Cегодня в Липецкой области нет депрессивных территорий
– Андрей Викторович, все мы прекрасно понимаем, что особенностью субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, является наличие контрастных различий в муниципальных районах. Видите ли вы такую проблему у себя в области и каков подход главы региона О.П. Королева к выравниванию таких различий?
– С уверенностью могу сказать, что проблема контрастов между территориями для Липецкой области не актуальна. В регионе еще сохраняется относительная дифференциация по экономическим показателяммежду отдельными районами, но и она ежегодно сокращается. А вот в социальной сфере различия между территориями сегодня отсутствуют полностью.
Это стало результатом многолетней работы администрации области и местных властей по выравниванию территориальной асимметрии, вектор которой был задан главой администрации области О.П. Королевым.
Сегодня в Липецкой области, наряду с федеральной ОЭЗ «Липецк», работают 10 региональных экономических зон, индустриальный парк, 2 промышленных и 2 туристских кластера. Драйвером муниципальной экономики являются и малые формы. В Липецкой области успешно решается задача развития малого бизнеса не только в областном центре, но и в сельской местности. Так, в 2013 году около 70% всех поддержанных областным бюджетом предпринимательских проектов реализовано в муниципальных районах. Развитие кооперации стало «визитной карточкой» нашего региона – по количеству сельскохозяйственных потребительских кооперативов Липецкая область занимает 2-е место в Российской Федерации и 1-е место в ЦФО.
В совокупности эти механизмы образуют равномерный каркас территорий-локомотивов, которые за счет мультипликативного эффекта и кооперационных связей обеспечивают развитие сопредельных территорий с более низким экономическим потенциалом.
Как результат сегодня в области нет депрессивных территорий. Практически устранена дифференциация в уровне регистрируемой безработицы, при этом на всей территории области показатели безработицы значительно ниже среднероссийских.
Большое внимание уделяется повышению качества жизни всех жителей области, независимо от места их проживания.
В области функционирует 35 многопрофильных межмуниципальных медицинских центров, осуществляются телемедицинские консультации, позволяющие получать жителям самых отдаленных районов консультации квалифицированных специалистов на местах. На селе сформирована региональная сеть центров общей врачебной практики, строятся фельдшерско-акушерские пункты.
В образовании внедрены дистанционные технологии, позволяющие получать детям-инвалидам и школьникам из самых отдаленных сел качественное образование от лучших педагогов области.
Завершена региональная программа по строительству плавательных бассейнов во всех муниципальных районах. Начато строительство ледовых дворцов – в Усманском районе и г. Ельце ледовые дворцы уже работают, в Задонском районе – ввод в эксплуатацию запланирован на 1 декабря текущего года.
В сельской местности активно развиваются современная инфраструктура и дороги. Газификация в Липецкой области практически завершена. По обустройству быта сельских жителей водопроводом, горячей водой, центральным отоплением, канализацией и газом область занимает
1-е место в ЦФО и 6-е место в РФ.
В сельской глубинке перекраивается экономическая карта региона
– Каким районам, на ваш взгляд, с помощью региональной власти удалось совершить значительный рывок в модернизации экономики своих территорий?
– Благодаря активной политике развития, проводимой администрацией области, все без исключения муниципальные районыза последние годы существенно нарастили экономический потенциал. При этом в ряде районов изменилась исторически сложившаяся экономическая специализация.
Так, благодаря региональным промышленным зонам опережающими темпами развиваются обрабатывающие производства в традиционно сельскохозяйственных районах – Тербунском и Чаплыгинском. В Чаплыгинском районе ведущей отраслью стало машиностроение в результате реализации проектов ООО «Ропа», ООО «Хавле-Индустриверке», ЗАО «Новый век Агротехнологий». В Тербунах на базе проекта ООО «Рафарма» по производству фармпрепаратов планируется создание фармацевтического кластера.
Одним из крупных центров автомобилестроения становится также исконно сельскохозяйственный Краснинский район, где ООО «Мотор-Инвест» строит автомобильный завод по выпуску внедорожников. В проект уже инвестировано 3,3 млрд руб. и создано 500 рабочих мест. А всего реализация проекта предполагает привлечение 11 млрд руб. инвестиций и создание 3,5 тыс. рабочих мест.
В Усманском районе начато производство самолетов малой авиации «Сигма», планируется создание индустриального парка «Авиаград». В Задонском районе и г. Ельце активно развивается туризм. Здесь созданы региональные зоны туристского типа и туристские автокластеры. Оба района являются участниками федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», в рамках которой из федерального бюджета финансируется развитие инфраструктуры.
Формируются туристские кластеры в Добровском, Данковском и Чаплыгинском районах. В результате этих изменений «перекраивается» экономическая карта области – в сельской глубинке организуются производства продукции с более высокой добавленной стоимостью, создаются новые импортозамещающие производства, организуются высокопроизводительные рабочие места.
– Практика изучения развития районов Липецкой области позволяет нам говорить о том, что руководство региона, экономический блок областной администрации активно помогают районам готовить реалистичные стратегии социально-экономического развития. С какого времени проводится эта работа?
– Комплексное, гармоничное развитие территорий не происходит стихийно, само по себе. Только системная работа, которая базируется на перспективном долгосрочном планировании, способна обеспечить желаемый результат.
Поэтому администрация области на протяжении почти десяти лет – с 2005 года – использует стратегическое планирование, как основной инструмент управления развитием территорий.
Организатором и координатором работы в вопросах стратегического планирования как на областном, так и на муниципальном уровне является управление экономики администрации области.
Отправной точкой стратегического планирования в Липецкой области стало формирование областной Стратегии.Затем этот процессбыл спроецирован на муниципальный уровень. Для органов местного самоуправления была разработана модельная нормативная база, проводились обучающие семинары с участием опытных специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга, подготовлены методические рекомендации.За каждым муниципальным образованием был закреплен постоянный куратор от областного управления экономики, который сопровождал разработку Стратегии на всех этапах вплоть до ее принятия.
Чтобы стимулировать формирование муниципальных Стратегий и привнести в эту работу дух соревнования,администрация области дважды проводила конкурсы на лучшую Стратегию – сначала на уровне муниципальных районов, затем на уровне поселений.Это позволило выявить и распространить лучшие муниципальные практики. В итоге к концу 2008 года стратегические планы развития разработали все муниципальные районы и поселения области.
– Когда за основу был взят курс на стратегическое планирование в развитии мунициплаьных территорий?
– В Липецкой области задача реализации муниципальных Стратегий успешно решается уже с 2011 года через предложенную областными экономистами разработку планов реализации стратегий. Эти планы состоят из набора мероприятий по решению стратегических задач, структурированных по целям, синхронизированных по времени и увязанных по ресурсам.
Сегодня руководством области поставлена новая задача – в максимальной степени задействовать все резервы экономического роста, которыми располагают территории области. Для решения этой задачи концепция планов реализации муниципальных стратегий была изменена, и в настоящее время во всех муниципальных районах и сельсоветах области завершается разработка комплексных планов развития территорий.
Эта работа также сопровождалась постоянным методическим сопровождением со стороны областного управления экономики. Особый упор делался на возможности территорий и их потенциал.
Благодаря совместной работе органы местного самоуправления оценили потенциал своих территорий, выявили инвестиционные площадки и под каждую площадку сформировали инвестиционные предложения.
Комплексные планы развития территорий Липецкой области – это не только планы действий и решения стратегических задач, но и выбор возможностей.
Правильность наших действий в части практической реализации стратегий подтверждена новым Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», который был принят летом текущего года. Комплексные планы развития территорий в полной мере встраиваются в структуру документов стратегического планирования, определенных федеральным законом.
Важен не план как результат, а важен процесс планирования, как творческий, глубоко профессиональный процесс, направленный на поиск оптимальных путей решения задач экономического роста и повышения качества жизни людей. Новые задачи по стратегическому планированию определены федеральным законом, и экономисты Липецкой области уже приступили к их решению.