Аналитика | 02.05.2017
В связи с переходом к налогообложению недвижимости, исходя из кадастровой стоимости, вопросы государственной кадастровой оценки и пересмотра кадастровой стоимости удостоились самого широкого внимания, как правоведов, так и правоприменительных органов
Многообразие сфер применения кадастровой стоимости затрудняет ее концептуальное понимание
Вот и Конституционный суд РФ проверил часть 1 ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», о чем принято Постановление от 05.07.2016 № 15-П.
Основываясь на ст. 65 Земельного кодекса РФ, кадастровая стоимость появилась для целей налогообложения, но в настоящий момент она применяется в различных областях и от ее размера могут зависеть, в частности:
n размер земельного налога (ст. 390 НК РФ), налогов на имущество организаций (ст. 375 НК РФ) и физических лиц (ст. 402 НК РФ) (далее – налоги на недвижимость), а также налога на доходы физических лиц (п. 5 ст. 217.1 НК РФ);
n размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности (п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.);
n цена выкупа земельных участков, находящихся в публичной собственности (п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ и др.);
n начальная цена предмета аукциона по продаже или аренде земельного участка (п. п. 12, 14 ст. 39.11 ЗК РФ);
n размер платы за сервитут (ч. 10 ст. 32.1 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ч. 19 ст. 32 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ИБЛ 2018 года, Кубка конфедераций ИБЛ 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.);
n размер платы за снятие запрета на строительство и реконструкцию на земельном участке (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
n размер административного штрафа по отдельным составам (п. 10 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ);
– величина госпошлины за совершение нотариальных действий (ст. 333.25 НК РФ).
Подобное многообразие сфер применения кадастровой стоимости затрудняет ее концептуальное понимание. Зададимся вопросом: кадастровая стоимость частного объекта – это интерес собственника или муниципалитета.
Норма Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не позволяет органам государственной власти и местного самоуправления полноценно обосновать свою позицию относительно определения кадастровой стоимости объектов недвижимости перед комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и оспорить ее выводы в судебном порядке, если эти объекты не являются государственной или муниципальной собственностью.
Недопустимо ставить интересы публичных образований выше реализации прав частного субъекта
Муниципальное финансирование осуществляется в значительной части за счет поступлений от земельного налога, базу которого составляет величина кадастровой стоимости земельных участков, образующих объект налогообложения. Эту величину можно изменить по заявлению собственника участка на основании решения комиссии по разрешению соответствующих споров.
Одно из таких решений и возмутило администрацию города Братск в Иркутской области. С одной стороны, собственник земельного участка реализовывал свое право установить кадастровую стоимость равной рыночной, а с другой – муниципалитет отстаивал свой интерес на сохранение доходности бюджета.
Совершенно не приемлема позиция Конституционного суда РФ о том, что значительное снижение кадастровой стоимости земельного участка (особенно если он крупный и используется для предпринимательской деятельности) может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета и в этом случае соответствующее решение комиссии, принятое по инициативе налогоплательщика, затрагивает права и законные интересы муниципальных образований. Спорная норма, однако, не обеспечивает муниципалитету возможности полноценно обосновать свою позицию перед комиссией и не позволяет оспорить ее выводы в судебном порядке. В этой мере положения ч. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ не соответствуют Конституции.
Право установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной закреплено на федеральном уровне. Реализуя данное право, собственник земельного участка самостоятельно определяет способ формирования налоговой базы, либо государственная кадастровая оценка, либо это рыночный показатель.
В комиссию, уполномоченную разрешать вопрос об установление кадастровой стоимости равной рыночной, собственник предоставляет соответствующие документы. Члены комиссии проверяют законность данных документов и, в частности, отчет о рыночной стоимости и заключение экспертов СРО, в котором состоит эксперт оценщик, составивший отчет. Комиссия проверяет отчет и заключение экспертов на соответствие нормам действующего законодательства, применяемых методик и правильности исходных данных.
В состав комиссии входят представители исполнительной власти субъекта Российской Федерации – они призваны в состав комиссии исключительно для соблюдения интересов всех уровней бюджетов на территории данного субъекта. Следовательно, в равной мере проверяют законность п р е д ставленного налогоплательщиком отчета об определении рыночной стоимости. Более того, муниципалитет уведомляется и ему предоставляется возможность выражать мнение и представлять контраргументы по исходным данным и применяемым методикам.
Конституционный суд РФ правильно отметил, что различия в результатах оценки объективно обусловлены. Их нельзя связывать лишь с несправедливыми преимуществами или со злоупотреблениями участников оценочных правоотношений. Эти различия могут быть снижены лишь со временем по мере развития профессиональных институтов, накопления данных и формирования судебной практики. Залогом этого является длительное взаимодействие представителей власти, оценщиков и заинтересованных лиц на основе ясных и устойчивых правил.
Однако Конституционный суд РФ фактически наделил муниципалитеты правом обжаловать решения комиссии.
Есть мнение, что недопустимо наделять муниципальные образования правом оспаривания решения комиссии на том основании, что кадастровая стоимость, установленная решением комиссии, нарушает интерес муниципалитета в части величины получаемого налога. Это недопустимо, поскольку ставит публичные образования выше реализации прав частного субъекта. Это нарушает баланс интересов публичных властей и налогоплательщиков при допускаемых злоупотреблениях участниками оценочных правоотношений. Например, в случае, когда большинство членов комиссии принимают решение пропустить заведомо ложное экспертное заключение или отчет составлен экспертом при умышленном нарушении методик с целью существенно снизить рыночную стоимость или когда явно усматривается корыстный сговор большинства, а также в том случае, когда компетентность членов комиссии не позволяет правильно и объективно проверить законность представленных документов, вот именно в таких случаях необходимо предоставлять право на оспаривание комиссионного решения. Именно доказывать, что имело место нарушение закона, за которое предусматривается административная или уголовная ответственности.
Это может привести к общественным волнениям по всей территории России
Но наделять муниципалитет по оспариванию решения большинства исключительно на том основании, что в отчете об оценке указана стоимость значительно ниже той, на которую он рассчитывал, это как раз и является нарушением сбалансированности интересов. Более того, интересы муниципалитета защищает в комиссии представитель исполнительной власти субъекта РФ, а сам муниципалитет предоставляет объективные данные для объективной оценки. Это равно как наделить одного из судей в составе президиума оспаривать принятое ими постановление. Или разрешить одному гражданину или жителям одного города оспаривать выборы президента, потому что его программа не отвечает интересам муниципалитета. Есть мнение, что если эксперты оценщики нарушат методику и установят стоимость значительно выше действительной, публичная власть не будет искать ошибки и не будет проявлять интерес по оспариванию принятого решения. Именно в сохранении интереса по соблюдению законности и заключается баланс, когда все участники соблюдают закон, а не оспаривают законно принятое комиссионное решение на том основании, что нарушен корыстный интерес. Если суд будет пересматривать решения комиссии исключительно на том основании, что комиссионное решение, принятое большинством, не устраивает получателя налогов своим размером стоимости, – это прямой путь к тоталитарности, императивности. Конституционный суд РФ при разрешения данного спора не усмотрел, что частный собственник имеет право на оспаривание налоговой ставки на том основании, что она экономически завышена и не выгодна для собственника земельного участка. Размер кадастровой стоимости не является муниципальным интересом. Это вопрос федерального регулирования и контроля. Однобоко наделять муниципалитеты отстаивать корыстный интерес. Эксперты считают, что этот вопрос подлежит тщательному исследованию при внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», исходя из позиции Конституционного суда РФ, в противном случае это будет являться шагом в сторону нарушения конституционного равенства всех субъектов. Одно из предложений – вместе с представителем исполнительной власти субъекта РФ в комиссию направлять лиц из состава исполнительной власти муниципального образования, на территории которого расположен участок, в отношении которого собственник подал заявление. Также возможно закрепить за муниципалитетом право на обжалование на том основании, что были грубо нарушены правила и стандарты определения рыночной стоимости, и, если суд установит данные нарушения, дело подлежит повторному направлению в комиссию для устранения данных нарушений, поскольку именно коллегиальное решение с участием всех заинтересованных сторон может установить максимально объективный размер кадастровой стоимости. В противном случае единолично принятое решение судьи по результатам оценки одного судом назначенного эксперта может привести к субъективному результату, который не подлежит пересмотру, поскольку невозможно назначить еще одну судебную экспертизу. И как следствие это может привести к общественным волнениям по всей территории России.
Автор: Алексей Ткачук
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Калужская область |
|
Московская область |
|
Воронежская область |
|
Белгородская область |
|
Липецкая область |
|
Орловская область |
|
Тульская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Ярославская область |
|
Курская область |
|
Рязанская область |
|
Брянская область |
|
Костромская область |
|
Ивановская область |
|
Тамбовская область |
|
Смоленская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
«Перельман в рекламе»: разговор с Алексеем Ивановым
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.