Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Социосфера | 13.09.2015

Мы не будем больше летать?..

Мы не будем больше летать?..

Как в селе Мосальском Каширского района Воронежской области добывают гравий, срывая дорогу на аэродром

Кто помнит наши публикации «От поля ржи, до моря лжи», тот не будет удивлен, что к селу Мосальскому в Каширском районе Воронежской области у нас отношение особое. На сей раз, к нам оттуда поступил тревожный звонок по поводу дороги на бывший районный аэродром для сельхозавиации. Нам сказали, что ее просто разбирают и увозят в неизвестном направлении.

В Каширском районе и поселении Мосальском социальный оптимизм в большом дефиците

Дорогу мы нашли без труда. Если ехать из Воронежа до Каширской развилки и повернуть в сторону Мосальского, в восьми километрах перед самым селом, фактически на въезде, асфальтированная и добротная она уходит направо и ведет прямо в поля. Вся длина её три – четыре километра. Правда, после поворота через метров пятьсот дорога упирается в густо заросшую лесополосу. Деревья уже сомкнули свои ветки над дорогой, и со стороны села она стала непроезжей. Зато со стороны заброшенного аэродрома, где считай, почти третья часть дорожного полотна была уже снята, мы без труда по оставшемуся песчаному ложу бывшей дороги между деревьев доехали до места «добычи» гравийно-песчаной смеси.

На краю еще не разобранного асфальта стоял экскаватор. Работа у него простая. Он методично ковшом вгрызается во вполне пригодное для эксплуатации дорожное покрытие , и вместе с асфальтом аккуратно снимает слой гравия и загружает в подъехавший самосвал. Вышедший нам навстречу машинист экскаватора объяснил, что его наняли и все вопросы к некоему Игорю Николаевичу по телефону... Он показал сотовый телефон главы Мосальского сельского поселения Фильшина.

Но вернемся к дороге. Еще в советские времена ее строил за свои деньги колхоз «Заветы Ильича» и ведет она к ровной площадке площадью 10 гектаров, грунтовому аэродрому, где в советские времена садились и взлетали так называемые «кукурузники», самолеты АН-2. Они тогда активно помогали аграриям выращивать урожай. Сегодня ни в селе, ни в районе, да боюсь и во всей Воронежской области уже, по-видимому, не найдется, ни одного человека кто бы поверил, что здесь когда-нибудь еще приземлится самолет.

Но нынешний арендатор этой земли саму площадку под аэродром, на языке аграриев луговину, все эти годы не трогал. Во-первых, мало ли что. А, во-вторых, с учетом того, что сегодня к размещению животноводческих комплексов предъявляются строгие требования, их нельзя строить близко к поселению, земельная площадка с подведенной готовой дорогой сама по себе являлась привлекательной инвестиционной площадкой. Но, как говорится, рожденный ползать… В Каширском районе и поселении Мосальском социальный оптимизм в большом дефиците.

На наш вопрос, куда же увозят дорогу, экскаваторщик не ответил. Поэтому мы вынуждены были провести собственное расследование. Пристроились за первым же выехавшим с места «добычи» гравийно-песчаной смеси груженым КРАЗом, с белгородскими номерами и поехали за ним. К нашему удивлению, грузовик привел нас не в Мосальское и даже не в Каширское, а в село Запрудное. Свернув с центральной асфальтированной улицы на грунтовку, судя по глубоким колеям в распутицу едва проезжую, мы поехали между домами и оказались у частной пилорамы. На производственной площадке и вдоль проезда на улице лежали груды песка напополам с гравием.

Вернувшись в Мосальское, в администрации села Фильшина мы не застали. И по сотовому телефону в тот день мы так и не поговорили. Связь, после того, как мы представились, внезапно прервалась. Зато мы получили комментарий от жителей села. Дорога лет уж 15-20 никому не нужна и совсем заросла. Фильшин, по сравнению с предыдущим главой хоть что-то делает. И дорогу он правильно стал разбирать. Так называемые инвесторы столько обещали селянам в прошлые годы, что они теперь не верят никому. А Фильшин хоть понемногу, но отсыпает самые непроходимые грунтовые улицы. Пока по оценкам селян машин в Мосальское разгружается немного. Куда идут остальные? Вроде как Фильшин договорился, что отсыпка улиц поселения идет на условиях взаиморасчета. Часть машин частники увозят себе, они же оплачивают работу техники. Когда в прошлый понедельник мы позвонили Фильшину, ничего существенного к сказанному он не добавил. Дорога заброшенная, это земля общего пользования, сельского поселения. Срывать её начали по просьбе жителей села с улицы Заречной. Они особенно бедствуют весной и осенью от бездорожья. А что касается инвестпроектов, то глава поселения не верит, что нынешние субъекты предпринимательской деятельности способны их осуществить…

Директор школы Тамара Григорьева по совместительству каким-то неведомым образом является и руководителей местной общины свидетелей Иеговы.

Надо сказать, что Мосальское очень красивое село с богатой историей. На видном месте стоит современное здание школы. Вместо сгоревшей старой, благодаря энергии на тот момент главы поселения Людмилы Цукановой и директора школы Тамары Григорьевой, подключивших к решению проблемы даже мэра Москвы Лужкова , и многих высокопоставленных чиновников, удалось в 2005 году построить современную новую школу. Правда, директор школы Тамара Григорьева по совместительству каким-то неведомым образом является и руководителей местной общины свидетелей Иеговы. Община этой осенью справляет новоселье, на месте частного дома построен новый молельный дом. Проезжая мимо мы видели, как рабочие заканчивают его благоустройство. Как сказал нам Фильшин, поскольку молельный дом открылся в частном владении, никакого разрешения и согласования на его открытие не требовалось. Рядом с молельным домом богатый особняк Григорьевой… Одно радует. По словам жителей Мосальского, сектантам во главе с Григорьевой никого из них так и удалось завербовать в свои ряды.

Есть в Мосальском и приходящий в упадок и памятник культурного наследия. Бывшее здание дома культуры построено в начале ХХ века. Здесь размещалось кредитное товарищество – своеобразный крестьянский банк для оказания кредитной помощи крестьянам. У здания давно провалена крыша, а на фасаде хоть и с трудом, но пока читается знаменитый лозунг советского времени: «Вперед к победе коммунизма!» Напротив этого здания на фоне деревенского кладбища как примета нового времени стоит рекламный щит: «Дом вашей мечты по разумной цене…» Но вряд ли кто из жителей Мосальского кроме свидетелей Иеговы здесь о чем-либо таком мечтает. Ничего хорошего от будущего они не ждут. Их тревожит близость атомной станции и надвигающаяся осень. Темными вечерами по довольно широкому, раскиданному селу ходить будет трудно. А когда при встрече с главой районной администрации Пономаревым они поставили вопрос об освещении улиц, тот посоветовал самим собирать деньги и за свой счет вешать фонари. Совет главы района не шибко понравился сельчанам, и они обещают его отблагодарить на ближайших выборах…

Что касается аэродрома. Как нам удалось узнать, сельхозавиация во всей стране почти перестала существовать. А ее остатки действуют на полулегальном положении. Самолеты, выполняя заказы аграриев, садятся поближе к полю на случайных площадках. И немудрено, что случаются аварии. Так в 2004 году, в Павловском районе, близ села Елизаветовка, при заходе на посадку потерпел катастрофу самолет Ан-2. Все три члена экипажа погибли. После этой трагедии власть вроде как собиралась обследовать посадочные площадки сельхозавиации, которые оказались заброшенными, и пришли в полную негодность.

Но тотальная проверка сельских аэродромов так и не случилась. Как объясняют специалисты, чтобы такая площадка была пригодной для эксплуатации и на ней могли садиться самолеты, нужно пройти сертификацию. А кому нужны эти расходы? В Воронежской области по нашим сведениям зарегистрирован только один аэродром для малой авиации.

Куда и на что потрачены бюджетные деньги, никто не знает.

Хотя буквально в 2011 году должна была успешно завершиться грандиозная областная программа по созданию воронежского регионального кластера по разработке, производству и эксплуатации летательных аппаратов малой авиации. Программу «Развитие малой авиации

Воронежской области на 2007-2011 годы» председатель областной Думы В. И. Ключников запустил своим постановлением 12 октября 2006 года.

Общий объем финансирования по программе - 4487,069 млн руб., из них: федеральный бюджет – 377,135 млн руб., областной бюджет – 144,980 млн руб. В рамках реализации программы было запланировано в том числе «проведение мероприятий по передаче местных аэродромов в собственность Воронежской области и обеспечение их содержания» и « организация передачи аэродромов (площадок) категории Д и Е в собственность Воронежской области. Остальные площадки будут эксплуатироваться в рамках совместного ведения с органами местного самоуправления». Есть и такой пункт в программе: «развитие и поддержка сельскохозяйственной авиации в Воронежской области. Создание химических площадок с заправками и хранилищами для химикатов. Создание 2-х химических эскадрилий для обеспечения нужд сельского хозяйства центральной части и юга России». Основной инвестор по этой программе, как нам удалось узнать, уже обанкротился, а ее инициаторы вроде как переехали в Липецк. Куда и на что потрачены бюджетные деньги, никто не знает.

Но ясно, что если мировая практика говорит в пользу сельхозавиации, то и мы рано или поздно вернемся к этому. Доказано, что сельхозпредприятия благодаря авиахимработам могут добиться повышения урожайности на 15–35% и более, одновременно улучшив качество продукции растениеводства. И наше сельское хозяйство рано или поздно будет бороться за эту прибавку. И тогда мы вспомним разрытую дорогу на сельский аэродром.

…Конечно, можно понять Фильшина и жителей Мосальского, утопающих в грязи на улице Заречной. Но, согласитесь, добывать таким образом щебень, все равно что производить изюм путем выковыривания его из булок. И не в Фильшине, конечно, дело. Без согласия районного начальства не решился бы он на срыв дороги. Фильшин прагматик и думает в рамках своего поселения. Но очень жаль, что в кабинетах повыше никто уже не верит, что когда-нибудь из Мосальского взлетит самолет. Что не построит никто там современную ферму. Они не умеют даже мечтать. А потому обречены на вечную безнадегу. Я не думаю, что подобное могло случиться в соседней Белгородской или Липецкой области, где сама атмосфера не позволила бы разобрать готовую дорогу на пока еще невостребованный аэродром. Помните историю с таежной взлетно-посадочной полосой, за которой вопреки здравому смыслу ухаживал долгие годы одинокий смотритель. И его оптимизм, верность долгу спасли жизни многих людей. Мне кажется, очень важно, чтобы команда командиров на любом месте и в любом кабинете верила в возможность полета. А когда они живут обыденной приземленностью и собственным своекорыстным интересом, то и всю страну как тяжелую телегу погружают в грязь скучной безнадеги. И посреди этой грязи процветают как кусты жирной и вонючей амброзии лишь гнезда сектантов.

Автор:  Святослав Иванов


(Голосов: 3, Рейтинг: 5)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий ТИМОФЕЕВ

первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам«

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика