Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Местное самоуправление в ЦЧР | 08.08.2009

Сохранить экономический рост и обеспечить социальную стабильность территории

Павел ШИШКИН, глава городского округа г. Старый Оскол:

На выездном заседании правительства Белгородской области, которое проходило в Старооскольском городском округе, его глава продемонстрировал участникам многие новации в экономическом и социальном развитии. Но, главное, в своем выступлении Павел Шишкин сформулировал стратегию действий органа местного самоуправления в непростых условиях кризиса, негативные явления которого отразились и на развитии Старооскольской территории.


Посещение кондитерской фабрики «Славянка» с модернизированным производством и
4100 работающими. В текущем году предприятие приняло на работу 900 человек, до
конца года еще 600. В центре — Е. Савченко, губернатор Белгородской области, справа
– Павел Шишкин.


Поступление собственных доходов превысило соответствующий показатель за 7 месяцев 2008 г.

Основываясь на разработанном правительством Белгородской области в январе текущего года плане антикризисных мероприятий, у себя в округе мы организовали работу Совета по стабилизации экономической ситуации, который регулирует положение на рынке труда, деятельность предприятий, организацию общественных работ, а также ведет анализ наполняемости муниципального бюджета. Утвержденный бюджет Старооскольского городского округа на 2009 год проектировался в августе 2008 года.

В расчетах по доходам бюджета Старооскольского городского округа на 2009 год были учтены средневзвешенные темпы роста налоговых и неналоговых платежей за истекшие два года, параметры оценки доходов в текущем году, налогооблагаемой базы с учетом изменения налоговой нагрузки для некоторых категорий плательщиков местных налогов, задолженности по налоговым и неналоговым доходам, а также прогнозные расчеты налогообразующих предприятий Старооскольского городского округа. Так, например, удельный вес ОАО «ОЭМК» в общем объеме налоговых и неналоговых доходов за 2008 год составил 18%, ОАО «СГОК» – 12%, ОАО «ОЗММ» – 3%, ЗАО «Осколцемент» – 3%.

Оценка исполнения бюджета за 7 месяцев 2009 года позволяет сделать вывод о том, что муниципальное образование «Старооскольский городской округ» не останавливается в своем развитии. Бюджет не был секвестирован. В апреле 2009 года внутри его доходной части были произведены изменения: налог на доходы физических лиц уменьшен на 128 млн руб., доходы от продажи земли и имущества были увеличены на ту же сумму. Апрельские изменения производились не по факту поступления платежей, а в соответствии с прогнозным видением величины доходов.

По факту исполнения бюджета за 7 месяцев текущего года наглядно видно то, что налоговое замещение произошло, план перевыполнен на 60 млн руб. не только в общем объеме, но и в разрезе вышеуказанного замещения. Недопоступление налога на доходы физических лиц в сумме 153 млн руб. перекрыто дополнительным поступлением 223 млн руб. доходов от продажи земли.

Фактическое поступление собственных доходов превысило соответствующий показатель 2008 года на 179 млн руб., что дает основание с оптимизмом смотреть в будущее. По прогнозируемым расходам бюджет округа за 7 месяцев 2009 года будет исполнен в сумме 2 469 млн руб.

Администрация округа пытается добиться сохранения экономического роста

Мы понимаем: будут успешно работать предприятия – значит, будет наполнена муниципальная казна, а наши жители будут социально защищены. Реализация плана антикризисных мер координационного Совета была направлена на обеспечение стабильной работы экономики и социальной сферы городского округа и дала определенные результаты.

За январь-июнь предприятиями промышленного комплекса произведено продукции на сумму около 40 млрд руб., и уже в июне прирост объемов производства составил 4,4% к маю месяцу текущего года. Впервые с начала года индекс производства в промышленности увеличился на 1,8%, в том числе на предприятиях обрабатывающих производств – на 3,4%.

Особенно остро кризис переживают предприятия, чья продукция ориентирована на внешний спрос. Предприятия черной металлургии ОАО «ОЭМК» и ОАО «СГОК» за 1 полугодие 2009 года показали снижение отгруженной продукции в стоимостном выражении на 41% и 39,5% соответственно. Вместе с тем, ОАО «ОЭМК» – единственное металлургическое предприятие, которое не только сохранило объем производства в натуральном выражении, но и увеличило выплавку стали на 3,2%, а производство готового проката – на 2,9%. Комбинат загружен на все 100%.

Увеличение объемов выпуска продукции характерно для производства: цемента (104%), кондитерских изделий (131%), цельномолочной продукции (132%), масла животного (118%), хлеба и хлебобулочных изделий (103%), муки (112%), крупы (116%), комбикормов (132%). Предприятия, продукция которых имеет устойчивый спрос, адаптировались к сложившимся условиям. Превысили объем отгруженной продукции собственного производства в действующих ценах за 1 полугодие 2009 года такие предприятия, как ООО «УК «Славянка» (138%) и ЗАО «МК «Авида» (111%).

В 1 полугодии объем строительно-монтажных работ составил 1,6 млрд рублей, что на 43% меньше аналогичного периода 2008 года. Введено 37 тыс. кв. м жилья, или 42% к уровню 1 полугодия прошлого года. Однако ввод индивидуального жилья увеличился к соответствующему периоду прошлого года на 49% и составил 30 тыс. кв. м. Зависимость объемов производства, занятости и уплаченных налогов хорошо просматривается на следующем примере.

Из общего количества предприятий (517), снизивших на 50 и более процентов объем перечисления НДФЛ в бюджет за 1 полугодие 2009 года, 32 процента – это предприятия строительного комплекса. В свою очередь, за июнь объем строительных работ возрос в 1,3 раза к предыдущему месяцу, что свидетельствует о начале стабилизации в отрасли. Более того, сегодня наши строительные организации не имеют долгов по заработной плате.

Выпуск продукции сельского хозяйства за 1 полугодие 2009 года в действующих ценах составил 1355 млн руб., или 110% к соответствующему периоду прошлого года. Производство молока за 6 месяцев текущего года в общественном секторе района составило 16 тыс. тонн, или 123% к уровню прошлого года. Прирост реализации скота и птицы в живом весе в сельскохозяйственных предприятиях увеличилась на 13%, достигнув почти 21 тыс. тонн.

Среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственных предприятиях увеличилась к 1 полугодию 2008 года на 17% и составила около 10,5 тыс. руб. (июнь – 11278 руб.). Эти результаты достигнуты благодаря увеличению выпуска валовой продукции и модернизации сельскохозяйственного производства. Отраслевые особенности нашли отражение в размере среднемесячной номинальной заработной платы по крупным и средним предприятиям. В январеиюне 2009 года, по оперативным данным, она составила свыше 14 тыс. рублей и уменьшилась к соответствующему периоду прошлого года на 5%.

Малый бизнес и стимулирование инвестиционной активности

По состоянию на 1 июля 2009 года в Старооскольском городском округе осуществляют деятельность 11400 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 3400 – юридические лица, 8020 – индивидуальные предприниматели. Следует отметить, что за период с января по июнь 2009 года зарегистрировано 75 субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате чего достигнут прирост выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг за 1 полугодие на 9%, или 600 млн рублей, а также организовано 108 новых рабочих мест. За 1 полугодие 2009 года Белгородским областным фондом поддержки малого предпринимательства профинансировано 17 заемщиков на сумму 3,9 млн рублей, создано 68 новых рабочих мест.

Освоено инвестиций в основной капитал 162 млн рублей. В бюджете Старооскольского городского округа предусмотрена финансовая поддержка в двух формах: 1) предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего бизнеса; 2) субсидирование за счет средств местного бюджета части расходов по уплате арендных платежей за пользование нежилыми помещениями немуниципальной формы собственности, а также снижение арендных ставок на арендуемые муниципальные объекты.

Еще одно из основных направлений в стабилизации финансово-экономической ситуации – стимулирование инвестиционной активности. Инвестиции в экономику городского округа, жилье, торговлю, социальную сферу – это, с одной стороны, работа на перспективу, с другой – поддержание строительного комплекса сегодня.

На сегодняшний день сформирован реестр из 156 инвестиционных проектов, реализуемых на территории Старооскольского городского округа, общей сметной стоимостью почти 31 млрд руб., с освоением капитальных вложений в 2009 году во всех сферах экономики в сумме 11 млрд рублей, планируется создать свыше 2 тыс. рабочих мест. В 1 полугодии освоено более 3,5 млрд руб. инвестиций в основной капитал, это около 32% от запланированных вложений, созданы 334 новых рабочих места.


В дендропарке, являющемся сейчас особой гордостью старооскольцев

Социальная политика адаптируется к новым реалиям

Отдельно хотелось бы сказать о строительстве арендного жилья. В августе мы готовимся к заселению первых 70 квартир, построенных ООО «Индустрия строительства» Ассоциации «ПромАгро» (Клюка Ф.И.). На основании Белгородского закона об арендном жилье мы разработали свое Положение о взаимоотношениях между собственниками, администрацией и жильцами. Администрация заключает договор аренды с собственниками жилья и на основании договора субаренды предоставляет жилье нуждающимся, коими являются, в первую очередь, работники бюджетной сферы. При этом администрация разработала целый пакет мероприятий, определяющих право льготного пользования жилплощадью. Надеемся, что данное новшество позволит привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов в медицине, образовании и других отраслях. В целом на первом этапе предполагается построить жилья на сумму около 400 млн рублей.

Администрацией контролируется состояние рынка труда, принимаются меры по снижению социальной напряженности. За последний месяц уровень безработицы продолжал снижаться, стабилизировался и составил 2,1% (на 1 марта 2009 – 2,45%). Численность безработных на 27 июля 2009 г. составляет 2862 чел. (на 1 марта – 3228 чел.). В режиме неполного рабочего дня работают 1 843 человека (в марте эта цифра составляла 15290 человек), в отпусках без сохранения зарплаты – 1105 чел., или 1,5% от среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий. Сегодня напряженность на одно вакантное место – 1,4 (в 2008 году она достигала 4,5).

При поддержке федеральной и областной программ мы приступили к переподготовке кадров массовых профессий, помощи тем, кто решил заняться своим делом. На эти цели выделено 8,4 млн руб. На опережающее обучение работников предприятий, находящихся под угрозой увольнения, заявлено 1106 человек, в т. ч. в промышленности – 850 работников. Направлено на обучение 290 человек (или 26% от плана). За 7 месяцев 2009 года созданы 3142 дополнительных рабочих места на временных общественных работах. На эти цели выделено 62,3 млн руб.

В муниципальном унитарном предприятии «Зеленстрой» организовано трудоустройство несовершеннолетних подростков в возрасте от 14 до 18 лет за период: июнь – 150 человек, июль – 400 человек и август – 500 человек. Это позволяет выполнить работы по благоустройству города с использованием средств «Центра занятости», а главное, обеспечивает занятость, в том числе и трудных подростков. В округе проведена работа по реализации мер поддержки по трудоустройству выпускников вузов и ссузов области. Механизм общественных работ, требующих более высокой квалификации, нашел применение в округе. Выпускники вузов трудятся в качестве консультантов по вопросам заключения имущественных договоров.

Под пристальным вниманием налоговой инспекции и прокуратуры находятся хозяйствующие субъекты, испытывающие экономические трудности, с целью предотвращения преднамеренного банкротства.

Тщательный контроль по осуществляемым расходам

Бюджет округа на 2009 год сформирован на основе натуральных и стоимостных показателей по каждому виду расходных обязательств, что позволяет в процессе исполнения бюджета определить эффективность и целесообразность производимых расходов. При формировании бюджета проведена инвентаризация действующей сети бюджетных учреждений с учетом объемов, качества и результативности оказываемых ими бюджетных услуг. Значимое место в нашей работе занял режим экономии.

При этом заработная плата работникам бюджетной сферы выплачивается в полном объеме и в установленные сроки; произведены расходы по фактическим поставкам за медикаменты, продукты питания, коммунальные услуги бюджетных учреждений, погашена кредиторская задолженность.

В целях стабилизации ситуации на территории округа администрацией усилен контроль за эффективным и рациональным использованием финансовых и материальных ресурсов. В этой связи на стадии согласования бланков заказов на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется предварительный контроль, в соответствии с которым в первую очередь проводятся проверки соответствия расходных обязательств со сводной росписью бюджета городского округа на 2009 год.

В дальнейшем проводится проверка обоснованности расходного обязательства, что подтверждается расчетами со ссылкой на контингент, на действующую сеть, на фактические расходы прошлых периодов и другие необходимые показатели.

Усилен контроль при согласовании расходных обязательств на коммунальные услуги, где обязательным критерием являются установленные лимиты потребления на 2009 год. Разработаны мероприятия по доустановке приборов учета тепла и воды.

В условиях режима экономии социально значимые расходы – это заработная плата с начислениями, приобретение медикаментов, продуктов питания. Одним из направлений эффективного использования бюджетных средств в этой области является переход к новым, более совершенным системам оплаты труда работников бюджетной сферы с целью повышения качества предоставляемой бюджетной услуги с меньшими затратами.

В этом направлении активизированы проверки обоснованности применения оценки стимулирующей составляющей заработной платы и готовятся предложения по возможной корректировке действующих критериев отраслевой системы оплаты труда, проводится работа по оптимизации сети и штатов бюджетных учреждений.

Одним из направлений стабилизации финансово-экономической ситуации является оптимизация расходных обязательств в объеме принятого дефицита бюджета на сумму 245,4 млн руб. В этой связи бюджето-получателями разработаны конкретные предложения по режиму экономии в каждом бюджетном учреждении по сокращению расходов на ГСМ и связь в объеме не менее 10%, канцелярские и хозяйственные расходы – не менее 20% от фактических расходов 2008 года и сокращены на 50% расходы на служебные командировки, приостановлены выплаты квартальной премии работникам органов местного самоуправления. В результате проведенных мероприятий экономия бюджетных средств по итогам работы за семь месяцев составила 64 млн руб.

В целях решения первоочередных задач городского округа и снижения расходов по бюджетному финансированию активизирована работа по увеличению доходов от оказания платных услуг населению, а также по привлечению безвозмездных поступлений бюджетным учреждениям от юридических лиц.

Цены и качество товаров и услуг на потребительском рынке как критерий социальной стабильности

Во исполнение рекомендаций губернатора Евгения Степановича Савченко на территории округа с января 2009 года с руководителями предприятий потребительского рынка проведены неоднократные совещания, в том числе с участием местных товаропроизводителей, по вопросу замещения ввозимых товаров на продукцию белгородских производителей. В результате данных антикризисных мероприятий ассортимент товаров областных производителей увеличился. Товарам белгородских производителей выделено наилучшее полочное пространство с соответствующим обозначением. Следует отметить, что за I полугодие проведено 148 ярмарок, из них 19 – ярмарки выходного дня с участием производителей сельскохозяйственной продукции. На рынках города для реализации сельхозпродукции предоставляются торговые места на льготных условиях. На территории округа постоянно осуществляется торговля молоком на разлив непосредственно от производителя в 17 точках, расположенных в разных частях города.

До полутора тысяч пенсионеров получают ежемесячно бесплатный единый проездной билет. Кстати, у нас принято, что социальный проездной является документом, позволяющим не платить на любом рынке округа за место, если человек торгует собственной сельхозпродукцией.

Немаловажную роль в стабилизации ситуации в округе в ближайшее время займут инновационные методы на основе информационных технологий. В настоящее время ведется разработка по внедрению глобальной системы навигации GPS на территории округа, и мы надеемся приступить к ее реализации уже в этом году. Даже внедрение ее начальной системы на станции скорой помощи у нас в Старом Осколе позволило снизить себестоимость затрат ГСМ на 1 вызов с 81 до 44 рублей. А главное, значительно возросла оперативность обслуживания пациентов.

В целом основные итоги развития экономики, антикризисные меры, принятые по стабилизации финансово-экономической ситуации на территории Старооскольского городского округа, – это результат конструктивного сотрудничества руководителей предприятий и администрации городского округа, стремления совместными усилиями преодолеть финансово-экономический кризис и создать основу для дальнейшего экономического роста, а значит, повышения качества нашей жизни.


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Калужская область

+9

Московская область

+8

Воронежская область

+7

Белгородская область

+6

Липецкая область

+3

Орловская область

+4

Тульская область

+3

Тверская область

+2

Владимирская область

+1

Ярославская область

0

Курская область

-1

Рязанская область

-2

Брянская область

-3

Костромская область

-9

Ивановская область

-8

Тамбовская область

-8

Смоленская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Сергей ПОСЛЕДОВ

кандидат на должность главы администрации городского округа г. Воронеж

«Мэр должен иметь стратегическое видение развития экономики города и выстроенную обратную связь с населением»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика