Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Социосфера | 22.04.2021

Воронеж между Хоем и космосом

Воронеж между Хоем и космосом

Отцы нашей области и города, поздравив по отдельности воронежцев с Днём Космонавтики с 60-летием космического полета Юрия Гагарина, повторили одну и ту же фразу: «Не перестанем гордиться тем, что среди первооткрывателей космоса есть и воронежцы. Выше всех из нас поднимались Константин Феоктистов и Анатолий Филипченко. А работники наших предприятий создали не только двигатель легендарного корабля «Восток», но и тренды интеллектуально-технологического развития региона».

Мишин поседел на глазах

А я, честно говоря, не перестаю удивляться, почему из года в год наша власть только и делает, что гордится… Причем, молча, отделываясь текстами написанными казёнными пиарщиками... Тогда как во всём мире, по всей России, каждый факт причастия к этому грандиозному событию мировой истории активно пропагандируется, увековечивается монументами и брендируется. А Воронеж не просто причастен к великой истории. На нашей земле, руками наших рабочих был сделан двигатель третьей ступени, тот самый двигатель, который завершил полёт Гагарина к звёздам, вынес корабль на заданную орбиту.

Корреспондент «Комсомольской правды» Тамара Кутузова 1978 году в четвёртом номере журнала «Техника молодёжи» опубликовала записи бесед с участниками подготовки запуска первого пилотируемого корабля «Восток». Один из них рассказал, как на земле переживали высокий полёт Гагарина: «Ракета медленно-медленно поднялась и пошла. Пошла! И тут разразилась буря восторгов, люди заговорили, зашумели. А через секунду-другую снова все замерли: как там наш Юрий? Как перенесет перегрузки? Не прошло и нескольких секунд, как по всему космодрому раздалось:

— «Заря»! Я — «Кедр»! Все идет хорошо. Все в порядке! Чувствую перегрузки...

Все громкоговорители космодрома передали эти первые слова Юрия Гагарина. Что мы пережили в ту минуту!..

Отрабатывали ступени ракеты. Гагарин о каждой передавал на Землю. И конструкторы, разработавшие их, облегченно вздыхали, поздравляли друг друга.

Напряженное молчание настало в ожидании включения последней ступени. Она работает в очень сложных условиях, в безвоздушном пространстве. От ее включения теперь зависит, выйдет корабль на орбиту или не выйдет.

Главный конструктор двигателей последней ступени ракеты Косберг, вот такой, маленький ростом, в ту минуту будто стал еще меньше... Мне почему-то показалось, что он врос в землю. На площадке не одна сотня людей, и все с немым вопросом смотрят на него.

И вдруг веселый голос Гагарина: «Косберг включился!» — озорно передал Юрий Гагарин с борта космического корабля. Передал прямым текстом, без шифра! Что тут было... Косберг подпрыгнул выше собственного роста. Ребята кричат: «Качать Косберга!» А он стоит улыбается такой уставшей улыбкой и выговорить слова не может».

Как видите, знаменитая фраза здесь звучит иначе. Каноническая , вылитая в металле звучит по иному: «Косберг включился!». Есть версия, что после этого Юрий Алексеевич ещё и добавил: «Красотища какая!».

По воспоминаниям внучки Галины Косберг, за несколько дней до 12 апреля Семён Ариевич рухнул с чердака рыбачьего домика и повредил ногу. Поэтому на Байконур явился с палочкой - хромал сильно. Когда Гагарин крикнул о срабатывании третьей ступени, он вскочил, зачем-то сломал ту совсем не тонкую палочку и пустился в пляс. А рядом сидел мрачный Мишин, отвечавший за тормозную систему и седел на глазах - его система была последней, ждать ему пришлось дольше всех... По словам Косберга , он видел как на его глазах поседел Мишин за те самые 108 минут гагаринского полёта.

Кстати, так случилось , что свой первый в послеполётной жизни автограф Гагарин подарил Косбергу. Просто главный конструктор из Воронежа первым сообразил протянуть космонавту только, что купленный экземпляр местной газеты «Волжская коммуна» от 13 апреля 1961 года. И Юрий Алексеевич на ней написал : «За третью ступень! Ю. Гагарин».

А предшествовало этому грандиозному событию знакомство Семёна Косберга с Сергеем Королёвым, которое состоялось 10 февраля 1958 года . И знаменитое совещание …

Полусекретная миссия Шоломко

…Мне повезло в жизни. Я знаю лично тех , кто в Воронеже непосредственно трудились во благо русского космоса. Сначала я подружился с Николаем Филипповичем Шоломко (на снимке слева). Наши дочери ходили в один детсад, а потом учились в одной школе. Потом мы стали часто встречаться в одном дачном кооперативе. Николай Филиппович, уроженец Полтавской области, выпускник ХАИ, блестящий инженер-изобретатель-рационализатор, «заслуженный испытатель космической техники», кавалер ордена и многих медалей, автор восьми патентов. Как то рассказывал мне о своей командировке в США на завод «Пратт энд Уитни». Во многие цеха ему запрещено было заходить. А курить его сопровождающий выводил на открытую площадку. И однажды в это время начались испытания американского двигателя. Шоломко на слух определил его тип и мощность. И американцы в шутку на прощальном банкете сказали, что ему надо было закрыть не только глаза, но и уши.

В то время, много наших секретов ушло, как он говорил «за банку пива и пакет орешков...» С полусекретной миссией Шоломко побывал и в Китае.

В Воронеже и на предприятии его знают больше как спортивного организатора. Начальник отдела КБХА Шоломко , был многолетним председателем спортивного клуба “Факел” (с 1966 года), мастер спорта СССР, многолетним руководителем областной школы инструкторов по горному туризму Он инициатор строительства спорткомплекса “Факел”. В 1979-м руководил спасательной экспедицией на Алтай - по поиску пропавшего руководителя спортивной группы плотогонов Базилевского. За незлобивый нрав, за доброту и надёжность Шоломко любили и уважали все кто, соприкасался с ним по работе или в спорте. Умер Николай Филиппович в 2010 году, ему был 71 год.
Виктор Николаевич Скачилов (на снимке справа), выпускник МАИ, в апреле 1958 года прибыл в Во­ронеж для работы в ОКБ-154, впоследствии КБХА. Присутствовал на историческом совеща­нии у Королёва в начале 1959 года , на котором Сергей Павлович по­ставил задачу – за год сделать двигатель 3-ей ступени ракеты-носителя для вывода на около­земную орбиту космического ко­рабля с человеком на борту. Алексей Исаев сказал, что за год не реально решить такую сложную задачу, Глушко про­молчал и тогда Косберг сказал: «А я, как ученик Алексея Михайло­вича, обещаю, что КБХА сделает двигатель в срок».

Работники предприятии тогда не только успешно трудились. Театр миниатюр «ТЭМП-20» пользовался боль­шой популярностью в ОКБ, в бук­вальном смысле слова, гремел на всю Воронежскую область джазовый оркестр предприя­тия, являясь лучшим музыкаль­ным коллективом. Именно в на­чале 60-х годов спортсмены предприятия впервые в полный голос заявили о себе в различных видах спорта, особенно в альпинизме и горном туризме. Совсем не случайно именно представитель Игорь Коренюгин ста самым титулованным воронежским альпинистом. Он единственный из воронежцев, кто взошёл на все пять (вместе с Хан-Тенгри) семитысячники бывшего СССР. Дважды он стоял на пик Ленина. Наконец, он первый и единственный из воронежских альпинистов, кому покорился гималайский восьмитысячник . 14 мая 2002 года, первым из группы альпинистов Игорь Коренюгин поднялся на вершину Лхоцзе Главная (8516 метров).

И, ко­нечно, нельзя не вспомнить достижения спортсменов КБХА в футболе. В 1960 году была под рукодством Виктора Скачилова была создана фут­больная команда «п/я 20» – предшественница главной футболь­ной команды Воронежской об­ласти «Факел», которая за пе­риод с 1960 по 1976 гг. неодно­кратно завоёвывала звания чем­пионов и обладателей Кубка об­ласти, становилась чемпионом РСФСР, призёром первенства СССР среди производственных коллективов.

Главный специалист КБХА , награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран Труда, медалью им. СП. Королева, орденом Трудового Красного Знамени, орденом им. СП. Королева, медалью имени С.А. Косберга., автор более 200 научных работах и 20 изобретений, док­тор технических наук, про­фессор, академик Россий­ской Академии Космонавтики имени К.Э. Циолковского Виктор Николаевич на сегодняшний день является старейшим работником предприятия и единственным, кто лично знал Косберга, Королёва и Гагарина.

12 апреля в День Космонавтики состоялась уже традиционная наша встреча вместе с его бывшим подчинённым ведущим конструктором отдела Алексеем Коротеевым. Виктор Николаевич рассказал, что Юрий Гагарин, (после полёта он был начальником Цетра подготовки космонавтов), любил бывать на 95–й площадке, так называлось представительство КБХА на Байконуре. Потому что воронежцы одни из немногих построили у себя русскую баню. А Юрий Алексеевич очень любил это дело. Правда, за пределами бани, рассказал Виктор Николаевич, с Гагариным общаться было очень трудно. У него на каждом шагу просили автографы. Однажды Скачилов был свидетель того как Гагарин выругался и отказал солдатику в автографе . Оказалось, что за не имением другой бумаги тот протянул ему купюру с портретом Ленина. Добавлю, что на снимке между Николаем Шоломко и Виктором Скачиловым на скамейке сидит ныне покойный Геннадий Батейкин, выпускник ВПИ, работал руководителем группы в отделе Скачилова. Снимок мне любезно предоставила его вдова, Анна Николаевна.

К Дню космонавтики – всего два мероприятия

Из мероприятий, которые были посвящены 60-летию гагаринского полёта, я насчитал два. 12 апреля в главном корпусе ВГУ директор АО КБХА Сергей Ковалев вместе с ректором Воронежского госуниверситета Дмитрием Ендовицким открыли совместную экспозицию, посвященной Дню космонавтики и 60-летию полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Главным ее экспонатом стал двигатель РД0109, который был создан коллективами КБХА и ВМЗ и надежно отработал на третьей ступени ракеты «Восток».

Открыл выставку приветственным словом ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий: «Нам очень повезло, что именно в нашем городе находится один из самых известных в мире центров ракетного двигателестроения, объединивший в себе коллективы КБХА и Воронежского механического завода. Сегодня наши студенты получили возможность прикоснуться к истории космонавтики, проникнуться духом тех великих побед».

В своем обращении к студентам директор АО КБХА Сергей Ковалев отметил: «Когда говорят о причастности Воронежа к полету Гагарина, обычно упоминают имена главного конструктора КБХА Семена Ариевича Косберга и директора Механического завода Ивана Ильича Абрамова. Но сегодня я хотел бы рассказать немного о другом человеке. Ведущим конструктором, которому Косберг поручил работы по гагаринскому двигателю, у нас в Воронеже был Василий Петрович Кошельников. Выходец из крестьянской семьи, он получил образование в вузе. После вуза пришел к нам на предприятие и в 28 лет возглавил работы по двигателю, благодаря которому человечество открыло эру пилотируемой космонавтики. Причем двигатель был создан в рекордно короткие сроки – меньше чем за год. В ту пору историю делали такие вот молодые мальчишки, выпускники вузов, похожие на вас. И это лишний раз подтверждает, что вы, нынешние студенты, способны на такие же свершения и даже большие». Своими воспоминаниями об участии в программе создания двигателя для Юрия Гагарина поделился и профессор кафедры математического моделирования ВГУ бывший директор мехзавода Владимир Костин.

Кроме того, в ДК имени 50-летия Октября прошло торжественное собрание Воронежского центра ракетного двигателестроения. О содержании этого собрания говорит тот факт, что упомянутого мною Скачилова сначала хотели посадить в зале… на балкон. Правда, потом передумали и посадили в первых рядах. Слово, конечно, ему не дали. Не пригласили и воронежских родственников Косберга и Конопатова. Нынешнее руководство Центра с одной стороны можно понять. Всякое сравнение со славным прошлым не в их пользу. Да и последние годы безвременья и борьбы за существования сильно изменили человеческие качества не только управленцев. Скандальный уход бывшего руководителя КБХА Владимира Рачука не послужил сплочению коллектива. А нынешние эффективные менеджеры не всегда осознают, что стоят на плечах гигантов. И не озабочены сохранением памяти о них.

К чему я веду. Конечно, празднование этого космического юбилея в Воронеже обязана была провести сама власть. И торжественное собрание ему посвящённое должно пройти как минимум в оперном театре. Потому что космическая тема в Воронеже выходит за рамки двух знаменитых предприятий. К примеру, многие ли знают открытый в 2008 году Музей космической биологии и медицины им. В.В. Антипова в ВГМУ . Музей получил имя выпускника вуза, одного из основателей космической радиобиологии, Лауреата Государственной Премии СССР, профессора В.В. Антипова. Воронежский мединститут совместно с радиобиологическим отделом и отделом врачебного контроля Государственного научно-исследовательского института авиационной и космической медицины проводили исследования и наблюдения за состоянием космонавтов в полете.

Воронежская космическая тема требует и образовательной и информационной программ. Невежество в этой теме встречается на каждом шагу. В одном из текстов на сайте солидного информационного агентства читаю : «Разработка кислородно-резиновых жидкостно-реактивных двигателей…» Ещё один выпускник ВГУ пишет : «Двигатель для верхних ступеней космических ракет РД 0109 в «полный рост».

Ну и ближайшей задачей для власти и общественности является, на мой взгляд, установка в сквере напротив КБХА и мехзавода макета третьей ступени ракеты-носителя «Восток». Такой памятник станет настоящим символом воронежского космоса, будет привлекать к себе не только воронежцев, но и гостей города. Технически, как мне сказали специалиста, найти все составляющие третьей ступени не так уже сложно. Было бы желание. Ну а что-то можно и изготовить.

К памятнику Хою – не пойду

Наша власть почем-то охотно откликается на всякие маргинальные идеи, вроде установка памятника рокеру Хою, лидеру группы «Сектор газа». Честно говоря, и я не против. Но к памятнику Хою точно не пойду и внучку туда не поведу. Не дай Бог она всерьёз заинтересуется его творчеством и начнёт ему подражать… Но навстречу почитателям Хоя думаю можно пойти, дав разрешение его поклонникам соорудить памятник Хою на воспетой им окраине.

Но главным направлением монументальной пропаганды в городе должны быть памятники, которые не только обозначат великую эпоху покорения космоса, к которой причастен Воронеж, но и будут вдохновлять на новые достижения. Я не устаю повторять, что именно высокотехнологические производства и люди занятые в них, подняли Воронеж из провинциального болота. Сделали его городом высокой науки и техники, дали толчок развития спорта и культуры. И об этом мы должны помнить.

Святослав Иванов 

Автор:  Святослав Иванов


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий ТИМОФЕЕВ

первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам«

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика