Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Производство | 29.07.2015

Экс-чиновник воронежской обладминистрации С. Последов учит работать чиновников правительства А. Гордеева

Экс-чиновник воронежской обладминистрации С. Последов учит работать чиновников правительства А. Гордеева

Как запустить новую индустриализацию?

Мы продолжаем разговор с Сергеем Последовым, руководителем управляющей компании «Национальный оператор гражданского флота» на актуальную тему – как стимулировать промышленной рост, заставить работать наши заводы и фабрики.

Кластер как проекция эффективности

В прошлый раз мы остановились на том, что для любого кластера, любой кооперации объединения производственных и научных структур главное четко сформулированная цель. В бизнесе – это формирование товара и выведение его на рынок. Конкурентоспособным товар делают качество и цена. Производственная кооперация строится на том, что качество и цена обеспечивают гарантированный сбыт и взаимно обуславливают друг друга. Гарантированный сбыт, опираясь на качество и цену, позволяют производителю строить долгосрочные планы, уверенно смотреть в будущее. Это, что касается производства. Важную роль играет и та группа участников кооперации, которые продвигают товар на рынок, занимаются логистикой и продажами.

- Вначале формируется цель – конкретную продукцию завести на определенный рынок, - говорит Сергей Валерьевич. - Затем - исчерпывающий перечень необходимых условий для достижения данной цели, в том числе послепродажные сервисы и гарантии, возможность быстрой модификации товара под требования потребителя, при необходимости увеличение объемов производства и расширение линейки товаров… Уяснив возможность реализации всего перечня условий, приступаем к расчетам показателей эффективности проекта кластеризации и соответственно к разработке требований к потенциальным участникам кластера по качеству и стоимости поставляемых комплектующих или услуг, с целью выведения показателей проекта на требуемый уровень эффективности и конкурентоспособности. Кластеризация, начинает тогда, когда каждый понимает свою роль и эффективность участия в кластере для себя и для каждого. И в одну сторону и в другую эффективность проецируется ровно, понятно, счетно. Самое главное – счетно. Я вошел в кластер, я четко знаю, что буду вот это поставлять и столько при этом зарабатывать, принимая условия командной работы по качеству, цене и срокам… Если есть необходимость, то и по обязательной модернизации своего производства или управленческой и финансовой модели деятельности. Это основной момент, дающий основания для создания кластера и цементирующий его.

Государство при этом получает налогооблагаемую базу, рост занятости. Основная задача власти – повышение уровня и качества жизни населения. Вот за это и должен отвечать губернатор и отчитываться. Все остальное делает бизнес. Власть взамен получает рост налоговых поступлений. В плане поддержки государство рассматривает вопросы финансирования инфраструктуры для кластера, предоставление льгот и преференций, участие в подготовке кадров для вновь создаваемых производств и технологического перевооружения предприятий. Государство также должно помогать бизнесу продвигать свою продукцию на внешние рынки. Финансируя бизнес-миссии в соответствующие регионы и страны, обеспечивая участие структур Кластера в выставочно-ярмарочных мероприятиях, содействуя продвижению путем подготовки и подписания соответствующих межрегиональных соглашений и меморандумов (в том числе межправительственных), обеспечивая участие предприятий Кластера в международных проектах (например, ШОС или «Шелковый путь»).

- Не люблю Америку как страну-агрессора, но восхищаюсь тем, как их государство работает на бизнес, - говорит Последов. – Любая корпорация в любой точке мира, если у нее возникли трудности, начинает с той или иной степенью «героичности» преодолевать их. Американскому бизнесмену стоит сделать один звонок и вся государственная машина, вплоть до разведки, приходит ему на помощь и всячески содействует задачам продвижения его бизнеса, вплоть до политического давления посла США на соответствующие правительственные структуры. Вот так должна работать и наша власть федерального, регионального, муниципального уровней. А у нас власть не считает себя участником процессов развития экономики или не умеет и не знает как это делать, и зачастую к бизнесу относятся как плохой хозяин к корове, который хочет ее меньше кормить, и больше доить. Нет, ребята! Надо помогать бизнесу. И контролирующие наши органы иногда не понимают в чем их задача. Не бизнес они должны контролировать, а обеспечивать безопасность. Чтобы люди не отравились, чтоб опасный объект не взорвался и так далее.

Инструменты для «реанимации»

В отличие от птицеводства, где срок окупаемости настает уже через 40 дней, судостроение – отрасль сложнейшая по всем параметрам. Отечественное гражданское судостроение все эти годы переживает не просто кризис. Некоторые специалисты считают, что реанимировать его в обозримом будущем нет никакой возможности. И вопрос, как полагают многие, уже не в деньгах или непосильных налогах, вопрос в утерянных квалификациях: управления, технологиях проектирования и производства судов и судового оборудования, судовых силовых установок (двигателей), подготовки кадров и преподавания (некому учить даже!). Ниша судостроения и судоремонта прочно занята другими странами (Китай, Корея, Турция, Финляндия), Возврат заводов в государственную собственность также ничего не даст. Нужно налаживать новое производство на новой основе. Формировать долгосрочный заказ на строительство судов, под заказ создавать принципиально новые судостроительные производства (верфи), А производство во имя производства, да на государственные деньги (дотации) никому не нужно. Это только дальше загоняет в нищету. Данную ситуацию можно сравнить с искусственным поддержанием жизни больному, когда мозг уже умер, и надежд на выздоровление нет в принципе. Нужна новая жизнь. Вновь созданные предприятия (или коренным образом модернизированные) на высочайшем технологическом уровне. И вот за решение такой безнадежной, на первый взгляд, задачи взялся Последов и его единомышленники.

По словам Последова, Прибалтийский межрегиональный судостроительный кластер сделан, что называется в «классике». И возможно в России это единственный кластер, оправдывающий свое название. Он реально работает. Кроме того, что под соглашением подписались 40 компаний, есть, управляющая компания, которая ведет всю текущую работу, есть еще стратегический совет кластера, куда входят представители Правительства Калининградской области. Ведь для Калининграда судостроение – ключевая отрасль. Создание кластера послужило началом формулирования комплекса задач для успешной работы в сложнейшей на сегодняшний день отрасли, а именно:

1. Создание современной инфраструктуры исследований, проектирования и инжиниринга, проектного сопровождения судостроения, производства судового оборудования, сервиса и ремонта судов, вплоть до утилизации. В целях реализации данной задачи был создан совместно с Калининградским Государственным Техническим Университетом «Национальный инжиниринговый центр гражданского судостроения». Да, пока это «неоперившийся птенец», но мы четко понимаем и планируем его развитие и насыщение и технологиями и партнерами из ведущих мировых центров гражданского судостроения.

2. В рамках кластера формируются проекты строительства и новых верфей, создания производств судового оборудования, и, соответственно, формирование новых организационных, технологических, производственных, управленческих и инвестиционно-финансовых моделей в гражданском судостроении. По словам С. Последова, без этого так же бессмысленно говорить об эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

3. Управляющая компания Кластера – «Национальный оператор гражданского флота» создана и работает с целевыми функциями формирования долгосрочного заказа на серийное строительство судов, так как именно серийное строительство обеспечивает основные показатели экономической эффективности, привлечения инвестиционных и технологических партнеров в проекты Кластера, привлечения инвестиций и применения мер и механизмов государственной поддержки всех уровней в проекты кластера.

4. В целях решения задач обеспечения проектов Кластера кадрами нужной квалификации и в нужном количестве, была разработана модель «Межрегионального центра подготовки и переподготовки кадров высококвалифицированных рабочих профессий для отраслей судостроения». Таким образом удалось решить «нерешаемую» на сегодня задачу подготовки кадров в кратчайшие сроки (от 4-х до 6-ти месяцев), При этом, не нарушая государственные требования и стандарты в сфере образования, не прося у государства средств на деятельность данного центра (это полностью рыночная модель образовательного центра), по максимуму задействуя в модели внутреннюю мотивацию потенциального сотрудника на получение профессиональной подготовки!

5. Понимая, что в перспективе нам потребуется в рамках Кластера иметь собственные активы, (для реализации схем товарного и финансового лизинга), и инвестиционные ресурсы, специалистами была разработана модель создания в рамках Кластера «Общества взаимного страхования». Это по сути такая же страховая компания, но которая в рамках своей деятельности имеет возможности использовать накопленные финансовые активы на финансирование проектов Кластера. Учитывая, что в судостроении и эксплуатации судов суммы страховых взносов исчисляются сотнями миллионов, представляете какой потенциал формируется в рамках всего кластера, да с учетом долгосрочных контрактов и серийного строительства.

Кто-то из участников кластера уже в рабочем процессе. Обсуждает проекты судов в инжиниринговом центре. Кто-то, например мебельная компания, ждет своей очереди в ожидании контракта на поставку судовой мебели для серии пассажирских судов. Каждый знает свою роль и свое место.

В рамках кластера формируются уникальные для России инструменты. Общество взаимного страхования, выполняя требования по страхованию бизнеса, повышает внутреннюю капитализацию кластера. В отличие от страховых кампаний все страховые капиталы кластер (в рамках деятельности общества взаимного страхования) имеет право тратить на развитие, на исследования и так далее. Сейчас внутри кластера формируется также общество взаимного кредитования. Это, по сути, банк, который не подпадает под требования Центробанка. Кластер с его помощью сам себя может кредитовать, накапливать активы, перемещать и размещать их где угодно. Это уникальные инструменты, с помощью которых работает 90 процентов мирового судовладения и судостроения. Такие инструменты просто необходимы для реализации проектов с 15-20-летними горизонтами окупаемости.

Центр подготовки кадров позволяет в короткие сроки, как на полигоне, готовить специалистов для выполнения конкретных операций. В процессе подготовки и переподготовки кадров задействованы заводы, вузы и техникумы, банки и страховые кампании, центры занятости. Заводы формируют заказ, сколько каких специалистов под выполнение каких операций им требуются. Предприятие само разрабатывает технические задания по квалификации специалиста: что человек должен уметь делать. И формирует приемную комиссию, которая и будет проверять уровень подготовки специалистов. По этому техническому заданию вузы и техникумы пишут учебные программы и делают подбор специалистов. Но с учетом проблем с образованием на первых порах придется преподавателей на такие курсы приглашать из-за рубежа, из мировых центров квалификации. Которые вахтовым методом будут натаскивать рабочих на выполнение определенных операций.

«Кузница кадров» как бизнес-модель

- Все это не просто идея,- подчеркивает Сергей Валерьевич,- это все обсуждено, разработано и утверждено всеми участниками кластера.

Когда готовы учебные программы и команда преподавателей, анализируется весь потенциал региона. У кого-то стоит уникальный станок, где-то есть современная сварочная позиция. То есть, формируется учебная платформа, учебная база. Для того чтобы ученики могли прийти в определенное время и час-два с преподавателем поработать на том или ином оборудовании по договору с предприятием.

В учебные группы будут набирать людей среднего возраста от 30 лет, которые знают, что хотят от жизни. Им предлагается гарантированное рабочее место с высокой зарплатой, полным соцпакетом. Плюс к этому разрабатывается система мотивации, при которой работник может получить даже квартиру. Служебную или в рассрочку - этот вопрос решается. Основной момент - за полученную квалификацию рабочий с учетом перспективы гарантированного трудоустройства должен заплатить. Если у него нет денег, банк ВТБ-24 кредитует его на полгода по льготной программе. Расплачиваться за кредит, с банком этот вопрос урегулирован, работник будет только с момента получения первой заработной платы. То есть, человек не теряет ничего. От него требуется лишь желание качественно освоить профессию. В свою очередь служба занятости объявляет конкурс. Тому, кто на отлично сдал квалификационный экзамен, компенсируют затраты на обучение. Эти службы все равно за счет бюджета проводят обучение никому не нужных офис-менеджеров. А тут они на выходе регион получает рабочих востребованных специальностей, деятельность которых и приносит конкретную пользу региону. Поскольку это выгодно и правительству области, оно выступает в этой схеме гарантом для банка на случай какого-то сбоя. А поскольку кредит еще и страхуется, то банк вообще ничего не теряет. Государство не потратившись, лишь обозначает эту формальную гарантию. Но формальная гарантия позволяет банку быть уверенным в кредите, завод получит специалистов и так далее…

- На самом деле это многофакторная модель, учитывающая все проблемы и трудности, – говорит Последов. – Мы ее глубоко исследовали. Несколько месяцев мы ее прорабатывали. То, что я рассказал – это верхушка айсберга. Мы провели несколько совещаний вплоть до Министерства образования РФ. Провели специальную конференцию с участием зарубежных экспертов. В результате отработали идеальную схему. Она полностью готова к применению, решает задачу подготовки кадров в любом регионе, и для любой отрасти.

Длинные деньги преференции

О технологиях проектирования гражданского судостроения. В России этого практически не осталось. Их нужно где-то брать. Так же как в образовании наработана десятилетиями уникальная в кавычках нормативная база, которая связывает по рукам и ногам. Доработка или изменение проекта судна – это отдельные деньги. Внесение изменение в проект трудная, а порой нереальная, задача. И изменения может сделать тот, кто разработал проект. И то, если вы его уговорите. Иначе Госрегистр просто не пропустит изменения.

- Мы от этого ушли, - рассказывает Сергей Валерьевич. - Мы сделали правовую модель, в рамках которой создали Национальный инжиниринговый центр гражданского судостроения, куда вошли Калининградский технический университет, Балтийская государственная рыбопромысловая академия, оператор флота. Проектировщики будут передавать проектную документацию в инжиниринговый центр. Центр выводит проект судна на серийное строительство на рынок под одним флагом. Центр имеет право внести изменение, доработать, усилить, не нарушая никаких нормативных документов. А перед этим Центр аккумулирует все наработки проектирования, которые остались от Крыма до Дальнего Востока, в Мурманске, Архангельске и Петербурге. Что греха таить, так называемые «капитаны проектирования» избалованы госзаказом, избалованы своей неприкасаемостью и с трудом соглашаются на доработку своих проектов. И мы впервые в новейшей истории на этой платформе создаем конкуренцию.

Кроме того, в рамках кластера будет построено минимум три новых верфи. Потому что практически все судостроительные заводы по технологиям давно устарели. Они построены в прошлом, а некоторые и в позапрошлом веках. На них или невозможно построить современное судно или это сделать очень трудно. Поэтому нужны новые верфи, с новым оборудованием, новыми кадрами, чтобы сразу войти в конкурентоспособный слой производителей.

- А теперь о заказе, - переходит к финальной части своего рассказа Последов. - Например: Мы говорим Газпрому: мы предлагаем буксиры и баржи ледового класса по цене которые будут ниже, чем у любого российского производителя и выше качества. Мы берем на себя сервисное обслуживание, проектное и инжиниринговое сопровождение эксплуатации. У нас свой кластер, свои производственные мощности и у нас есть возможность учесть пожелания заказчика на уровне предзаказа. Где-то они попросят движок усилить, где-то марку стали поменять, лебедки заменить. Мы запускаем в серию. И даже в режиме эксплуатации, если обнаружены недостатки, мы имеем возможность быстро поменять проектную документацию, отдать строителю и в следующих судах это учитывать. И даже доработать первые суда, когда со стапелей сойдут последующие.

В этом месте предполагаемого диалога судостроительного кластера с могущественным Газпромом, по мнению Сергея Последова наступит кульминация. Когда газовики убедятся, что кластер способен производить конкурентоспособную продукцию, для этого есть новые верфи, заводы, кадры, встанет вопрос о деньгах. Утвердительный ответ не оставит никаких вариантов для газовой монополии кроме как согласить на долгосрочное сотрудничество. А все-таки где же брать деньги?

- Ничего не выдумывая, - отвечает на этот вопрос говорит Последов, - мы взяли несколько вариантов апробированных в мире схем того как заводить длинные деньги на постройку судов. На первых порах под гарантии ВЭБа будем привлекать иностранные деньги. Уже сейчас мы имеем подписанные инвестиционные соглашения с иностранными компаниями. В настоящее время приступили к созданию совместного предприятия с инвестиционной группой КНР, на организационной платформе ШОС готовим совместные (международные) проекты – заказы на серийное строительство судов. Будем входить в федеральные программы. Уровень господдержки судостроения в Российской Федерации беспрецедентен. Такой поддержки сейчас нет нигде в мире. Просто ее практически никто не использует. Предприятиям, выполняющим Гособоронзаказ, это неинтересно. Им льготы и преференции не нужны, так как денег у них и так достаточно. Кто-то просто не знает о преференциях, кто-то знает, но не знает, как взять. Мы знаем, что у нас есть в этой инвентаризационной карточке, и мы знаем, как это взять и по всем возможным направлениям.

В следующей публикации мы продолжим разговор о кластере как инструменте новой индустриализации. 

Автор:  Святослав Иванов


(Голосов: 2, Рейтинг: 4)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий ТИМОФЕЕВ

первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам«

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика