Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Новости | 28.02.2014

Национализация элиты через деофшоризацию

Национализация элиты через деофшоризацию

Разницу в экономических возможностях между людьми участники Давосского форума, обсуждавшие риски для мировой экономики на ближайшие 12-18 месяцев, поставили на второе место. Увеличение разрыва между бедными и богатыми усугубляется тем, что значительная часть богатства скрыта от общества в сети офшоров. Например, с 2008 по 2010 год только беднейшие страны Африки, расположенные южнее Сахары, из-за утечки капитала в офшоры лишились порядка 63,4 млрд долларов.
Для России как одного из мировых лидеров по переводу средств в офшоры борьба с незаконным выводом капиталов особенно актуальна. Но если на Западе предприниматели выводят в офшоры прибыль и занижают налогооблагаемую базу, то у нас туда перерегистрируются активы.
Фактически страна превращается в операционный центр с минимизацией прибыли, где ключевое владение активами находится за рубежом. Добиться полной деофшоризации, как показывает опыт наиболее успешных в этом отношении стран, невозможно, так как в мире развертывается острая конкуренция не только за инвесторов, но и за налогоплательщиков. Однако даже сокращение вдвое вывода из России потенциальных налоговых доходов позволило бы увеличить на 1,5–2% темпы роста ВВП и существенно сократить отток капитала из России.
Но не только эти факты стали предпосылкой кампании по деофшоризации российской экономики. В прошлом году кипрский кризис и ряд решений на международном уровне определили судьбу «налоговых гаваней», начало конца эпохи «классических» офшоров, непрозрачных и неподконтрольных. При этом низконалоговые территории навряд ли прекратят свое существование. Усилия властей по всему миру направлены не на повышение налоговых ставок, а на повышение собираемости налогов. А это невозможно без повышения прозрачности, облегчения доступа к налоговой информации офшорных банков.
В июле 2013 года президент России подписал «антиотмывочный» закон №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям». Значительная часть нововведений касается борьбы с незаконными схемами вывода капиталов в офшоры. В основу 134-го закона легли рекомендации международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF). Закон ужесточает контроль за оборотом наличных денег, осложняет деятельность фирм-однодневок и расширяет полномочия налоговых органов по доступу к банковской тайне и оперативным действиям (прежде всего, блокировке счетов). В законе 134-ФЗ содержится норма, разрешающая российским налоговым органам обмениваться информацией с зарубежными коллегами.
Еще одна мера, которая уже применяется, – на государственные инвестиции могут рассчитывать только компании, зарегистрированные в России.
Помимо фискальных целей у так называемой деофшоризации в России есть еще и политический момент – необходимость сохранения контроля над российскими предприятиями и возможности влиять на них. Показательным в этом отношении стал вопрос с определением конечных владельцев аэропорта «Домодедово», которых после теракта 2011 года не смогла установить даже ФСБ, а официально известными они стали только спустя долгое время.
Более жесткая антиофшорная политика отвечает национальным интересам России и будет способствовать улучшению имиджа страны в мире. Возможные риски деофшоризации, связанные с возможным временным спадом предпринимательской активности, в перспективе в процессе «национализации элит» и «экономического патриотизма» обернется общим позитивом. Главный из которых – формирование национально ориентированной элиты. В современном мире экономический патриотизм не может, конечно, примитивно ассоциироваться с географическими границами. Глупо не использовать все глобальные возможности мировой экономики. Но корпоративные интересы должны быть тесно увязаны с национальными интересами.
В декабре 2013 года в своем Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил, что борьба с офшорами – одна из главных составляющих экономической политики 2014 года. Владимир Путин указал в своем Послании: «Хотите в офшорах – пожалуйста, но деньги сюда». По его словам, в прошлом году через офшоры прошла пятая часть российского экспорта ($111 млрд) и половина инвестиций ($25 млрд). Поэтому надо заставить компании, зарегистрированные через офшоры, платить налоги в России. У Минфина есть план, как воплотить в жизнь президентские предложения. Но президент уже подписал поправки в Налоговый кодекс – они вводят 30%-ный штрафной налог с пассивных доходов, которые выплачиваются за границу, если не раскрыт владелец иностранной фирмы.
Компания по деофшоризации экономики предполагает, что к 1 июля правительство должно разработать план, который заставит работающих в России предпринимателей навсегда отказаться от использования офшорных схем. Власти хотят увеличить налоговую нагрузку на дивидендные потоки из страны и в страну. Действующие льготы на выплаты процентов и дивидендов в офшоры отменят, ставки по таким выплатам резко поднимут: до 20% для компаний и до 9% для физических лиц. Кстати, в 2012 году в виде дивидендов и процентов офшоры получили примерно $100 млрд и выплатили около $42 млрд. Примерно половина этих средств – потенциальный источник налоговых доходов. По прогнозам, благодаря мерам по борьбе с офшорами правительство сможет дополнительно получать бюджетных поступлений примерно $5-6 млрд в год.
Спустя неделю после Послания Владимира Путина Федеральному собранию и за день до итоговой пресс-конференции президента ряд крупных российских компаний практически одновременно взяли курс на деофшоризацию. Соответствующие заявления сделала и компания МТС (ОАО «Мобильные ТелеСистемы»), ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ. Она, в частности, заявила, что не использует офшорные компании для оптимизации налогов, хотя и являлась владельцем компаний, зарегистрированных за рубежом по мере развития и экспансии. «Данные компании также никогда не участвовали в финансовых операциях по оптимизации налогов. В настоящее время МТС реализует программу по оптимизации организационной структуры и последовательно ликвидирует компании, зарегистрированные за рубежом», — заявил представитель компании Дмитрий Солодовников.

Автор:  Иван СЛАВИН


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий ТИМОФЕЕВ

первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам«

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика