Единого реестра контрольно-надзорных мероприятий. Включены Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС, Росздравнадзор, Ространснадзор, ФНС России .

Ситуация с КНД по отдельным ведомствам

РОСПОТРЕБНАДЗОР

Повысил долю предупреждений от общего числа наказаний с11,6 % до 22,7%, снизил долю организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных с 12,5% до 9,6 %. Общее количество КНМ меньше, чем проверок в 2021 году. Доля профилактики в общем объеме КНД и профилактических мероприятий выросла на 39 %.

Общий размер штрафов снизился на 1,42 млрд руб.

РОСПРИРОДНАДЗОР

Увеличил долю предупреждений от общего числа наказаний с 13,1% до 31,4%. Доля организаций и индивидуальных предпринимателей, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных снизилась с 25,1% до 5,5 %. Общее количество КНМ меньше, чем проверок в 2021. Общий размер суммы штрафов Росприроднадзора снизился на 1,5 млрд руб.

РОСТЕХНАДЗОР

Выросла доля предупреждений от общего числа наказаний с 12,8% до 14,1%. Уменьшилась доля организаций и индивидуальных предпринимателей, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных с 6,3% до 4,2%. Правда, доля профилактики в общем объеме работы снизилась на 7,9 %. Общее количество КНМ меньше, чем проверок в 2021 году. Общий размер штрафов снизился на 1,25 млрд руб.

РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР

Снизил долю предупреждений от общего числа наказаний с 31,4% до 24,9%. Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных снизилась с 2,6% до 1,9%. Снизился общий размер штрафов, наложенных ведомством на 0,58 млрд руб. Доля профилактики в общем объеме КНД и профилактических мероприятий выросла на 0,5 %

МЧС

Увеличилась доля предупреждений от общего числа наказаний с 56,2% до 80,3 %. Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных снизилась с 6,6% до 2,6%. На 0,55 млрд руб. снизился общий размер штрафов, наложенных ведомством. Доля профилактики в общем объеме КНД и профилактических мероприятий выросла на 49 % Общее количество КНМ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей меньше, чем проверок в 2021 году.

РОСЗДРАВНАДЗОР

Увеличилась доля предупреждений от общего числа наказаний с 20,9% до 79,9%.

Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных выросла с 1,5% до 2,1%. Доля профилактики в общем объеме КНД и профилактических мероприятий выросла на 30,9 % Общий размер штрафов, наложенных ведомством снизился на 21 млн руб.

РОСТРУД

Увеличил долю предупреждений с 31,3% до 36,2%. Доля организаций и индивидуальных предприятий, подвергнутых контролю и надзору снизилась с 0,9% до 0,2%. Общее количество КНМ Роструда меньше, чем проверок в 2021 году.

РОСТРАНСНАДЗОР

Увеличил долю предупреждений от общего числа наказаний с 2,6% до 31,1 %. Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных увеличилась с 1,5% до 1,1%. Общий размер штрафов, наложенных ведомством снизился на 0,08 млрд руб. Общее количество КНМ в 2022 году было меньше, чем только проверок в 2021 году.

Индекс административного давления-2023

Место

Субъект Федерации

Балл 2021

Балл 2022

Изменение балла

Изменение места

1

Смоленская область

1,80

2,61

-0,81

0

2

Республика Татарстан

2,21

2,66

-0,45

+2

3

Удмуртская Республика

2,04

2,79

-0,76

-1

4

Воронежская область

5,76

2,80

2,96

+74

5

Республика Чувашия

3,63

2,82

0,80

+20

9

Костромская область

4,20

3,12

1,08

+29

30

Ивановская область

3,51

3,66

-0,14

-7

43

Брянская область

5,29

3,93

1,35

+31

47

Тамбовская область

5,79

3,99

1,80

+33

49

Орловская область

4,56

4,01

0,56

+2

51

Тверская область

4,74

4,05

0,69

+5

53

Калужская область

4,46

4,08

0,39

-6

54

Ярославская область

5,33

4,10

1,23

+21

59

Рязанская область

4,43

4,22

0,20

-13

62

Владимирская область

3,29

4,29

-1,00

-48

68

Московская область

4,51

4,46

0,05

-20

71

Липецкая область

3,89

4,50

-0,61

-42

73

Белгородская область

5,25

4,52

0,73

-2

76

Тульская область

4,20

4,65

-0,45

-37

77

Курская область

5,66

4,69

0,98

0

Воронежская область рекордно улучшила показатели

По итогам отработки Индекса ряд регионов показал существенное улучшение. Самый значительный рост показали:

Воронежская область (улучшение 2,96 балла), поднялась на 74 места, с 78-го на 4-е место;

Республика Ингушетия (улучшение на 2,95 балла), поднялась на 65 мест, с 82-го на 17-е место;

Санкт-Петербург (улучшение на 2,05 балла), поднялся на 59 мест, с 70-го на11-е место;

Республика Дагестан (улучшение на 1,80 балла), поднялась на 52 места, с 60-го на 8-е место.

В числе факторов успеха:

- системное взаимодействие органов региональной власти и территориальных подразделений КНО;

- внедрение КНО лучших практик других регионов (в рамках отработки Индекса был налажен комплексный межрегиональный обмен лучшими практиками);

- оперативное обучение сотрудников КНО новому в законодательстве, неукоснительное соблюдение руководящих рекомендаций Генеральной прокуратуры о недопустимости избыточного административного давления, проактивный подход во внедрении профилактического подхода и цифрового взаимодействия.

Лидеры по итогам пяти лет

За 5 лет сформировался и список лидеров - тех, кто поддерживает высокий средний балл из года в год. Можно отметить, что в этих регионах, несмотря на колебания положения в Индексе в разные годы, уделяется системное интенсивное внимание вопросам снижения контрольно-надзорного давления. Из регионов ЦФО в этом списке отмечены Смоленская и Ивановская области.

Индекс – это совокупная оценка параметров по данным каждого из девяти органов контроля и надзора.

Учитывались при составлении Индекса:

Количество предупреждений, вынесенных контролирующим органом в отношении юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей» (данные федеральных органов контроля, Минэкономразвития России) / «Количество постановлений о назначении административного наказания, вынесенных контролирующим органом в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (данные федеральных органов контроля, Минэкономразвития России).

Общее количество юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые КНМ (данные федеральных органов контроля, Минэкономразвития России) / «Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны контролирующего органа» (данные федеральныхорганов контроля, Минэкономразвития России).

Количество профилактических мероприятий» (по данным ЕРКНМ, предоставленных данных территориальных подразделений и центральных аппаратов контрольно-надзорных органов») / «Общее количество контрольно-надзорных и профилактических мероприятий» (по данным ЕРКНМ, предоставленных данных территориальных подразделений и центральных аппаратов контрольно-надзорных органов»). 

Автор:  Святослав Иванов


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Калужская область

+9

Московская область

+8

Воронежская область

+7

Белгородская область

+6

Липецкая область

+3

Орловская область

+4

Тульская область

+3

Тверская область

+2

Владимирская область

+1

Ярославская область

0

Курская область

-1

Рязанская область

-2

Брянская область

-3

Костромская область

-9

Ивановская область

-8

Тамбовская область

-8

Смоленская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Василий АВДЕЕВ

Глава администрации Аннинского муниципальногно района Воронежской области

«В 2023 году темп роста промышленного производства у нас составил 148%»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика