Самые крупные населенные пункты постепенно становятся участниками федеральной программы «Сельские дороги»
В Липецкой области автомобильных дорог в общей сложности почти 6000 километров. Плотность трасс с твердым покрытием превышает 480 метров на квадратный километр территории региона. Это 12-е место в российском рейтинге.
Что уже сделано? Так называемый Восточный обход промышленной зоны областного центра связал трассы Воронеж — Липецк и Липецк — Усмань с дорогой Липецк — Грязи, в планах продолжение обхода до шоссе на Тамбов. Будет построена и объездная дорога вокруг Чаплыгина. Продолжается сооружение деревенских дорог. Самые крупные населенные пункты постепенно становятся участниками федеральной программы «Сельские дороги». Сданы новые автотрассы к задонским и измалковским деревням. Строились и реконструировались дороги в Тербунском, Хлевенском, Усманском, Добровском районах. Планируется дальнейшее развитие дороги Липецк — Грязи.
До 2017 года запланирован ремонт мостов общей протяженностью свыше 880 метров. И работы идут. В частности, мосты реконструированы на автодороге Липецк — Данков. А состояние дорог и мостов — не только их пропускная способность, но и безопасность движения, которая в последнее время заметно улучшилась. Безусловно, во многом это связано с реконструкцией автодороги «Дон».
Инвестиции в «ноу-хау», по мнению специалистов, вполне оправдывают себя. Например, прекрасно зарекомендовали себя так называемые геосинтетические материалы. Геосетка, применяемая при ремонте автодорог, позволила замедлить образование трещин и существенно продлить сроки эксплуатации дорог. Такие инновации снижают расходы на ремонт как самих дорог, так и автомобилей. При этом качество дорожного полотна — это и безопасность движения. Той же цели служит и сооружение линий наружного освещения. Оно уже несколько лет назад было установлено на автодорогах в Сухой Лубне, Кривополянье, Ситовке, Ильино, в поселке Матырский. Освещена трасса в усманском селе Никольское. Горят ночью светильники на автодороге Липецк — Грязи — Песковатка, на трассе в аэропорт. При этом используются энергосберегающие лампы.
К качественным дорогам города Липецка прибавится надземное метро
В отличие от остальной России, в Липецке критиковалось состояние только городских дорог. Однако с недавнего времени здесь в корне изменилось отношение к дорожному строительству. Об этом можно судить хотя бы по кадровым перестановкам. Если раньше первыми вице-мэрами всегда были чиновники, отвечавшие за экономический блок вопросов, то в этом году своим первым замом Михаил Гулевский впервые назначил председателя департамента транспорта, дорог и благоустройства. Развитие транспортной системы предусматривает миллиардные контракты с европейскими банками.
Подобно европейским коллегам, липецкие дорожники ввели многоступенчатый контроль качества работ и строжайший контроль за гарантийными объектами. Условия были в жесткой, но доступной форме поставлены всем фирмам, работающим на дорожных ремонтах в городе.
Уже этим летом грандиозность дорожной реконструкции в городе не заметили только слепые. В городе впервые капитально ремонтируются одновременно 30 транспортных магистралей (!) И не какие-нибудь второстепенные дороги, а такие оживленные, как улицы Московская, Циолковского, Гагарина, Неделина, Первомайская, Терешковой, 50 лет НЛМК...
Чтобы только на Московской заменить асфальт и построить новые транспортные развязки, требуется 200 миллионов рублей. А из областного Дорожного фонда в 2014 году на капремонт всех дорог Липецку выделено лишь 280 миллионов. Как же быть?
Как отмечает первый вице-мэр Николай Новиков, оплата работы дорожников будет производиться в рассрочку в течение трех лет. Это позволит провести более масштабный ремонт городских улиц. Но и частично стройфирмы начнут получать деньги только после завершения всех работ и проведения лабораторных экспертиз качества укладки асфальта. Как и прежде, действуют гарантийные контракты. Если в течение четырех лет на дорогах появятся выбоины или трещины, подрядные организации устранят брак за свой счет.
Еще одно нововведение появилось в этом году. Назвали его «комплексным подходом». Раньше как дороги ремонтировали? Срезали старый асфальт, укатывали новый и все! Теперь же улицы реконструируются полностью. Кроме дорожного полотна с бордюрами и «ливневки» прокладывают, и разметку наносят, и новые светофоры устанавливают, и тротуары мостят. Не забывая при этом оборудовать дополнительные парковки и всю прилегающую территорию озеленить и благоустроить.
Комплексный подход включает замену уличного освещения, строительство новых остановочных павильонов и даже косметический ремонт фасадов зданий. Дороги, безусловно, разгрузит надземное метро, строительство которого начнется уже в 2015 году. В эту идею руководителя региона Олега Королева мало кто верил. Но уже три компании из России, Германии и Китая предложили свои услуги по прокладке 40-километровой скоростной монорельсовой дороги. Она соединит город-спутник Романово, микрорайоны Юго-Запада и центр города с Левобережьем. Ветка метро перекинется через реку к проходным НЛМК и ОЭЗ «Липецк» с конечной станцией в Грязях.