Аналитика | 13.07.2015
На основании проведенного экспертного опроса АНО «Институт политического анализа и стратегий», а также по результатам мониторинга средств массовой информации в регионах Центрального федерального округа типологизировать имеющиеся бюрократические отписки можно по нескольким основаниям. Данная типология представляет собой эмпирическую типологию, в основе которой лежит обобщение опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства и различия, находимых индуктивным путем, систематизацией и интерпретацией полученного материала*.
1. В основе первого подхода к типологии бюрократических отписок лежит кратность отписок, подготовленных органами государственного и муниципального управления по отношению к гражданам, общественным организациям и средствам массовой информации
1) единичные случаи отписок
2) повторные случаи отписок
3) многократны отписки,
Последний вид свидетельствует о нежелании органов государственной власти и управления сообщать информацию гражданам, некоммерческим организациям или СМИ информацию по существу.
2. В основе второго подхода к типологии бюрократических отписок лежит принцип, основанный на мотивах государственных и муниципальных служащих при подготовке бессодержательных ответов:
1) неосознанные отписки, т.е. отписки, подготовленные чиновниками нижнего и среднего звена и подписанными высшими должностными лицами без умысла нанесения обратившемуся вреда или ущерба посредством «психологической травмы»;
2) «а вдруг не заметят!» – формат отписок, в основе которых лежит умысел государственных и муниципальных служащих, рассчитанный на то, что отписку без ответа по существу не заметит ни руководитель, подписавший письмо (в силу занятости), ни заявитель (в силу отсутствия необходимых специальных знаний);
3) принципиальные отписки, в которых есть осознанный принципиальный мотив государственных служащих защитить честь мундира любыми способами, при этом готовящий отписку государственный или муниципальный служащий четко понимает иерархию, которая предполагает понимание того, что чиновник представляет собой высшее звено, обладает большими средствами и возможностями, и гражданин, журналист или представитель сектора НКО, находящийся внизу общественно-политической иерархии, который понимает, что государственный служащий контролирует ситуацию и у него практически не остается возможности изменить статус-кво в отношении решаемого вопроса.
3. В основе третьей типологии бюрократических отписок лежит технология основных проявлений бюрократизма. В первую очередь это касается письменных ответов на обращения граждан, общественных организаций и средств массовой информации. В этой связи следует выделить следующие технологии:
1) административная карусель – технология, близкая по своей сути к избирательным каруселям, предполагающая манипулирование конкретными лицами и обществом. В основе данной технологии лежит желание переложить с конкретной государственной структуры на другую. К примеру, с органов государственной власти на органы исполнительной власти или с муниципального уровня на региональный, а с регионального – на федеральный.
2) технология волокиты, которая предполагает длительную переписку инициатора обращения с представителем органа власти или управления, в результате которой приходят неубедительные, бессодержательные отписки и по сути дела объект обращения не берет на себя ответственности по решению затронутого вопроса.
3) «межведомственная безответственность», данная технология основывается на проблеме, выходящей на несколько государственных (муниципальных) структур одновременно. В силу этого обстоятельства каждая из ответственных сторон считает, что ее решение и ответ заявителям по существу должны быть в поле зрения других ведомств.
4. В основе четвертой типологии бюрократических отписок лежит направленность поведения конкретных общественных акторов ,которые столкнулись с бюрократическими проявлениями в работе органов власти и управления. Речь идет о формировании по итогам письменного взаимодействия степени лояльности-нелояльности гражданина, общественной организации и СМИ к существующему политическому режиму. В этой ситуации можно выделить несколько типов проявления нелояльности:
1) отписки, которые формируют неверие субъекта обращения к действенности и эффективности власти;
2) проявление гражданином, общественной организацией или СМИ нелояльности к уровням власти, которые имеют по результатам такого взаимодействия определенный и устойчивый характер.
3) формирование протестных настроений среди тех, кто столкнулся с бюрократическим проявлением отписок и выход конкретных политических акторов на тот или иной вид протеста;
4) отписки, которые формируют настроение конфронтации у граждан, представителей сектора НКО и СМИ по отношению к существующему политическому режиму на определенной территории.
*При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
Автор: Сергей Жильцов
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Калужская область |
|
Московская область |
|
Воронежская область |
|
Белгородская область |
|
Липецкая область |
|
Орловская область |
|
Тульская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Ярославская область |
|
Курская область |
|
Рязанская область |
|
Брянская область |
|
Костромская область |
|
Ивановская область |
|
Тамбовская область |
|
Смоленская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Сергей ПОСЛЕДОВ кандидат на должность главы администрации городского округа г. Воронеж |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.